В чем заключается работа учителя? Должен ли учитель воспитывать чужого ребенка? Или он должен только учить? Вот вопросы, которые слышит или задает себе любой учитель в какой-то момент. В моей педагогической деятельности тоже возникли эти вопросы, когда, приняв новый первый класс, на собрании родители одного из первоклассников сказали, что им важны только знания.
Я учитель. Мой ответ – да, должен воспитывать и обучать. И эти «чужие» дети – это все мои дети. Пусть их ко мне приводят лишь на время. Пусть в них вложено то, что я не в силах изменить, но могу откорректировать. Я ищу в каждом моем ребенке то, что его может заинтересовать и развить, и не жду благодарности. Я вижу ее в глазах первоклассника, у которого еще вчера не получалось писать и читать, а сегодня он умеет строить предположения, гипотезы, не боясь сделать ошибку, в глазах ребенка, который стремится познавать и делать открытия.
Ежедневно первоклассники делают огромные шаги на пути к своим успехам. Каждый новый набор начинается с простых бесед об ошибках. Ведь их может совершить любой, даже взрослый. И порой так трудно их признавать! Как же их не бояться, когда за них ругают?
Я не ругаю за ошибки, я их очень люблю. Ошибка – это начало пути к истине. Через опыт или наблюдение, через практическое действие или исследование мы всегда найдем дорогу к истинному знанию. Любое мнение ученика в учебной ситуации имеет право на существование. «С чем ты не согласен?» – с этой фразы мы начинаем обсуждение ответа у доски. Дети сами предлагают способы исправления ошибок. В этом помогают вопросы-опоры, план рассуждения, который мы составляем совместно в процессе обсуждения темы.
Умение работать в группе уже с первых дней пребывания в 1‑м классе помогает младшим школьникам не стесняться выражать и отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту и находить правильное решение.
Активное участие в школьных научных обществах и проектных неделях помогает детям определиться в выборе тем исследовательских работ или проектов. Олимпиадное движение школьников с радостью принимает первоклассников, а «бесполезные» компьютерные игры становятся шагом к победе команды.
Развить творческое начало в каждом ребенке можно с помощью небольших театральных представлений на уроке или праздничных представлений, где артисты – дети, а зрители – родители. Каждый ребенок талантлив и может быть услышан. А благодарность для артиста – аплодисменты. Мои дети слышат их часто, например, в благодарность за достойный ответ у доски.
Получение знаний – это основной вид деятельности учеников начальной школы. Ребята получают знания, не только сидя за партой, но и в музеях, на выставках, экскурсиях. Небольшие путешествия помогают не только понять науку, но и понять и принять другого, научиться взаимодействию с окружающими людьми вне школьных стен.
Самый любимый день моих детей – понедельник, «Разговоры о важном». Каждая тема находит отклик в сердцах маленьких граждан нашей любимой страны. Разговоры о счастье и друзьях, самых важных людях в жизни каждого человека, взаимопонимании и поддержке приносят пользу не только на словах. Самостоятельно сделанный вывод первоклассников о том, что класс – большая семья и здесь все дети должны находить поддержку и помощь в любой ситуации, дорогого стоит.
Уметь дружить – самое главное, чему мы учимся в коллективе. Так случается, что на протяжении многих лет в моих классах учатся дети с разным уровнем интеллектуального развития, разным уровнем семейного воспитания, разных религиозных взглядов. Все они для меня особенные. Каждый мой ребенок знает, что я не только могу научить, но и подсказать, как найти выход из сложной ситуации. Я вкладываю в них часть своей души. Потому что учитель не просто работа.
Учитель – профессия, направленная на воспитание и обучение следующих поколений. Я знаю, что мои дети – будущее нашей страны. И мне за них не будет стыдно.
Людмила АЛЕШЕЧКИНА, учитель начальных классов школы №1000
Комментарии