Имя Елены ОБОЛЯЕВОЙ известно в Нижнем Новгороде многим, ее слава уже давно перешагнула не только порог родного лицея, но даже Нижегородского района – ее, без всякого сомнения, знают все нижегородские педагоги и психологи, большинство деятелей науки и культуры, бизнесменов и политиков местного масштаба. Потому что Оболяева – это бренд.
Как ни мало подходит это слово к профессии педагога, тем более учителя начальных классов, более точного и емкого определения, вмещающего в себя все оттенки, которые мы вкладываем в понятия «признание», «уважение», «авторитет» и «профессионализм», пожалуй, не найти. Учить ребенка у Оболяевой – мечта многих родителей будущих первоклассников. Те, кто уже учится, считают себя счастливчиками, а те, кто учился, воспринимают свершившееся как величайшую в жизни удачу. Приходится только удивляться, как этой женщине удалось добиться славы? Считается, что престиж профессии подорван окончательно и реанимации не подлежит. Но выходит, что и здесь, если сильно постараться, можно достичь немыслимых высот. О секретах профессионального мастерства, о детях и родителях мы беседуем с заслуженным учителем России Еленой Вячеславовной Оболяевой. – Елена Вячеславовна, как вы относитесь к своей известности? Стремились ли вы к ней или она пришла неожиданно, как естественное следствие вашего трудолюбия и творческого отношения к избранному делу?- Я всегда стремилась к славе, с детства хотела стать известной. При этом с самого начала, сколько себя помню, знала, что буду учителем. Никаких других вариантов не рассматривала. Колебалась только при выборе факультета. Моя мама (она тоже заслуженный учитель) работала литератором, и я вполне могла пойти по ее стопам – литература меня очень увлекала. И все же решающую роль сыграла любовь к маленьким детям – мне хотелось работать именно с младшими. Что же касается вашего вопроса, то, по-моему, в желании прославиться ничего плохого нет. Наоборот, оно помогает человеку реализоваться в любой профессии. У нас в семье все были успешными и многого добились в жизни. Во-первых, мама – она всегда служила для меня примером. Мой отец был директором завода имени Петровского – кстати говоря, не назначенным, а избранным коллективом. Мой дед преподавал в политехническом институте, его тоже многие знали, ценили и уважали. У меня прекрасная, дружная семья: замечательный муж, чудесные дети – Маша, Иван и Слава, все трое школьники. Быть успешным – наша семейная традиция, которая, хочу надеяться, будет продолжена. – Вы можете сформулировать основные составляющие вашего успеха?- Да, я думала об этом. Пожалуй, на первое место я бы поставила любовь. Я имею в виду не только любовь к детям, а гораздо шире – любовь ко всему, чем ты занимаешься. Только так можно сделать что-то хорошее, нужное, доброе. Не любя свое дело, детей, коллег, нельзя идти в школу. С плохим настроем нельзя заходить в класс. Внутренний настрой очень важен, он помогает избавиться от раздражения. В каждой, даже творческой и интересной работе, а тем более в повседневной жизни, есть моменты, которые могут утомлять, раздражать. Но если правильно настроить себя, воспринять их не как досадную необходимость, а как важное дополнение к тому главному, что вы любите и что вам интересно, то все будет легче даваться и раздражение уйдет.Второй момент, который бы я отметила: в работе с детьми не может быть мелочей. Все значимо и важно. Я поясню, чтобы было понятно. Например, если ты задал что-то, обязательно спроси, проверь, не забывай ни о своих обещаниях, ни о своих поручениях. Важно все помнить, все держать в голове. Это трудно, но только так дети будут в тебе уверены. К тому же в этом нежном возрасте они очень ранимы, и если ты что-то забываешь, чем-то пренебрегаешь, они могут почувствовать себя обманутыми и несчастными. Еще очень важно уметь создавать вокруг себя позитивную и доброжелательную атмосферу. В нашей работе большое место занимают эмоции. Мы, учителя, живем порывами – я имею в виду не капризы и сиюминутные желания, а движения души в широком смысле слова. Например, скажу о себе – я человек, не склонный к размышлениям, я не углубляюсь в анализ, а моментально реагирую на малейшие изменения. Ребенок, как в зеркале, должен видеть в учителе отражение своих поступков, любых: как плохих, так и хороших. Поэтому нужно всегда быть в эмоциональном контакте с классом. Я стремлюсь к тому, чтобы о хорошем дети узнавали сразу, не боюсь их хвалить, даже за самую малость. И знаете, я никогда не сравниваю свой нынешний класс с прошлым выпуском, как это у некоторых принято. Дети все разные, и их можно рассматривать только в сравнении с ними же самими. Пожалуй, одним из важных условий на пути к успеху в профессии я бы назвала бесстрашие. Я имею в виду страх перед чем-то новым, неизвестным. Меня удивляет, что молодые люди сейчас боятся пробовать себя в новом качестве, как-то себя проявлять. Я, например, никогда ни от чего не отказывалась. Какую бы работу мне ни предлагали, о чем бы ни просили – я брала и делала. И всегда старалась со всем справляться. Может быть, конечно, дело в том, что и воспитаны мы были иначе: раз директор говорит, что нужно сделать, в голову не приходило отказываться, сомневаться в своих силах, жалеть свое личное время. Но мне и самой хотелось все попробовать. Хочу отметить, что новый опыт необходим каждому, он помогает расширить границы своих возможностей, узнать себя лучше, заставляет поверить в свои силы. – А когда вы поняли, что у вас получается?- Как это ни смешно звучит сегодня, но мне почему-то с самого начала казалось, что у меня все получается. Только много позже, оглядываясь назад и вспоминая свои первые уроки, я стала думать: что же это я так плохо работала? А тогда я была в себе уверена и не сомневалась. Мой педагогический стаж – 27 лет. За это время у меня было 8 выпусков. Со всеми детьми, даже с самыми первыми, которым сегодня больше 30 лет, поддерживаю отношения. Многими из своих учеников горжусь.С годами, конечно, приходит опыт, но уходят физические силы – как жаль… Мне очень нравятся строки: «Если б молодость знала, если б старость могла» – точнее, наверное, и не скажешь. Главное, жаль, что уходит память. Я уже говорила, что ничего нельзя забывать, но держать все в памяти становится с каждым годом труднее… Правда, зная об этом, предупреждаю детей: «Вы мне напомните, пожалуйста», «Ребята, подскажите…» И они всегда подсказывают, напоминают – мы с ними все время в диалоге, это можно назвать сотрудничеством. – То есть вы демократичный учитель?- Нет, конечно же, нет. Мой стиль, вне всякого сомнения, можно назвать авторитарным, но без перегибов, в пределах разумного. Дети не трепещут от страха передо мной, не боятся идти в школу – я пытаюсь поддерживать доброжелательную обстановку на уроке. Я не читаю мораль. Просто я знаю, что и как нужно делать. Со мной ведь не все родители сработаться могут из-за моей самоуверенности. Были случаи, что от меня забирали детей, переводили в другие классы. Я честно скажу: меня обижает, когда мне родители не доверяют. Если уж ты выбрал учителя для своего ребенка, то доверяй полностью, не сомневайся и не давай учителю советов. Ведь если я не знаю, как поступить лучше, сама спрашиваю у родителей. Я не запрещаю мамам и папам участвовать в школьной жизни детей, но прошу это делать только по моей просьбе. А потом – вы же сами употребили слово «бренд». Это понятие предполагает, что ко мне приходят только те, кто знает мой стиль, мои методы, кому нравятся мои результаты. Так разве я не вправе ожидать доверия?- Вправе, конечно. Елена Вячеславовна, а вообще с родителями, наверное, работать труднее, чем с детьми? Замечаете ли вы, что мамы и папы сегодняшних школьников равнодушны или даже несколько враждебны по отношению к чужим детям?- Да, есть такое. По-видимому, это наша национальная особенность. Я всегда предупреждаю родителей, чтобы они избегали каких бы то ни было разборок с детьми, не вмешивались в конфликты, поскольку этим очень легко нанести вред не только чужому, но даже своему ребенку. Но должна сказать, что у меня не было родителей, которые бы этого не понимали, слава богу, я имею дело с умными и воспитанными людьми. – У вас трое детей. Со своими детьми вы такая же, как на уроке?- Мать и педагог во мне не совпали. Я много работаю, дети видят меня мало и очень нуждаются во мне. Я всегда была согласна с утверждением, что детей воспитывает личный пример родителей. У нас прекрасная семья, дети окружены заботой и вниманием, но мама есть мама. Я стараюсь использовать каждую возможность, чтобы быть с ними рядом. В начальной школе двое из них учились в моих классах, и это было чудесно – мы много времени проводили вместе. Сейчас уже и младший Слава в шестом классе, Маша в десятом, а Ваня в девятом. Они приходят ко мне на переменах, ведь дома мы видимся только в выходные и поздно вечером (у них первая смена, а у меня вторая).- Мой последний вопрос к вам: что вас больше всего огорчает как учителя и что больше всего радует? – Наверное, самое большое огорчение для меня – видеть, как ребенок теряет непосредственность и простодушие, делает что-то нехорошее или бесчестное осознанно. Понимаете, детям не свойственны лукавство, хитрость. Они не умеют обманывать преднамеренно, с умыслом. И вот когда я с этим сталкиваюсь, мне становится больно. Если же говорить о самой большой радости, то это, наверное, наблюдать, как дети взрослеют. Думаю, для учителя нет большей радости, чем увидеть в ребенке честность, трудолюбие, ответственность – качества порядочных людей, и быть свидетелем поступков, которыми можно гордиться.Пока мы разговаривали, к Елене Вячеславовне то и дело приходили коллеги, родные дети и сегодняшние ученики, шестиклассники – девочки и мальчики из ее прошлого выпуска. Все хотели о чем-то рассказать, спросить, посоветоваться или просто побыть рядом. И детям, и взрослым – всем она была нужна. Елена Вячеславовна, извиняясь и прерывая разговор, выслушивала, отвечала, улыбалась – словом, реагировала. Потому что мелочей в ее жизни не бывает, и всякий человек, а тем более ребенок, обратившийся к ней, становится важным и значимым.Нижегородская область
Комментарии