Цель: рассмотреть сущность социально-экономических прав.
Задачи: 1. Дать понятия социально-экономических прав.
2. Рассмотреть экономические права и свободы.
3. Рассмотреть социальные права.
4. Формирование правового сознания учащихся.
5. Развитие ОУУН.
Задача сегодняшнего урока – изучение вопроса о социально-экономических правах граждан РФ. Вы должны знать, какими правами и свободами обладаете, живя в условиях регулируемой рыночной экономики. Сегодня на уроке вы работаете по следующей программе:
1. Изучение нового материала:
а) разобрать ╖ 4 учебной книги,
б) составить план-конспект ╖ по алгоритму:
– понятие социально-экономических прав;
– экономические права и свободы;
– социальные права.
2. Самоконтроль.
Ответить (в парах) на вопросы учебника “Право и экономика”, ╖, стр. 32-33.
3. Применение знаний в новых условиях:
Высказать свое мнение по проблеме.
(см. “Вопросы для обсуждения”, стр.33).
Задание выполняется письменно.
“Урок-практикум”
Цель: проверить усвоение учащимися материала по теме.
Задачи: 1. Учить применять знания для анализа конкретных ситуаций.
2. Формирование правового сознания учащихся.
3. Развитие мышления, умения применять знания, умения анализировать и делать выводы.
Ход урока
Вы изучаете данный курс для того, чтобы не только овладеть теоретическими знаниями по курсу “Право и экономика”, но и для того, чтобы уметь применять знания в практических ситуациях. Для этого мы проводим урок-практикум.
Правовые задачи сложны, и ответы часто далеко не очевидны, потому что они всегда связаны с реальной жизнью, а жизнь весьма разнообразна.
Основой для решения задач по праву всегда является закон.
Только зная его положения, можно правильно ответить. Нужно либо “подвести под закон” конкретную ситуацию, либо “наложить закон” на нее, и тогда узнаете, законны ли действия лиц и организаций, указанных в условиях задачи.
Решаются задачи:
Стр. 20 (1,2,3), стр. 25, вопросы 10, 11, 12 и задачи 1, 2; стр. 33-34 (1,2,3).
Формы работа можно предложить две:
а) фронтальное решение: зачитываются условия задачи, идет обсуждение, и находится решение задачи;
б) групповое решение: класс разбить на группы по 3-4 человека и каждой группе предложить задачу для решения. Сначала задача обсуждается и решается в группе. Затем заслушиваются выступления групп с их вариантом решения задачи. Вариант обсуждается всем классом. Вносятся коррективы, если они требуются.
Подведение итогов
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Каким навыкам научились?
Как это может пригодиться в жизни?
Что вам понравилось в ходе урока и что вы предлагаете изменить?
Тема “Понятие предпринимательства”
Больше всех рискует тот, кто не рискует.
И.Бунин
Цель: рассмотреть сущность и признаки предпринимательской деятельности.
Задачи: 1. Формирование мировоззрения учащегося.
2. Развитие учебно-интеллектуальных умений.
Возможны два варианта:
Вариант 1.
Урок-дискуссия по проблеме: “Бизнес: польза или вред?”
В этом случае учащиеся предварительно знакомятся с ╖ 5. На стр. 39 есть темы для диспута. Класс разделяется на сторонников и противников бизнеса. Каждый ученик был должен дома продумать свою позицию и подобрать аргументы в пользу соответствующей точки зрения. Подростки заранее обговаривают свои аргументы, так как повторы в аргументации в ходе дискуссии не допускаются.
Урок начинается с установления правил дискуссии:
слово предоставляет ведущий;
реплики с мест не допускаются;
перебивать нельзя;
нужно слушать и слышать других;
уважать чужую точку зрения;
определяется время для выступления каждому участнику.
В заключение учитель подводит итоги дискуссии, определяет достоинства и недостатки команд, победителя.
Вариант 2.
Урок проводится с использованием методики критического мышления.
Что такое предпринимательство? С какими ассоциациями у вас связано это понятие?
Учащиеся высказывают свои представления по данному вопросу. Учитель записывает их на доске без комментариев.
Далее предлагает старшеклассникам самостоятельно изучить ╖ 5, используя прием “пометки на полях”.
V – я это знаю;
? – информация требует пояснения;
NB – новая информация;
я так не думал.
Затем на основании анализа текста заполняется таблица:
После заполнения таблицы учитель предлагает обсудить ее содержание. Основное внимание уделяется разбору графы “хочу узнать”. Ответив на вопросы, учитель обращается к записям на доске, сделанным в начале урока.
Далее ученики составляют схему.
“Предпринимательская деятельность”
Это…
В заключение урока можно использовать индивидуальный тренинг и предложить выполнить тест на стр.40-41.
На дом: составить синквейн “Предпринимательская деятельность”.
Алгоритм синквейна:
1-й ряд: понятие
2-й ряд: прилагательное прилагательное
3-й ряд: глагол глагол глагол
4-й ряд: предложение
5-й ряд: резюме.
Тема “Виды предпринимательства”
Цель: рассмотреть виды и формы организации предпринимательской деятельности.
Задачи:
1. Способствовать формированию мировоззрения.
2. Развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков.
Метод: модульный урок.
План изучения:
Учебный этап. I. (вводный контроль) Беседа с классом.
На прошлом занятии мы знакомились с сущностью предпринимательской деятельности и ее признаками.
Что такое предпринимательская деятельность?
Какими признаками она обладает?
Всякая ли деятельность, приносящая прибыль, является предпринимательской?
В чем проявляется самостоятельность предпринимателя и ограничена ли она чем-либо?
Что значит предпринимательство – инициативная деятельность?
Когда получение прибыли можно считать систематической?
Какие у вас получились синквейны?
Сегодня нам необходимо познакомиться с видами и формами организации предпринимательской деятельности. Далее учитель объясняет ход работы на уроке, который изложен на листах-планах. Желательно, чтобы такие планы урока были на каждой парте. (Вводный этап I можно в планы не вносить, если он проходит в форме беседы, но если он предполагает письменное или тестовое задание, то он должен быть внесен в план урока).
Задание: разработать п.1 ╖ 6 “Виды предпринимательства по сферам экономики” (стр. 42-43).
Контроль: составить схему: Виды предпринимательства.
Задание: разобрать п.2 ╖ 6 “Формы предпринимательства” стр. 43-46.
Контроль: составить схему:
Задание: разобрать вопрос для обсуждения, стр. 48 (?!).
Контроль: составить таблицу.
Ирина СЕМЕНИХИНА,
Николай КОВАЛЕНКО,
учителя граждановедения
Брянск
Комментарии