Сергей БЕЛОГОЛОВЦЕВ, актер, телеведущий, отец троих детей: – Я абсолютно уверен, что дети с различными возможностями должны учиться вместе. Уж коль скоро мы решили, что строим новое общество, то должны признать: в любом нормальном обществе (в Европе, в США) именно отношение к людям с ограниченными физическими возможностями абсолютно толерантное, к ним относятся с любовью, для них строят всякие подъемники в автобусах, пандусы и так далее. Мы изучали опыт других стран, у них, правда, есть некая проблема: там дети, которые имеют те или иные формы физических недостатков, настолько окружены заботой и любовью, что они порой перестают бороться за то, чтобы развиваться. То есть этот мальчик, которого посадили в коляску в детстве, – еще раз говорю – если с ним заниматься физическими упражнениями, если заставлять его ходить, если его где-то насильно засунуть в нормальную среду, возможно, он натренируется.
Я считаю, что в любом случае ребенок с ограниченными возможностями должен социализироваться, должен в это общество, как бы оно ни было жестоко по отношению к нему, вписаться, он должен все равно в нем жить. Это важно не столько для ребенка с ограниченными возможностями, поступающего в нормальную школу, сколько для окружающих его детей. Они должны учиться воспринимать его нормальным, таким же равным, как и они сами.
Я говорю это как практик: мой младший пацан Женька – ДЦПшник. Мы прошли с Наташей – святой женщиной, его мамой, моей женой – страшный, жуткий, тернистый, покрытый болотами путь. Естественно, мы стали интегрировать сына в нормальное среднее образование, в обычную школу, он начал учиться с 8-го класса в нормальной школе. Мы всовывали его в эту систему со скрипом, с боями.
Женя пришел в школу позже сверстников, и нам предложили отдать его в вечернюю школу, то есть с ним рядом учились бы водители троллейбусов, люди, которые днем работают на заводах, в учреждениях.
Он невысокого роста, маленький, у него до сих пор есть свой мир, который он сам себе придумал, свой кукольный театр, свои какие-то звери, с которыми он общается, но при этом он решает квадратные уравнения, пишет сочинения по «Войне и миру». Мне кажется, что нужно просто бороться и трудиться. Если ты готов сражаться, если ты готов бороться, то ты сделаешь все. Поэтому надо просто объяснять, надо просто показывать. Дети-инвалиды особенные – они пишут стихи, сочиняют, рисуют, они великолепные программисты. Я уверен, что среди них очень высокий процент людей невероятно талантливых и даже гениальных. Они просто потрясающие, многие из этих детей.
Сделать телевизионную программу «Пандус» – мечта моих последних пяти лет. Не надо бояться человека в коляске, мы всеми силами должны объяснять это родителям здоровых детей, показывать. Хотелось, чтобы программу «Пандус» вели ведущий на ногах и ведущий рядом в коляске, чтобы вдвоем разговаривали, общались, шутили, были оба позитивные. Это была бы потрясающая история.
Комментарии