Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Все вместе. И каждый в отдельности

УГ - Москва, №24 от 13 июня 2017. Читать номер
Автор:

​Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом! Поступление в школу – это начало нового этапа жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Каждый раз, набирая 1-й класс, ставишь перед собой цель – найти путь к сердцу родителей, задать им позитивное направление, создать модель взаимоотношений в виде треугольника: учитель, родители и ученики. Ведь от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут с самого начала, будет во многом зависеть и вся последующая работа.В класс приходят новые дети, новые семьи. Учитель должен многое узнать, познакомиться со всеми. Опыт показывает, что проводить работу с родителями нужно так, чтобы они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Каждая наша встреча дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, думать, читать. Доброй традицией нашего класса стало проводить праздники совместно с родителями. В 1-м классе это было «Новогоднее приключение в зимнем лесу», где ребят встретили Белоснежка, Царевна Несмеяна, веселый Снеговик, Леший, Снежная королева и кикиморы в исполнении пап и мам первоклашек. Взрослые проживали и переживали, радовались и играли вместе со своими детьми. И даже больше – сами чувствовали себя детьми. После этого было решено: все праздники проводить вместе. В кругу нашей классной семьи отметили Масленицу в Кузьминском лесопарке. Детей встречали Зимушка-Зима, красавица Весна и сама Масленица – мамы учеников. Море положительных эмоций от совместных мероприятий, взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу натолкнули нас на мысль о проведении еще одного семейного праздника. На этот раз это был спектакль «Один день из детства», в котором родители вновь стали детьми и вновь очутились в той прекрасной поре ожидания чуда и волшебства… Родители вместе с детьми выходили на сцену, читали стихи, веселились, шалили, плакали.Вот что пишет папа одного из учеников, сыгравший роль Паповоза, в своем отзыве о спектакле: «Это был очень интересный опыт. Мы всей семьей готовились как на экзамен. Даня рассказывал весь спектакль подряд и ходил за всеми – чтобы его слушали. Даже про телевизор и компьютер забыл. Вспоминал только про уроки. Мы ходили на репетиции, учили слова, придумывали, как сделать лучше. Мы реально играли, играли вместе с детьми, играли сами с собой, играли со взрослыми. Не было никаких ограничений. А сколько было смеха на репетициях в школе, что потом болели щеки и невозможно было разговаривать. Это общее дело дало нам возможность не только вновь окунуться в детство, но и узнать друг друга поближе. Сплотиться и подружиться еще больше».Мама другой ученицы в своем отзыве отметила: «Привлечь родителей для участия в спектакле было отличной идеей, ведь обычно мы остаемся «за кадром». Смотреть на собственных детей из зрительного зала, конечно, приятно, но еще приятнее играть с ними вместе, рука об руку. Мы очень волновались, забывали текст, путали слова, но все равно спектакль прошел на одном дыхании. И когда закрылся занавес, нашу радость невозможно было сдержать! Это было здорово!» Как приятно было наблюдать за детьми! Их просто переполняла гордость и радость, что их родители и в этом деле вместе с ними. А разве это не пример воспитания?Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности. А родители больше интересуются своими детьми.Важным аспектом развития личности является самоуправление в детском коллективе.  По мнению российских психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, совершаемая совместно с другими, – это содружество, сотрудничество, сопричастность, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» – самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования.                                                                                                         Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указанию учителей, а самостоятельно. Как учитель начальных классов, я считаю, что наш долг – заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать большую часть вопросов, возникающих в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать же это в среднем и старшем звене порой бывает поздно. Ученикам начальной школы не подходят серьезные формы взаимодействия – заседания и комитеты. Им важна и нужна именно игра. Если благодаря игровым моделям дети освоят основы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще и эффективнее. Самоуправление в начальной школе мы развивали в форме волшебного королевства, инопланетной цивилизации, путешествия в далекую страну. Несомненно, это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть инициативными. Для классного руководителя очень важно, чтобы эта игра велась грамотно. Нужно было не только составить правила и распределить роли. Нужно было грамотно руководить самим ходом игры: привести в действие игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, своевременно анализировать, делать выводы, хвалить, поддерживать. А самое главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и сами анализировали то, что происходит в игре. Именно это помогало им заметить и оценить первые ростки самоуправления, уверенность в своих силах. Безусловно, это был непростой и нелегкий труд: каждый раз учишь ребят с уважением относиться друг к другу, выслушивать мнение других, находить компромиссы, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и оцениваем сделанное. Каждый ребенок стремился поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.В младшем школьном возрасте очень важно научиться предупреждать конфликты и правильно вести себя в спорной ситуации, находить пути выхода из конфликта самостоятельно, не обращаясь за помощью к взрослому. Первостепенное значение в этом отношении имеет наличие у учащихся таких качеств, как самостоятельность, инициативность, умение анализировать и принимать конструктивную критику. Мощным фундаментом для этих качеств является позитивная самооценка. Самый благоприятный вариант, когда самооценка довольно высока и адекватна. И именно участие в ученическом самоуправлении дает уникальную возможность каждому ученику развить в себе лидерские коммуникативные качества, приобрести опыт организаторской и управленческой деятельности. Отметим, что ребята стали относиться друг к другу более чутко, внимательно, с большим пониманием. Ведь деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела, но и особый морально-психологический климат в классе, где каждый ребенок руководствуется общими морально-этическими ценностями, которые формируются и утверждаются в классе. Именно на основе этих ценностей он делает самостоятельный нравственный выбор, совершает поступки.Родители класса, безусловно, поддержали идею классного самоуправления, отмечая, что дети стали более ответственными, дружными, активными. Стали чаще и больше общаться вне стен школы. И у них… повысилась успеваемость!Ольга КАЗАНЦЕВА, Галина МИТИНА, школа №1421


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту