search
main
0

Все зависит от нас самих

Ключ к успеху получает лишь тот, кто не боится мечтать и пробовать осуществлять свои самые смелые идеи

Еще недавно старожилы Дзержинского района с любопытством разглядывали снующую туда и обратно строительную технику и судачили: «Что на месте 82‑й будет? Торговый центр? Спортивный комплекс? А помните, какой она была, ярко-красной, издалека видно было. Во время войны госпиталь в ней приютили… Куда наши внуки теперь учиться пойдут? Уйму времени на дорогу до школы тратить вовсе не хочется». Но великая стройка закончилась, вместо привычного терракота глаз жителей домов у Березовой рощи обрадовала легкость теплого неаполитанского колора нового здания, в три раза превосходящего по площади старое. Но больше всего осчастливило то, что по-прежнему этот дом оставался школой, родной для многих из них.

 

 

С 2018‑го у новостройки началась и во многом другая жизнь. Как будто современное архитектурное решение, кстати, впервые в истории региона привлекшее к своей реконструкции бюджет города, потребовало и совершенно иных управленческих подходов к организации учебного процесса. Школу возглавила Елена Минаева, азартный и опытный, а главное – весьма креативный руководитель, и все стремительно завертелось. Сегодня даже не верится, что на те изменения, которые уже произошли в школе, потребовалось всего три года. А ведь здесь считают, что это только начало, все интересное еще впереди!

Но про свою историю не забыли. О том, что был в здании школы госпиталь, рассказывает не только памятная табличка на фасаде. Про то, как работали учителя санитарками в эвакуационном госпитале, повествуют экспонаты музея. Тогда это не называли подвигом, тогда эти самоотверженные люди просто спасали бойцов от страданий, стараясь по возможности облегчить их боль. А вечерами, уже дома, учителя собирали своих учеников и, согревая их морковным чаем, обучали грамоте.

И еще в школьном музее, носящем имя учителя математики и фронтовика Дмитрия Ивановича Козлова, есть один уникальный экспонат, эксклюзивность которого в том, что нашли его… на помойке! Чемодан, до отказа набитый раритетными фотографиями, письмами и документами, оказавшийся в мусорном контейнере, носит здесь название «Выброшенная память». Ребята поразились находке и захотели узнать о документах, которыми набит этот старенький саквояж, как можно больше. Из этого исследования, подвигшего школьников освоить городские архивы и открыть для себя новые источники информации, возник проект, которым школа по праву гордится. Потому что это история жизни конкретного человека, очевидца судьбоносных событий Великой Отечественной войны.

– Новая эпоха бросает вызов не только образованию, но и воспитанию, – отмечает заместитель директора по воспитательной работе Ирина Добровольская. – Сейчас важно уделить внимание не только развитию гибких навыков у ребенка. Цифровизация общества заставляет задуматься о сохранении исторического прошлого, кода памяти и более бережном отношении к культурному наследию и традициям многонациональной России. Воспитательная система нашей школы направлена на формирование патриотизма в самом положительном его проявлении, гражданственности, чувства глубокого уважения к памяти защитников Родины и их подвигам, чувства законности, уважения к труду и старшему поколению, друг другу.

Безусловно, главная ценность – люди. Про каждого в школе говорят «уникальный», у каждого есть какое-то замечательное хобби, которое тоже в результате оказывается очень даже ко двору, обогащая учебную деятельность и позволяя придать школьным дисциплинам метапредметный характер. И ко всему этому педагоги здесь считают, что обязаны хорошо разбираться в сложной механике человеческих и особенно таких ранимых детских душ. Практически у каждого учителя в 82‑й есть психологическое образование.

Школа №82 служит стажировочной площадкой по инклюзивному образованию области и региональным ресурсным центром.
– Помощь нужна и ребенку, здоровье которого ограничивает его физические и даже умственные возможности, и тем, кто уверен в своих блестящих способностях, – констатирует педагог-психолог, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения Екатерина Веселова. – Специалисты школы стараются поддержать каждого, уделить всем столько тепла и внимания, сколько потребуется. У нас есть штатные тьюторы, да и многие родители приходят к нам на помощь, а мама воспитанника Ольга Епифанцева по собственному почину даже проводит с ребятами занятия по адаптивной гимнастике. Работы много и по профессиональной ориентации, и по снятию нервного напряжения. Интересно наблюдать, какие метаморфозы происходят с ребятами после комплекса процедур, как ребенок раскрывается, учится взаимодействовать. Я считаю, что психолог является тем цементом, который помогает выстраивать психолого-педагогическую архитектуру образовательного процесса. Но образовательная система должна быть не только прочной, но и конструктивно гибкой. Поэтому каждый день я ищу новые, лучшие способы решения тех проблемных ситуаций, которые возникают в школе. Опираясь на свой опыт и пополняя его новыми знаниями, нахожу оптимальный путь. Мой идеал – это безопасная школа, где всем комфортно, в которой каждый может реализовать свои таланты (и это не только про детей).

Павел Федоров, будучи школьником, неоднократно становился фаворитом конкурса «Ученик года Новосибирска». Студентом его по обмену занесло в Бостон, где ему посчастливилось поучиться в Массачусетском технологическом университете. Сегодня его идеи в преподавании английского и организации собственного ученического состязания в 82‑й воспринимаются на ура. Кстати, в этом году школа выпустила 127 отличников, то есть каждый пятый ее выпускник окончил учебу на пятерки.

Медиацентр и собственные ученическо-учительско-родительские ансамбли, грандиозные инициативы и волонтерская помощь, в том числе сотрудничество с легендарным «Вектором»… Жизнь в этих стенах кипит зимой и летом, каждый день приносит предложения совместной деятельности, приглашения в глобальные проекты. Школа и ее амбициозные замыслы привлекают и тех, кто долгие годы посвятил обучению детей в 82‑й, и тех, кто учился здесь и целенаправленно вернулся в качестве молодого специалиста, и тех новаторов педагогики, которые почувствовали, что именно в этой школе они смогут реализовать свои самые смелые проекты. Сделать то, что, по их мнению, реально окажется полезным и важным для современных школьников, даст их ученикам настоящую возможность личностного и интеллектуального развития, а также позволит сформировать важные навыки и компетенции, благодаря которым будущим выпускникам легче будет найти свое истинное призвание, а значит, счастье.

А сегодня они, девчонки и мальчишки с горящими глазами, выстраивают хитроумную машину-домино Руба Голдберга и проектируют свое будущее в увлекательных хакатонах, им интересно, у них многое получается, и они хотят узнавать все больше и больше о мире науки, актуальных исследованиях и прорывных технологиях. Любви к научному творчеству, как известно, все возрасты покорны, и она одинаково решительно завоевывает сердца и 16‑летних, и 8‑летних. Марина Ивлева, начальник инженерного отдела школы №82, уверена, большое начинается с малого, и поощряет любопытство совсем юных, предоставляя им возможность полноправного участия в самых разнообразных научно-исследовательских разработках. Но Марина Сергеевна к тому же учитель экономики и этим же принципом руководствуется в подходе к изучению взаимодействия человека со сферой финансов и потребительских услуг: чем раньше, считает она, дети научатся ориентироваться в реальном мире, тем проще им будет способствовать эволюции общества на пути к цивилизованной организации хозяйственной деятельности. Уже сегодня ученики начальной школы громко заявили о себе оригинальным проектом, работа над которым, по их мнению, отнюдь не закончена и будет продолжаться в 5‑м классе. А Ивлева улыбается, соглашаясь:
– Главное – верьте в мечту, ведь у нее есть прекрасная особенность – сбываться!

Учитель начальных классов Анастасия Романова – выпускница 82‑й. Она без ума от родного города, готова говорить о Новосибирске бесконечно, открывая его красоту гостям и даже постоянным обитателям. Ее талант гида не пропадает понапрасну, она нашла немало единомышленников. А желающих попробовать себя в роли экскурсовода и среди преподавателей, и среди детей немало, и такая возможность сегодня в школе есть. Повествуя об отражении большого города в водах Оби, прекраснейшем на свете оперном театре, Музее солнца и самом большом за Уралом аквапарке, кто-нибудь нет-нет и вспомнит стихи Беллы Ахмадулиной:

Слиянье тайги и проекта.
Высокая точность ума.
Сиянье стекла и паркета
в себе сочетают дома.

И сейчас к инновационной деятельности школа дышит неровно, в интерьерах царит хайтек, позволяющий новым технологиям стать неотъемлемой частью образовательной среды. Здесь активно внедряются концепции технологического и естественно-научного образования. 82‑я – участник проекта «Школа новых технологий» и победитель конкурсного отбора на получение гранта Министерства просвещения РФ «Кадры для цифровой экономики». Впрочем, побед у этой образовательной организации немало в самых различных сферах деятельности, так как основополагающий принцип этой команды: «Мы хотим это сделать!». Желание создать нечто впечатляющее умножается на старание выполнить любую задачу по высшему разряду, подойти к делу грамотно и творчески. И у них получается! Красиво, элегантно и своевременно, так, что они оказываются в авангарде образовательных трендов, это школа-драйвер. Вот и в конкурсе «Успешная школа» команде 82‑й довелось завоевать «золото» благодаря своей неуемной душе первопроходца и супер­инновационному профориентационному проекту «Лифт в будущее», который запускают здесь с сентября.

– Мы не боимся мечтать, – делится директор школы №82 Елена Минаева, – не боимся участвовать в конкурсах и претворять свои идеи в жизнь. Нам интересно все то, что расширяет горизонты возможностей школы. И мы готовы к наиболее разумной трансформации образовательной среды, чтобы помочь нашим детям вырасти умными, гармонично развитыми и успешными людьми.

Лора ЗУЕВА, Новосибирск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте