Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Все в твоих руках

Учительская газета, №47 от 18 ноября 2003. Читать номер
Автор:

Однажды физик Елена ХАЛИУЛИНА услышала от филолога: «Хочешь честно? Физика осталась в моей памяти, как страшный сон: очень строгий учитель, все сложно, неинтересно, непонятно». Наверное, в этот момент Елена Владимировна взглянула другими глазами на преподавание своего предмета. А популярность физики среди учеников Белой СШ пос. Среднего Усольского района Иркутской области резко пошла вверх. Еще бы! Даже темы уроков звучат увлекательно.

Не «Притяжение и отталкивание молекул», а «Почему гуси не тонут?», не «Закон Паскаля», а «Почему у сыра дырки круглые?», не «Трение в природе и технике», а «Почему живую рыбу трудно удержать в руках?», не «Конвекция», а «Почему парятся на верхних полках бани?» Ответы на эти вопросы ребята ищут сами. С помощью изученного материала.

Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…»

Я люблю на своих уроках рассказывать притчи. Казалось бы, какое это имеет отношение к такому сложному и часто нелюбимому предмету, как физика? Поговорите со многими взрослыми, чья профессия не связана с этой наукой, и вы узнаете, что большинство из них в школьном возрасте испытали неприятные переживания на уроках и твердо уверены, что к этому предмету у них нет способностей. А если кому-то приходилось слышать от учителя: «Ты ничего не понимаешь! Сколько можно повторять? Ты этого не поймешь!» Неприятные воспоминания становятся сигналом к плохому самочувствию. Можно ли чему-нибудь научить человека, если он испытывает дискомфорт, нервничает? Чтобы что-то вспомнить, надо вернуться в то состояние, в ту ситуацию, когда была получена информация, – таковы особенности памяти. А если на уроке ребенок был огорчен, расстроен или обижен учителем? Захочется ли ему вновь вернуться в то состояние? Так учительские старания идут насмарку: ученик не сможет вспомнить ничего, причем для многих это проблема на многие годы учебы. И я определила для себя: постижение нового должно начинаться с радости (игры, приятных воспоминаний, утверждения в собственных силах). И когда на уроке кто-то из моих учеников готов произнести: «Я не могу решить! У меня не получается опыт!» – я рассказываю притчу и убеждаю: «Все в твоих руках».

Последнее время много критикуют современную школу. Что только не ставят ей в упрек! Я же считаю, что бич современной школы – послушание. Это первые уроки двуличия и подхалимства: маленький ученик очень рано понимает, что важнее притворяться послушным и знающим, чем на самом деле им быть. Важно смотреть в глаза учителю и во всем с ним соглашаться, поднимать руку и стараться отгадать, что же хочет от тебя учитель. «Самое редкое мужество – это мужество мысли», – я цитирую эту мысль А.Франса своим ученикам. Беспокойные, смелые, отчаянные, отстаивающие право на собственное мнение – такими я вижу идеальных учеников.

У Макаренко прочитала очень мудрую «мысль»: Дисциплина должна быть не средством, а результатом воспитания. Почему во время объяснения нельзя шептаться с соседом? Ведь детство – пора бесконечных вопросов, непрерывное собирание и обработка информации. Если двое разговаривают во время урока, может, они обсуждают нечто более важное, чем тема урока, а может, уточняют то, о чем говорит учитель. Нельзя заставлять их замолчать, нужно, чтобы дети осознали: беспорядок мешает им самим и окружающим.

Помните древнегреческую легенду о Милоне Кротонском? Будучи ребенком, он взвалил на плечи теленка и носил его на спине. Мальчик рос, вместе с ним рос и теленок. Юноша стал знаменитым борцом, победителем Олимпийских игр. О дальнейшей судьбе быка история умалчивает. Смог ли он ходить, когда Милон поставил его на землю? Вероятно, сделав два-три шага на дрожащих ногах, упал. Наше образование иногда похоже на этого античного героя: могут ли ученики самостоятельно ходить, если в течение 10 лет мы носим их на плечах? Я знаю: мне нужно помочь моим ученикам передвигаться самостоятельно.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту