Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Воспитание

Всем миром

Казачьему роду нет переводу
Учительская газета, №39 от 28 сентября 2021. Читать номер
Автор:

День 1 сентября в 32 классах Каневского района (Краснодарского края) прошел по-особенному. Как у всех школьников страны, это был День знаний. Как у всех школьников страны, он начался с урока, посвященного науке и технологиям. Но только они, эти парни и девушки из школ и классов казачьей направленности, пришли на занятия в особой форме: штаны с красными лампасами, рубашки и юбки особого кроя, пилотки и обязательные казачьи нашивки.

Казачье образование реализуется в Краснодарском крае вот уже пять лет. В Каневском районе (станица Каневская – самая большая станица в мире, гордо сообщает стела на въезде в населенный пункт) казачьи группы есть в каждой школе, а в некоторых школах и целые классы – всего 140 групп и классов. Директор одного из учебных заведений поделился со мной: могли бы и больше детей в казачью группу записать, да она не резиновая. Интерес к казачьему образованию растет. В чем причина? Чем оно оказывается таким привлекательным и для взрослых, и для детей?

Но сначала хочу спросить читателей: кто такие казаки? Ответьте себе, не подглядывая в Википедию, зафиксируйте первое, что придет в голову. Я опросила неширокий, но раз­но­воз­раст­ной круг. Дети младших и средних классов отвечали: «Национальность такая». Те, кто постарше, выносили на первый план служение Родине, православные традиции. Кто-то вспомнил произведения Михаила Шолохова. В Краснодарском крае на вопрос о казаках вам ответит без запинки и первоклассник (проверила): «Это защитники». И правда, первое упоминание о казаках шло в значении «страж».

Некоторые исследователи, кстати, считают казаков отдельным этносом. Но вопрос спорный. Главные же ассоциации с данным понятием: защита Отечества, веры, власти, семьи, а еще – кони, шашки, бесстрашие, удаль.

Предмет «Кубановедение» в крае обязательный, а не факультативный, как краеведение во многих других регионах, и преподается с первого по одиннадцатый класс. Чем же казачье образование отличается от традиционного, где проявляется разница?

В группах, поясняет мне директор методической службы районного информационно-методического центра Максим Петрович Коваленко, разница реализуется на внеурочном уровне, а вот в специализированных классах ряд предметов, которых нет в других, параллельных, но не казачьих, включены в учебный процесс как важная, полезная добавка: история и культура кубанского казачества, основы православной культуры. К истории добавлен современный аспект казачества – участие в защите границ России, в защите Крыма.

– В последние годы замечено, что образовательная система несколько отошла от темы воспитания. Но воспитание не менее важно, чем знания, ведь речь идет о структуре личности. Основное в казачестве – это направленность на воспитательную деятельность: патриотизм, гражданственность. Формирование в детях любви к Богу, к семье, к Отечеству. Вот три главных постулата казачества, – говорит Максим Петрович.

Как же все началось? Где был первичный импульс?

Официальная инициатива шла со стороны казаков. Известное в Краснодарском крае имя – Александр Николаевич Долуда, атаман Всероссийского казачьего общества. Он активно ратует за развитие казачьего движения. Высказанная им идея казачьего образования была поддержана губернатором края.

Но, главное, она была одобрена населением, которому исконно близки традиции казачества. Ведь даже само название здешних поселений – станицы, хутора – идет от них, казаков, которые в 1792 году по указу Екатерины II двинулись с насиженных мест на Кубань в ростовские земли, где основывали станы.

Если смотреть на историю казачьего образования по датам, то началось движение в станице Каневской еще до того момента, как было провозглашено властями.

Школа №3 – старейшее учебное заведение района, ей более ста лет. В конце XX века здесь стихийно стали формироваться казачьи группы. А в 2008 году на общем сходе родители и учащиеся приняли решение воспитывать детей в традициях кубанского казачества системно, а не только в пределах внеурочной деятельности. Школа получила статус казачьего образовательного учреждения. Духовными кураторами являются служители Свято-Пантелеимоновского храма, часто бывают здесь на мероприятиях.

Родителей в идее казачества привлекает прежде всего четкая система воспитания. В ней и строгости хватает! Иерархия отношений, уважение старших, послушание. Кому-то казачьи нравственные устои кажутся слишком жесткими – ну что же, в казачьи классы насильно никого не записывают. Так же и в отношении вероисповедания: только на добровольной основе.

За каждым казачьим классом и группой закреплен казак-наставник. Он знакомит с традициями, приобщает к определенному жизненному укладу, помогает освоить исконные казачьи навыки. Например, такие как уход за лошадьми.

В станице Челбасской действует конноспортивный клуб, являющийся филиалом краевой школы олимпийского резерва. Казак в нескольких поколениях Николай Иванович Клименко всю жизнь посвятил конному спорту, воспитал немало юных спортсменов, занимавших призовые места во всероссийских соревнованиях. Внимательность к каждому ребенку сделала его другом многих детей. Члены клуба не только учатся искусству верховой езды, но и ухаживают за животными. Некоторые так увлечены, что приходят в 4-5 часов утра, чтобы почистить и накормить лошадей. Казачье образование – это не только слово, но и дело.

Увлекательно и торжественно проходит посвящение в казачата – с использованием традиционной казачьей атрибутики: шашка, присяга, нашивки. А еще песни и танцы – казачья культура сегодня всему миру известна. В том числе уникальное умение – фланкировка, виртуозное владение шашкой – на скаку, с закрытыми глазами. Владимир Николаевич Стыцюра достиг в этом большого мастерства и намеревается открыть клуб для обучения юных казаков.

Не так давно в станице появилось и дошкольное казачье учреждение – детский сад №31. Чтобы получить данный статус, требуется выполнение ряда условий: подготовленный педагогический коллектив, одобрение родительской общественности и желание ребят.

Что же привлекает детей в казачестве?

Форма? Конечно. Красиво, выделяет в общей массе. Интересно? Однозначно. Казакам скучно не бывает: соревнования, казачьи игры, конкурсы строевой подготовки. Вовлеченность в мир взрослых: участие в крестных ходах, посадка деревьев, оказание помощи ветеранам. Горящие глаза? Да, казачата и казачки (девочки не уступают парням в активности) всегда заметны по особому блеску в глазах, в них нет уныния. Многое значит и ощущение себя в коллективе единомышленников.

– Юные казаки всегда заметны, – делится Максим Петрович Коваленко собственными наблюдениями. – Это люди со своим восприятием мира, с твердой гражданской позицией, целеустремленные, понимающие, чего они хотят и как устроен мир.

– Раньше казаки сыновей с первых лет жизни готовили к военной службе. Современные казачата, вырастая, тоже выбирают военные профессии?

– Выбирают, но, конечно, не все. Профориентационной цели как таковой у казачьего образования нет. Некоторые выпускники получают целевое направление в Кубанский государственный университет. Из прошлого выпуска есть дети, поступившие в Санкт-Петербургский педагогический университет, в Ростовский государственный, а также в Краснодарский институт МВД.

И снова к началу учебного года. За парты 1 сентября сели 2,5 тысячи казачат в Каневском районе. Скорее всего, их количество будет расти.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту