search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В российских колледжах появится около 500 учебных программ Спикер Госдумы призвал уходить от практики обучать в магистратуре бакалавров, отучившихся по другому профилю В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку Что такое эффективный диалог? Как научиться разговаривать с коллегами, школьниками и их родителями Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей Одаренные школьники Сочи получили именные премии У сотрудницы Челябинского вуза выявили корь Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Проект программы воспитательной работы представило «Движение первых»
0

Вселенские раздумья человечества

«Раскрыть сердце» учащихся, воспитать «гуманитарно мыслящих людей», дать углубленные знания в области русской культуры, которые сопряжены с планетарным (космическим) осмыслением роли человека на Земле, – такие цели преследуют программы гуманитарного интегрированного этико-эстетического курса «Восхождение».

Человеку ХХI века предстоит главное испытание – глубинное восприятие понятия «культура». Если учесть, что древний корень «культ» значит «почитание», а санскритский корень «ур» – свет, огонь, то культура – это почитание света, высшего творческого огня, который есть внутри каждого человека как основа его бытия. Просто образованный человек еще не является культурным.

Культура – это духовная сущность человека, его стремление к совершенству (к «ВОСХОЖДЕНИЮ»), отсюда становится понятным внутренний смысл курса с таким названием, рожденный в литературно-краеведческом музее.

Один из путей углубленного изучения культуры – интеграция гуманитарных знаний, поэтому программы курса предполагают факультативное изучение фольклора, этнографии, мифологии, истории религий, литературы, истории, русского языка, философии, истории культуры, этики. Содержание программ насыщено материалом, связанным с историей и культурой родного края – Вологодчины, русского Севера.

Обозначим основные инновационные идеи педагогики, реализованные в курсе «Восхождение»: это новый подход к решению образовательных и воспитательных задач. Сейчас основное внимание школа уделяет усвоению знаний, до 80% программ рассчитаны на развитие левого, логического полушария; эмоционально-образное, отвечающее за нравственные установки правое полушарие развивается слабо, поэтому из нее выходят обученные, но зачастую невоспитанные люди.

Это идея использования достижений ноологии – науки о воспитании мысли. Экология – ключевое слово нашего времени, оно связано с защитой, сохранением, возрождением, то есть с этикой кризисного периода. Название курса – «Восхождение» – подчеркивает развитие, совершенствование, что возможно только в условиях «воспитанной» мысли.

Это идея использования широкого спектра способов познания мира при разработке инновационных программ. Программа по народоведению «Душа народная…»; мифологическо-факультативная программа «Мифы древних славян»; факультатив «Этническая история русских: духовный опыт»; лингвистическая (через язык) программа «Санскрит и русский язык»; художественное познание, научное (традиционные формы познания мира в современной школе). Все это рассредоточено по всем программам.

Идея знакомства школьников с основными законами Космоса, гармонизирующими отношения человека с миром. Мифологический взгляд наших предков на природу и мироустройство гарантировал соблюдение этих законов. Если Небо представлялось Отцом, а Земля – Матерью, то кощунством считалось плюнуть в лицо Матери. Сегодня для многих загрязнение природы и развращение души не считается грехом, поэтому идея открытия, расширения и развития сознания учащихся очень ценна. Идея развития у школьников ХХI века планетарного (космического) мышления способствует не только бережному отношению учащихся ко всему живому и сущему, но и развивает способность расшифровывать «закодированную» память предков в дошедших до наших дней материальных реалиях культуры.

Галина ФЕДОРОВА, учитель литературы, Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте