search
main
0

Всего добились сами. или Что такое экономия в детском саду

Заведующих детскими садами очень часто называют мамами. Они и в самом деле похожи на заботливых мам, потому что главное для такого дошкольного учреждения – обеспечить детям надлежащие условия пребывания в детском саду. Поэтому новые принципы рационального хозяйствования для директора дошкольного учреждения оказываются подчас более значимыми, чем для директоров тех же школ.

О том, как можно при этом не только выживать, но и жить, рассказывает заведующая московским Центром развития ребенка № 1787 Наталья ГОРБАЧЕВА:

– В декабре 2001 года мне и моим коллегам предложили перейти на полную финансово-хозяйственную самостоятельность в пределах выделяемых ассигнований. Условие было одно – мы должны были пройти собеседование, самостоятельно подготовить смету, изучить бюджетную классификацию, другие нормативные документы. Из ста с лишним дошкольных учреждений испытание выдержали десять, в их числе был и наш Центр.

Я сразу почувствовала, что изменился не только статус учреждения, изменилась прежде всего моя работа. Теперь я в разных ситуациях выступала в разных ипостасях. Для банка была клиентом, для родителей – руководителем, который обеспечивает комфортное пребывание ребенка в детском саду, для сотрудников – не только руководителем, но и коллегой, мамкой, нянькой, просто человеком, который обязательно должен их выслушать, поддержать, помочь. Кем я стала сама для себя? Человеком, который должен разбираться во многих экономических и правовых вопросах, который отвечает за бухгалтерский учет и распоряжается кредитами, который должен уметь заключать договора, составлять смету, когда требуется.

Утвержденные ассигнования на 2002 год для нас составляли 6 миллионов 899 тысяч 949 рублей. Из этих средств я имела право истратить на связь, транспорт, текущий ремонт оборудования и инвентаря, покупку необходимых вещей всего 218 340 рублей. Это было явно меньше, чем требовалось, поэтому денег на все не хватало.

Я стала составлять внебюджетную смету. Прежде всего мне были нужны деньги на погашение тех расходов, которые не учтены в бюджетной смете (покупка мягкого инвентаря, канцтоваров, моющих, чистящих средств и так далее). Так вот, составляя эту смету, я поняла, что первым делом надо установить режим экономии и научиться рационально, бережно относиться ко всем ресурсам. В это время я, наверное, напоминала Шерлока Холмса, потому что ходила и внимательно все исследовала. И при этом без устали делала замечания тем сотрудникам, которые забывали как следует закрутить кран или погасить свет в пустой комнате. Коллектив смотрел на меня и не вполне понимал, что происходит, и даже все ли со мной в порядке. А как они могли еще смотреть на человека, который постоянно подсчитывал расходы? Коллеги не могли понять, почему мне есть до этого дело, ведь я не из своего же кармана плачу за те же свет и воду. Ладно. Я до поры до времени помалкивала. А в июне уже могла тратить сэкономленные средства: приобрела мягкий инвентарь на 100 тысяч рублей, малые формы на 112 тысяч рублей, купила пылесос в каждую группу, компьютеры, линолеум, огнетушители, магнитофоны, двери, наличники, игрушки, канцелярские товары, заменила вентиляционное оборудование, оформила подписку на все нужные издания. Я была как во сне, потому что потратила огромную сумму – 962 тысячи рублей! Вот тут-то мои сотрудники наконец поняли, почему я так старалась на всем экономить, и теперь уже сами по-другому, весьма бережно стали относится ко всему, что мы приобрели, чем располагаем.

Сегодня я понимаю, что в дальнейшем такой значительной экономии не будет, потому что многие резервы уже использованы, но прибыль от экономии мы уже стали планировать. Например, по результатам первого полугодия имеем 375 тысяч, и я уже буду тратить эти деньги не торопясь, с умом, не размениваясь на мелочи. Экономия пойдет на благоустройство территории (150 тысяч рублей), на замену 118 погонных метров труб в подвале, на частичный ремонт крыши, коридора. Если будет экономия во втором полугодии, то заменим сантехнику. Словом, если экономить каждую копейку, не нужно будет просить дополнительные средства у кого-то, мы сами сможем со многим справиться. Чем быстрее научимся распределять финансы, тем богаче будем.

Изменение позиции «попросим и все равно дадут все» на «всего сумеем добиться сами» приводит и к изменениям в стиле работы директора. Я уже не позволю заплатить за вывоз полупустого мусорного контейнера 144 рубля – постараюсь заполнить его мусором доверху. Если у меня плохо отремонтировали счетчик тепла, а потому он будет давать не те показания расхода, что есть на самом деле, я добьюсь, докажу, сделаю все, чтобы мне вернули переплаченные деньги или зачли их в будущих платежах. Я уже заключаю договора на обслуживание не с кем попало, а только с теми организациями, которые выиграли тендер, с них проще спросить за некачественную работу. В канун лета я рассылаю письма организациям-партнерам с уведомлением о том, что на три месяца отключаю воду и тепло и платить за эти услуги не буду. Все это позволяет мне не тратить деньги и получать экономию, когда детский сад уходит на каникулы.

Теперь я думаю о том, что настоящий хозрасчет – это не только экономия, но и принципиально иная организация деятельности. Наш детский сад имеет очень хорошие условия для содержания и развития детей, например, у нас есть свой бассейн, физиотерапевтический кабинет и многое другое для оздоравливания воспитанников. Неподалеку от нас – детский сад, который таких условий не имеет. Но родители и в нашем учреждении, и в соседнем платят одинаково – по 150 рублей в месяц. Справедливо ли это?

Содержание ребенка в детском саду обходится государству в 3000 рублей, поэтому мне кажется. родители должны участвовать в расходах, если для их детей созданы лучшие условия, беря на себя более значительные траты. Иными словами, наверное, было бы разумно разделить детские сады по категориям и устанавливать плату за содержание ребенка в соответствии с уровнем оказываемых там услуг. Родители будут иметь выбор, будут выбирать то, что им подходит, в том числе и в материальном плане. Если они хотят, чтобы их ребенок получал больше услуг, то должны платить за то, что выходит за пределы обычных программ. А мы, работники дошкольных учреждений, уже будем думать о том, что интересное, полезное и нужное можем и должны предложить нашим воспитанникам, как повысить статус нашего детского сада, как сделать, чтобы нас выбирали. В этом, как мне кажется, в конечном счете и заключается смысл и финансово-хозяйственной самостоятельности, и новой модели управления дошкольным учреждением.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте