У молодых людей – свое представление о том, как надо строить процесс воспитания. Об этом на одной из конференций с немалым воодушевлением говорил студент первого курса факультета социально-культурной деятельности Московского гуманитарного педагогического института Григорий САВКИН.
– Я постоянно вспоминаю слова Й.Хейзинга: «Человеческая культура возникла и развертывается в игре как игра». Если это так, то пришло время пересмотреть многие аспекты современного воспитательного процесса. На первом этапе необходимо научиться развивать творческие возможности и таланты молодежи, апеллировать к их эмоциям, на втором – осваивать формы и методы развития целостного мышления, формирования и становления самосознания молодых людей. Переход от установки на развитие детей и юношества к педагогической ценности саморазвития молодежи – вот формула зарождающейся сегодня новой педагогики.
Особую нишу в воспитательном процессе, на мой взгляд, занимают так называемые ролевые игры. На сегодняшнем «небосклоне» насчитывается более сотни «звезд» живых ролевых игр.
Первую и значительную группу составляют «толкиновские игры»: «Последний союз: туманные горизонты», «Хоббитские игрища» (об эпохе Средиземья, после прибытия туда спасшихся от гнева Эру нуменорцев), «Эквилибриум – Сильмариллион», посвященный Первой Эпохе Средиземья, «Оскверненный Шир», «Нуменор. Земля королей» по периоду упадка величайшего королевства людей, «Война гнева», «Arvedui: Последний князь».
Ко второму типу игр следует отнести полигонные, в которых устроители обращаются к фантастическим мирам, созданным воображением российских и зарубежных писателей: «Тайный город 1905» по городскому фэнтези Вадима Панова «Таргера. Любовь, честь, кровь…», по роману Алексея Пехова «Под знаком Мантикоры», «Волкодав» по роману Марии Семеновой. Игра «На пути меча» объединяет поклонников книг Генри Лайона Олди и восточных единоборств.
К третьему типу ролевых игр можно отнести настольные игры: по «Забытым королевствам» – «темноэльфийский» Underdark, «Baldur»s Gate: Смутное время», «Игра престолов» по циклу Джорджа Мартина, «Сигил. Город дверей», «Мир Тьмы: Пришествие», «Гарри Поттер и Время великих волшебников», «Снова МИФ», «Еще один отличный миф» по мифам Роберта Асприна и др.
Выделяется и четвертая группа ролевых игр: по космическим стратегиям. Такие, как «Star Craft: Рождение королевы», проект «Признаки Руусана», «Хроники планеты Плюк» (по фильму «Кин-дза-дза»), «Звездный путь», «Автостопом по Галактике» и многие другие.
Среди поклонников пятой группы ролевых игр достаточно прочную позицию у самых разновозрастных групп занимают исторические реконструкции различных исторических событий и сражений прошлого (Бородино, Аустерлиц, Браунау и другие).
Еще со времен пионерской и комсомольской организаций сохранилась группа военно-патриотических игр, которые можно отнести к шестому типу, «Зарница», «Орленок».
Таким образом, диапазон интересов у участников этих живых ролевых игр весьма масштабный. Но что побуждает современного молодого человека, в основном типичного городского жителя, весь год до начала полевого сезона тщательно знакомиться с правилами и первоисточниками игр, продумывать роль и костюм, тренироваться в фехтовании на шпагах, мечах, упражняться в навыках верховой езды, рукопашного боя, а затем срываться с насиженного места и ехать подчас за сотни километров в поля? Причем все это происходит в так называемое время тотальной инертности и меркантильности…
Чтобы понять причины все возрастающего в молодежной среде интереса к ролевым играм и степень воздействия их на формирование и развитие личностных качеств подрастающего поколения, необходимо обратиться к научным, историко-педагогическим, философским, психологическим, художественным источникам, посвященным проблеме игры в воспитании молодежи.
Игра наряду с учением и трудом – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра задает роль, создает ситуацию, в которой следует «прожить» энное количество времени, научиться созидать, а не разрушать созданное до тебя, вступать во множественные и разноплановые взаимодействия с окружающими, ибо ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. Во время творческого проживания ситуации ролевой игры происходит зарождение нового опыта человека. Именно поэтому представляет интерес анализ опыта проектирования воспитательных аспектов в живых ролевых играх. Несмотря на то что не все игры основные цели и задачи определяют как воспитательные, почти всем им свойственны некоторые важные, стержневые принципы.
Принцип развития и творчества. Цель объединений исторической реконструкций – воспитание патриота и гражданина, исторически и технически эрудированной личности, обладающей навыками самостоятельного мышления и практического воплощения своих идей. В объединениях по исторической реконструкции ребята получают комплекс морально-нравственных и этических норм поведения, самостоятельная работа над какой-либо проблемой вырабатывает у них творческий и эффективный подход к решению различных задач школьного курса. В ходе учебных занятий ребята знакомятся с приемами и методами сбора сведений, необходимых для полной и достоверной реконструкции, узнают особенности обработки соответствующих материалов, овладевают приемами работы в соответствии с технологиями изучаемой эпохи, приобретают опыт изготовления сложных образцов гражданской и военной одежды, снаряжения. В ходе теоретических занятий учащиеся изучают основы походно-бивачного быта и инженерного дела, которые были на определенном историческом отрезке. Все полученные знания закрепляются в ходе практических работ. Молодые участники стали постоянными и полноправными участниками международных молодежных смотров-конкурсов в рамках таких фестивалей исторической реконструкции на Бородинском поле, как «День Бородина», «Москва – за нами!», «Оловянный солдатик». В результате обучения они получают опыт коллективного труда, совершенствуют свои технические приемы и эстетический вкус, получают углубленные исторические знания по широкому спектру вопросов – от политической, военной, духовной истории до традиционных технологий изучаемой эпохи, расширяют знания по физике, химии, черчению, географии, технологии материалов.
Принцип индивидуального жизненного выбора – это прежде всего развитие разнообразных типов самосознания, способности к индивидуальному жизненному выбору: приобщение к нравственности как первооснове человека – к добру, истине, красоте; стимулирование в каждом индивидууме внутренней собственной духовной деятельности личности, создающей смысл жизни и свое человеческое предназначение; побуждение к творчеству, творческому отношению к своему делу и окружающему миру.
Принцип обращения к «корням», к первоисточникам. Зачастую ролевая игра (исторические реконструкции, «Зарница», «Орленок», коллективные творческие дела) становится центром возрождения национальных традиций, побуждает участников обращаться к глубокому изучению всего, что близко и дорого народу, что формировало этот народ, давало ему такие замечательные качества, как широта души, взглядов, милосердие и так далее. История и культура России, других стран – неисчерпаемый источник духовного развития. Так, например, во время проведения первого уникального фестиваля ролевых игр «Деткон» для подростков (6-8 января 2007 года) в московском Доме детского творчества «На Таганке» гостям фестиваля предоставили возможность освоить «исторические» ремесла: ткачество, вязание иглой, гончарное дело. Для желающих действовали мастер-классы по кельтским и средневековым танцам, а полученные навыки можно было продемонстрировать тут же – на Рождественском балу. В рамках конвента проводились циклы семинаров различной тематики: полевая медицина, культура древней Руси, звучала живая средневековая музыка, барды и скальды новейшего времени соревновались в рамках «менестрельника». Хорошей традицией интеллектуального развития молодежи стали во время проведения различных конвентов «Что? Где? Когда?», «Своя игра», викторины по толкинистике, книгам фэнтези, историческим произведениям.
Вступление в группу любителей практической истории обязывает молодого человека предметно ознакомиться с историей той воинской части, внешний вид которой воспроизводит его клуб, освоить литературу, мемуары и документы, освещающие ее боевой путь, биографию и подвиги отдельных командиров и рядовых воинов. А участие в таких практических мероприятиях, как походы по местам ратной славы, полевые лагеря и реконструкции сражений, позволяет вплотную соприкоснуться с бытом героев давнего прошлого. Все это делает движение исторической реконструкции мощным подспорьем для педагогов при решении задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.
В системе образования Москвы первыми, кто обратился к исторической реконструкции для решения широкого круга вопросов по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков, стали педагоги дополнительного образования городского Детского центра технического творчества, в котором работают 52 группы и обучаются 480 учащихся в возрасте 12 – 18 лет. За годы кропотливой работы ребята воссоздали прежние и выработали новые приемы и методы обработки необходимых для этого материалов (сукно, полотно, дерево, металл, кожа и т.д.).
Кульминационным моментом деятельности каждого участника детского объединения исторической реконструкции становится проведение военно-исторических фестивалей, в ходе которых воссоздаются эпизоды походной жизни и различных батальных сцен. Годовщины таких сражений, как при Бородине, Ватерлоо, Аустерлице, Лейпциге, оборона Москвы и Ленинграда, собирают сотни участников движения исторической реконструкции и десятки тысяч зрителей со всей Европы. Ребята, окунаясь в атмосферу постоянного творческого поиска, учатся правильно вести дискуссию, грамотно отстаивать собственное мнение и аргументированно критиковать собеседника. Это в свою очередь требует сдерживания своих эмоций и проявления терпения, что в итоге ведет к дисциплинированности подростков, критическому отношению к себе.
Динамично развивая направление исторической реконструкции, педагоги объединений ведут работу по дальнейшему совершенствованию и пополнению военно-исторического реквизита, увеличению числа людей; полным ходом идет подготовка к участию в 200-летних юбилеях, связанных с различными событиями наполеоновских войн 1805 – 1815 гг. Относительно новым, но также бурно развивающимся образовательным курсом стала реконструкция внешнего вида бойцов РККА: учащиеся уже успели принять активное участие в мероприятиях, посвященных празднованию 60-летия Великой Победы, и также активно готовятся к новым свершениям. На повестке дня новые, еще незнакомые направления исторической реконструкции и активное участие в общегородских, всероссийских и международных фестивалях и мероприятиях.
Принцип возрастной доминанты: более старшие участники помогают младшим, разрабатывают совместные программы действий и взаимодействий. На конвентах создаются «Школы игрока», специальные соревнования для молодежи под руководством опытных участников – ролевые турниры. Современное движение исторической реконструкции, к примеру, объединяет представителей самых разных профессий и возрастов, независимо от уровня образования или материального достатка. Роль исторической реконструкции в военно-патриотическом воспитании молодежи велика. Она несет в себе мощный заряд патриотического воспитания. Причем патриотизм и любовь к Родине здесь не внушаются в виде малопривлекательных для подростков лекций или нравоучений, а органически воспитываются, впитываются молодыми людьми в ходе общения со взрослыми из группы исторической реконструкции.
Ролевые игры способствуют активному физическому воспитанию и развитию. Например, ежегодно проводимые игры, конвенты, посвященные ролевым играм, требуют от устроителей и участников хорошей физической подготовки. Так, на конвенте «ВолК» проводился бургут – спортивно-турнирное мероприятие, где два десятка бойцов в тяжелом вооружении поочередно сражались за право обладать снежной крепостью. За четыре этапа боев (на укреплениях, за мост, штурм ворот, захват твердыни) участники должны были продемонстрировать чудеса ловкости, точности, меткости (им пришлось стрелять из осадных орудий – пушек и требуше – теннисными мячиками). В другом проекте – «Дом-монстр» – следовало по игре пройти «заминированную» комнату, собрать из разбросанных запасных частей игрушечный пистолет, спуститься со второго этажа по веревке. В некоторых проектах участники стреляют из лука, фехтуют на волшебных палочках и также должны обладать выдержкой, чувством меры, ловкостью, выносливостью, физической силой.
Комментарии