«Раскрыть сердце» учащихся, воспитать «гуманитарно мыслящих людей», дать углубленные знания в области русской культуры, которые сопряжены с планетарным (космическим) осмыслением роли человека на Земле, – такие цели преследуют программы гуманитарного интегрированного этико-эстетического курса «Восхождение».
Человеку ХХI века предстоит главное испытание – глубинное восприятие понятия «культура». Если учесть, что древний корень «культ» значит «почитание», а санскритский корень «ур» – свет, огонь, то культура – это почитание света, высшего творческого огня, который есть внутри каждого человека как основа его бытия. Просто образованный человек еще не является культурным.
Культура – это духовная сущность человека, его стремление к совершенству (к «ВОСХОЖДЕНИЮ»), отсюда становится понятным внутренний смысл курса с таким названием, рожденный в литературно-краеведческом музее.
Один из путей углубленного изучения культуры – интеграция гуманитарных знаний, поэтому программы курса предполагают факультативное изучение фольклора, этнографии, мифологии, истории религий, литературы, истории, русского языка, философии, истории культуры, этики. Содержание программ насыщено материалом, связанным с историей и культурой родного края – Вологодчины, русского Севера.
Обозначим основные инновационные идеи педагогики, реализованные в курсе «Восхождение»: это новый подход к решению образовательных и воспитательных задач. Сейчас основное внимание школа уделяет усвоению знаний, до 80% программ рассчитаны на развитие левого, логического полушария; эмоционально-образное, отвечающее за нравственные установки правое полушарие развивается слабо, поэтому из нее выходят обученные, но зачастую невоспитанные люди.
Это идея использования достижений ноологии – науки о воспитании мысли. Экология – ключевое слово нашего времени, оно связано с защитой, сохранением, возрождением, то есть с этикой кризисного периода. Название курса – «Восхождение» – подчеркивает развитие, совершенствование, что возможно только в условиях «воспитанной» мысли.
Это идея использования широкого спектра способов познания мира при разработке инновационных программ. Программа по народоведению «Душа народная…»; мифологическо-факультативная программа «Мифы древних славян»; факультатив «Этническая история русских: духовный опыт»; лингвистическая (через язык) программа «Санскрит и русский язык»; художественное познание, научное (традиционные формы познания мира в современной школе). Все это рассредоточено по всем программам.
Идея знакомства школьников с основными законами Космоса, гармонизирующими отношения человека с миром. Мифологический взгляд наших предков на природу и мироустройство гарантировал соблюдение этих законов. Если Небо представлялось Отцом, а Земля – Матерью, то кощунством считалось плюнуть в лицо Матери. Сегодня для многих загрязнение природы и развращение души не считается грехом, поэтому идея открытия, расширения и развития сознания учащихся очень ценна. Идея развития у школьников ХХI века планетарного (космического) мышления способствует не только бережному отношению учащихся ко всему живому и сущему, но и развивает способность расшифровывать «закодированную» память предков в дошедших до наших дней материальных реалиях культуры.
Галина ФЕДОРОВА, учитель литературы, Вологодская область
Комментарии