search
main
0

Всех умных – в одну палату. Общественную

На городском родительском собрании утверждено Положение о Московской общественной палате по образованию и избраны члены палаты. Идея создания такой палаты принадлежит председателю комиссии Мосгордумы по науке и образованию Евгению Бунимовичу. Правда, придя на прием к мэру Юрию Лужкову, депутат и одновременно учитель математики предложил создать нечто не зависимое от системы образования, что будет объективно оценивать ее работу. Вообще странно, неужели учитель математики еще не настрадался от всяческих проверок, которые проводят люди независимые, но не очень сведущие в специфике образования? Один недавний пример – проверка Московского городского педагогического университета. Проверяющие сначала попросили им объяснить, чем занимается университет, как работает, а потом сделали выводы, и стало понятно: не все и не так поняли из того, что им объяснили. Так что независимость хорошо, но она должна быть подкреплена еще и компетентностью.

вправе по решению совета палаты проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города, местного самоуправления по согласованию с Мосгордумой, затрагивающих:

По мнению родителей и педагогов, не нужно никаких новых контролирующих и оценивающих органов – нужен орган, который бы представлял интересы образования на всех уровнях городской власти. Так возникла идея городской общественной палаты по образованию, которая должна работать в контакте с властью, чутко реагируя на все предлагаемые ею новшества в области образования.

Теперь и Бунимович немного подкорректировал свою позицию по поводу общественной палаты, говоря, что она нужна, важна и не только для контроля, но и для взаимодействия власти и общества.

На общегородском собрании родительской общественности его участникам подробно рассказали, как происходило выдвижение кандидатур в общественную палату. Все общественные организации, в той или иной мере занимающиеся проблемами образования, на заседаниях своих советов обсудили вопрос о том, кто мог бы представлять их интересы в этом новом органе самоуправления. Правда, к сожалению, среди кандидатов почти все – начальники, которые что-то возглавляют, все в той или иной мере по своей основной работе связаны с исполнительной властью, а потому возникает некое сомнение в том, что они найдут в себе силы действительно стать независимыми от этой власти, когда речь пойдет о тех решениях, которые будут в той или иной мере судьбоносными для системы образования и которые нужно будет отстаивать или, наоборот, отвергать. Мы уже видим, как много в стране общественных органов, гражданских институтов, но они не влияют на изменение политики власть предержащих в той мере, в какой бы этого хотелось обществу в целом. Именно поэтому и принимают подчас реформаторы те решения, которые нужны власти, а не те, что отвечают интересам граждан. Об этом, кстати, очень часто говорит Юрий Михайлович Лужков. Зато не нашлось в составе палаты места для представителей СМИ, которые пишут на темы образования, а ведь в столице есть журнал «Московская школа…», «Столичное образование» и другие педагогические издания, есть телеканал «Столица», радиостанция «Эхо Москвы», где работают журналисты, многие годы профессионально занимающиеся проблемами образования. И в российской Общественной палате СМИ представлены, и в Общественном совете при Министерстве науки и образования журналисты есть, непонятно, чем хуже столичная общественная палата.

Но, с другой стороны, не может не радовать, что в составе палаты много знакомых людей, которые известны своей работой на ниве образования. Это члены городского совета родительской общественности Ирина Ярчак, Владимир Извеков, Дина Ковальчук, председатель городского совета родительской общественности по дошкольному образованию Василий Ермолин, ректор МГПУ Виктор Рябов, председатель Совета ветеранов педагогического труда Вера Калгашкина, председатель Совета старейшин педагогического труда Светлана Коровина, председатель Большого жюри конкурса «Учитель года Москвы» Галина Китайгородская и другие. Это люди, которые очень хорошо знают городскую систему образования, поэтому есть надежда, что они смогут повлиять на решения исполнительной и законодательной власти, которые касаются образования.

Евгений БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии по науке и образованию Московской городской Думы:

– Меня считают инициатором создания независимого от образования органа взаимодействия и контроля. Но идея, как говорится, витала в воздухе, витала довольно давно и стала очевидной. Надо сказать, что именно одно из городских родительских собраний подвигло меня на этот шаг, поскольку на этом собрании нам с Любовью Петровной Кезиной родители задавали очень много толковых и значимых вопросов, мы на них отвечали, но было понятно, что нужна какая-то иная форма диалога. Не просто ответы на вопросы, а уже переход на другой уровень взаимодействия. Как руководитель Комиссии по науке и образованию городской Думы, я не раз встречался с теми, кто представляет городскую родительскую общественность, и многие вопросы мы пытались решить вместе. В том числе провести экспертизу законопроектов, обсудить уровень контроля в образовании и так далее. С образованием общественной палаты по образованию все и в самом деле выходит на какой-то другой уровень. Насчет этой палаты никаких иллюзий у меня нет, она мало что сможет сделать в городском образовании. Но в то же время, я полагаю, что она и много может сделать в городском образовании, если станет экспертировать те законы, которые мы принимаем, ведь по этим законам потом предстоит работать всем школам. Сегодня есть много проблем и противоречий даже между разными группами. Например, когда шла речь о компьютеризации школ, возникла серьезная проблема обеспечения компьютерами детей-инвалидов, которые не могут посещать школу. Одно дело, когда мы даем компьютер школе и там им пользуются 15-20 человек, совсем иное, когда мы даем его домой ребенку-инвалиду, и он один пользуется этим компьютером. Когда компьютеров не хватает школам, возникает вопрос, почему мы даем одному ребенку то, чем могут пользоваться десятки детей. Нынче компьютеры дают тем учителям, которые могут с ними работать, и опять возникает вопрос: почему мы даем компьютеры им, а не «размазываем» равномерно по всем? Мне кажется, что такой компетентный и серьезный орган, как общественная палата Москвы по образованию, может определить и выделить очень многие приоритеты городского образования, потому что нельзя сверху спускать даже идею независимого контроля. Мы это видим сегодня, когда Госдума приняла в третьем чтении Закон «О едином государственном экзамене», и независимый контроль сводится к тому, что он будет осуществляться после школы и в той одной, единой, как асфальтовый каток, форме, к которой у нас так много вопросов и претензий. На самом деле независимый контроль и взаимодействие намного более серьезное и объемное дело. Именно городская общественная палата по образованию могла бы (а мне бы этого очень хотелось) действительно определять, где у нас болевые точки образования, а где у нас точки роста, точки прорыва, которые сегодня есть. Мы часто вспоминаем то время, когда учились сами, и вспоминаем очень хорошо. Но мы не устаем критиковать нынешнее образование. Однако очень спорный вопрос – когда и какое было и есть образование, но те формы, которые когда-то нас всех устраивали, сегодня нас устраивать перестают, поэтому нужно искать иные формы взаимодействия, в том числе и в управлении образованием. В этом смысле надежда на участие общественности. Для того чтобы делать то же управление образованием, нам сегодня нужно делать совсем не то же самое, что было двадцать лет назад. Формы и содержание очень важны для наших детей, они еще важнее, чем для нас. Сегодня каждый наш ребенок – индивидуальность, и с ним нужно работать по-новому. Нам нужно всем вместе искать эти новые работы. Я хочу, чтобы все очень серьезно отнеслись к столичной общественной палате по образованию и через нее обращались к власти, выстраивая мост взаимодействия.

Ирина ЯРЧАК, председатель городского совета родительской общественности:

– Мы создаем общественную палату по образованию как орган общественного контроля за образованием. Что заставило нас создать такую палату? Прежде всего развитие национального проекта «Образование», потребность самой системы образования в саморазвитии и реформировании, осознание всем гражданским обществом (не только педагогов, но и родителей) необходимости таких перемен, развитие общественной составляющей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях. На встречах с родителями мы уже видим, что они принимают активное участие не только в жизни школы, но и в управлении ею.

Изначально было решено, что общественная палата будет формироваться на основе добровольного участия в ее деятельности граждан, московских общественных объединений педагогов и родительской общественности.

На городском родительском собрании большинством голосов при одном воздержавшемся было утверждено «Положение об общественной палате по образованию в Москве». В соответствии с ним после окончательного утверждения состава палаты ее членам предстоит работать два года.

Положение предусматривает, что в общественную палату должны войти 50 человек. Мы должны были выдвинуть всего 35 членов, но в конце концов получилось, что достойных набралось 38 человек. На городском родительском собрании в состав палаты они были избраны единогласно. Теперь мэр Москвы определит кандидатуры остальных членов палаты, предложив войти в нее гражданам, имеющим особые заслуги перед городом и обществом. По Положению членом общественной палаты может быть гражданин РФ, проживающий в Москве и достигший 18-летнего возраста. Причем членами палаты не могут быть должностные лица, занимающие и замещающие должности государственной гражданской службы органов исполнительной власти Москвы, муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления. Палата сможет образовывать различные комиссии и рабочие группы. В комиссии будут входить только члены палаты, а вот в состав рабочих групп еще и представители общественных объединений и иные граждане, привлекаемые к работе палаты. Своей работой палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, проживающих в столице, общественных объединений педагогов и родительской общественности, органов студенческого и местного самоуправления, органов исполнительной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов развития образования в Москве, обеспечения безопасности и защиты прав обучающихся. Это будет достигаться путем привлечения граждан, общественных объединений педагогов и родительской общественности к определению и осуществлению региональной политики в области образования, не противоречащей политике РФ в этой сфере, в выдвижении и поддержке гражданских инициатив, имеющих общегородское значение и направленных на развитие столичного образования. По Положению палата сможет проводить общественную экспертизу проектов московских законов, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти города и проектов региональных программ развития образования, участвовать в проведении независимого контроля качества столичного образования, вырабатывать рекомендации органам исполнительной власти города при определении приоритетов в области развития образования и оказывать информационную, методическую и иную поддержку жителям Москвы в области образования.

Официально

Основные формы работы общественной палаты

Основными формами работы общественной палаты будут пленарные заседания, заседания ее совета, комиссий и рабочих групп.

Пленарные заседания проводятся не реже двух раз в год, но по решению совета палаты может быть проведено внеочередное пленарное заседание.

Палата вправе:

– проводить слушания по общественно важным проблемам в области образования и воспитания,

– давать заключения о нарушениях законодательства РФ и Москвы в области образования органами исполнительной власти города, органами местного самоуправления и направлять эти заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам,

– проводить оценку проектов законов и нормативных правовых актов органов госвласти города, органов местного самоуправления по вопросам образования, воспитания и защиты прав детей,

– приглашать представителей органов госвласти города и местного самоуправления на пленарные заседания,

– направлять членов палаты для участия в заседаниях коллегий органов исполнительной власти Москвы в порядке, определяемом правительством Москвы,

– направлять членов палаты для осуществления контроля за проведением независимой аттестации образовательных учреждений и оценки качества знаний обучающихся в учреждениях системы Департамента образования.

Решения общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер.

Общественная экспертиза

Общественная экспертиза вправе по решению совета палаты проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города, местного самоуправления по согласованию с Мосгордумой, затрагивающих:

– принципы государственной политики в области образования,

– обеспечение прав граждан РФ на получение образования,

– обеспечение качества получения образования учащимися образовательных учреждений системы Департамента образования,

– обеспечение безопасности и здоровья учащихся.

Заключения общественной палаты по результатам экспертизы направляются мэру Москвы, в Московскую городскую Думу, в правительство Москвы, в органы исполнительной власти Москвы и местного самоуправления и подлежат обязательному рассмотрению. При рассмотрении заключений палаты по результатам экспертизы на заседаниях коллегий органов исполнительной власти города приглашаются члены общественной палаты.

Ежегодный доклад общественной палаты

Палата ежегодно готовит и публикует в периодическом издании правительства Москвы доклад о состоянии развития столичного образования, обеспечения безопасности и защиты прав обучающихся.

Участие в работе правительства Москвы и органов исполнительной власти Москвы

Правительство Москвы обеспечивает присутствие на своих заседаниях членов общественной палаты, уполномоченных ее советом.

Органы исполнительной власти города обеспечивают присутствие на заседаниях коллегий членов общественной палаты, уполномоченных ее советом.

Количество представителей общественной палаты на заседаниях правительства Москвы и коллегиях органов исполнительной власти Москвы не может превышать трех человек.

Содействие членам общественной палаты в исполнении ими своих полномочий

Органы исполнительной власти Москвы и местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные и муниципальные служащие обязаны оказывать содействие членам общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных Положением о палате.

В общественную палату по образованию избраны:

От городского совета родительской общественности

Ирина Ярчак, председатель городского и Западного окружного совета родительской общественности,

Дина Ковальчук, председатель Юго-Восточного окружного совета родительской общественности,

Владимир Извеков, председатель Юго-Западного окружного совета родительской общественности,

Ирина Янакова, заместитель председателя родительского совета Московского общества греков,

Тамара Баранова, председатель родительского комитета школы №1124; председатель совета многодетных семей района Ново-Переделкино,

Лидия Кушакова, председатель родительского совета школы №864, председатель правления общественной организации семей с детьми-инвалидами.

От городского совета родительской общественности по дошкольному образованию

Василий Ермолин, вице-президент компании НКК, председатель городского совета родительской общественности по дошкольному образованию, отец троих детей,

Анастасия Фомина, педагог-психолог детского сада компенсирующего вида №2399.

От совета директоров государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования

Александр Лунькин, директор строительного колледжа №12.

От городского совета ученической общественности

Александр Капустин, аспирант социально-педагогического факультета Московского городского психолого-педагогического университета, консультант городского совета ученической общественности.

От Совета ректоров вузов Москвы

Виктор Рябов, профессор, академик РАЕН, ректор Московского городского педагогического университета.

От городского совета директоров педагогических колледжей

Татьяна Черник, директор педагогического колледжа № 14.

От Совета учреждений дополнительного образования детей

Дмитрий Монахов, директор Московского городского Дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах.

От Совета директоров образовательных учреждений городского подчинения

Михаил Мокринский, директор лицея №1535.

От городского совета руководителей государственных дошкольных образовательных учреждений

Нина Гусева, заведующая детским садом №1781, председатель городского совета руководителей дошкольных образовательных учреждений.

От совета по развитию общественного и негосударственного образования

Тамара Карасева, директор НОУ школа-детский сад «Юные капитаны».

От городского экспертного совета по проблемам экспериментальной и инновационной деятельности в столичном образовании

Ольга Глазунова, член городского экспертного совета по инновациям,

Валентина Мартынова, член городского экспертного совета по инновациям.

От совета директоров государственных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

Людмила Шакирова, директор специальной коррекционной школы-интерната №52, председатель совета директоров государственных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

От совета безопасности московского Департамента образования

Вячеслав Сивко, член совета безопасности Департамента образования, полковник в запасе, Герой России, участник боевых действий в Афганистане и в Чеченской Республике.

От совета ветеранов педагогического труда

Вера Калгашкина, председатель совета ветеранов педагогического труда.

От городского совета старейшин

Светлана Коровина, председатель совета старейшин.

От городского совета молодых учителей

Павел Кузьмин, председатель совета молодых учителей.

От общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества»

Игорь Понкин, доктор юридических наук, преподаватель кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ, директор и председатель правления Института государственно-конфессиональных отношений и права,

Игорь Метлик, доктор педагогических наук, сотрудник НИИ семьи и воспитания.

От городского совета по экспериментальной и научной деятельности в учреждениях профессионального образования

Сергей Дармодехин, доктор педагогических наук, академик РАО, ученый-секретарь Российской академии образования, директор НИИ семьи и воспитания.

От межнационального консультационного совета (МКС) при правительстве Москвы

Хуршеда Хамракулова, доцент кафедры словесности Высшей школы экономики, член президиума и руководитель рабочей группы по образованию МКС при правительстве Москвы, руководитель таджикского культурного центра в Москве.

От совета родителей, имеющих детей-инвалидов

Виктор Гаранин, помощник ректора МГСУ, председатель совета родителей, имеющих детей-инвалидов.

От совета директоров государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Игорь Акопянц, директор школы-интерната циркового профиля для детей-сирот №15 имени Юрия Никулина, заслуженный учитель РФ, лауреат премии мэра Москвы в области образования, победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2006».

От координационного совета по патриотическому воспитанию детей и молодежи

Расим Акчурин, генерал-полковник, член совета по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

От совета общественных организаций по поддержке развития кадетского образования в городе Москве

Александр Владимиров, генерал-майор, кандидат политических наук, председатель Московского суворовско-нахимовского содружества.

От студенческого совета МГППУ

Михаил Романов, лидер открытой ассоциации ученической общественности Москвы «Молодежное объединение столицы», студент факультета социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета.

От городского совета самоуправления студентов

Александра Широкова, студентка колледжа №8.

От федерации психологов образования России

Юрий Забродин, профессор, доктор психологических наук, академик, вице-президент ФПО, руководитель Московского отделения ФПО.

От некоммерческого партнерства «Столичный учитель»

Галина Китайгородская, профессор, доктор педагогических наук, директор центра интенсивного изучения иностранных языков МГУ, директор школы педагогического мастерства Департамента образования, председатель Большого жюри конкурса «Учитель года Москвы»,

Андрей Лукутин, учитель года Москвы-2004, методист методического центра Южного округа, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2004» в номинации «Традиции в образовании», президент некоммерческого партнерства «Столичный учитель».

От ООО «Всероссийское педагогическое собрание»

Сергей Анатасян, член Московского отделения ООО «ВСП», проректор Московского городского педагогического университета.

От Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Сергей Кузин, председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте