search
main
0

Все вакансии закрыты, но… Государственные проблемы отдельно взятый район решить не в состоянии

Елена Михайловна ПОЛЯШОВА девятый год возглавляет Управление образования Сормовского района. До этого долгое время была сначала заместителем директора, а позднее директором самой большой в Нижнем Новгороде школы. Школа была новостройкой, поэтому Елене Михайловне и ее коллегам пришлось формировать педагогический коллектив, закладывать традиции. Они, кстати говоря, успешно поддерживаются в школе №85 до сих пор, и это предмет особой гордости Елены Михайловны. За большой вклад в образование, за особые успехи в управленческой деятельности она была удостоена высокой правительственной награды. В канун Дня учителя губернатор Нижегородской области вручил Елене Михайловне Поляшовой медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

Наш разговор с Еленой Михайловной я начала с вопроса о том, как ей, опытному управленцу, представляется решение кадровой проблемы, конкретно – привлечения в школы молодежи.- Выход из этой проблемы есть, я его вижу и, когда есть возможность, высказываю свою точку зрения. Действительно, сегодня для каждого управленца, каждого директора городской школы очевидно, что без серьезных решений, радикальных мер со стороны власти ситуацию не изменить. Обратите внимание: в районах нашей области молодежь пришла в школы только после того, как начала реализовываться программа поддержки молодых специалистов, известная всей стране как «машина +квартира (дом)». Теперь все вакансии в районах закрыты (правда, здесь нужно принять во внимание идущий параллельно процесс реструктуризации ОУ, то есть значительное сокращение количества школ). На молодых педагогов образовательных учреждений Нижнего Новгорода программа поддержки не распространяется, поэтому в наших школах быстрыми темпами идет заметное старение педагогов. Через несколько лет, может быть уже через пять или шесть, мы столкнемся с острым дефицитом многих специальностей, как, например, уже столкнулись с нехваткой педагогов начальной школы. Потребность в обновлении педагогического состава школ так велика, что бюджет города не потянет ни машин, ни тем более квартир для начинающих педагогов. Разумеется, выходом было бы серьезное повышение ставок, но на него рассчитывать не приходится, ведь и так называемое 30-процентное повышение осталось учителями почти незамеченным. Его заметили только те, кто имеет нагрузку в 30 и более часов. Таких учителей не очень много. И потом, нельзя же повысить ставки только молодым, пожилые сразу почувствуют себя оскорбленными. Поэтому единственный выход, на мой взгляд, – заключение договоров со всеми, кто поступает в педвузы на бюджетные отделения. Если государство тратит немалые средства на то, чтобы дать бесплатное образование, то оно должно гарантированно получать молодых специалистов хотя бы на небольшой срок. Например, на три года. То есть каждый, кто принял решение учиться в педагогическом университете, должен с самого первого курса быть готовым к тому, что ему придется три года отработать в школе. Не важно, в городской или сельской. Директора школ могли бы заранее давать вузу заявки. Кстати, вузы могли бы опираться на этот банк заявок при перспективном планировании количества бюджетных и внебюджетных мест. Зачем, например, выпускать много географов, если потребность в них невелика, а учителей ОБЖ, наоборот, не хватает. Правда, сегодня – это нужно отметить – наш Нижегородский педуниверситет дает выпускникам, как правило, не одну, а две или несколько специальностей, что позволяет им вести при необходимости ряд предметов. Разумеется, я отдаю себе отчет, что через три года в школе останутся лишь тридцать процентов из тех, кто пришел по договору. Но на смену двум из трех придут новые стажеры. Думаю, что в школах останутся лучшие, те, кто почувствует, что он на своем месте, у кого будет получаться и сложится контакт с детьми и коллегами (вот здесь придется поработать руководству, заинтересованному в том, чтобы сохранить специалиста). Останутся также те, кого могут материально поддерживать родители или супруги. У нас, к слову, есть такой пример: молодой человек очень успешно работает третий год, имеет явные способности к педагогике, и его родители, понимая это, готовы ему помочь, пока он не обзавелся собственной семьей. Надеемся, что со временем его зарплата вырастет и он сможет остаться в школе. Признаюсь, терять такие ценные кадры было бы и неразумно, и непростительно. Нужно искать способы, чтобы их удерживать.- Елена Михайловна, вы предваряете мой следующий вопрос. Я как раз хотела спросить, чем еще, кроме зарплаты, школа может заинтересовать молодежь? – Современные молодые люди энергичны, предприимчивы, ориентированы на карьеру. И это очень хорошо, на мой взгляд. Нужно создать им условия для быстрого продвижения – все, кто будет в этом заинтересован, потерпят небольшую зарплату на первых порах. Главное, чтобы человек видел впереди перспективу и планомерно добивался поставленной цели. В нашем районе несколько лет назад мы начали и ежегодно проводим конкурс для молодых педагогов «Я выбираю учительство». Привлекаем спонсоров, бизнесменов и представителей законодательной власти. Каждый участник получает ценные подарки, победители награждаются весомыми премиями. Не менее важно и другое: для каждого из участников это отличный старт в карьере. Как правило, руководство школ, в которых они работают, старается с максимальной выгодой для себя и молодых специалистов использовать их потенциал. Не было случая, чтобы вслед за участием не происходили позитивные изменения в нагрузке и соответственно в оплате. Есть и другие формы материального стимулирования. В некоторых школах директора стараются привлечь молодежь, которая в отличие от большинства педработников с компьютерной техникой в гораздо более близких отношениях, к различного рода организационной и документоведческой деятельности. Как правило, такая работа оплачивается дополнительно, причем неплохо, и не требует от молодых специалистов колоссальных усилий. Вместе с 20 часами в неделю учебной нагрузки выходит вполне приличная сумма. – Не можете ли вы, как руководитель образования района, выступить с инициативой в своей администрации о привлечении средств предприятий различных форм собственности, расположенных в Сормовском районе, для установления доплат, стипендий, премий успешно работающим молодым специалистам? Не секрет, что из стимулирующего фонда оплаты труда школ денег им почти не достается. Фонды эти настолько малы, что и опытным, заслуженным учителям средств еле-еле набирается. – Да, вы правы. Действительно, в связи с проведенным повышением на 30 процентов надтарифные фонды школ были сильно урезаны, к моему огромному сожалению. И привлечь деньги со стороны мы сейчас не можем, как бы ни хотели. В нашем городе есть районы, где сконцентрированы значительные ресурсы, где размещено наукоемкое и высокотехнологичное производство, вот они могут себе позволить и премии, и доплаты, мы, к сожалению, нет. Я должна сказать, что у нас есть программы, куда мы привлекаем средства некоммерческой общественной организации «Единое Сормово», объединяющей руководителей многих предприятий района, бизнесменов и промышленников. Уже три года подряд при непосредственном участии этой организации мы осуществляем программу «Трудовое лето», в рамках которой школьники из малообеспеченных семей имеют возможность не только с пользой провести свободное время, но и подработать, помочь своим семьям. Как правило, они благоустраивают территории школ и храмов. Еще у нас было взаимодействие с этой организацией – тоже помощь малообеспеченным семьям, дети которых успешно учатся. В канун нового учебного года мы выдали им сертификаты на определенную сумму, по которым они смогли купить необходимую одежду, причем не только школьную форму, но и зимнюю одежду или обувь. Родители и дети были нам очень благодарны за помощь, многие подходили и говорили об этом, что, не скрою, растрогало нас до слез. Конечно, хочется многим помочь, многим дать то, чего они заслуживают и на что имеют полное право. Но считаю, что основные полномочия по повышению уровня жизни как семей, так и педагогов даны государству, и оно должно найти в себе силы помочь своим гражданам. Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте