search
main
0

Все в форме – все в норме

Восемнадцать лет назад молодой специалист Алексей Головин пришел в подмосковную Толстопальцевскую среднюю школу преподавать физкультуру. Сразу возобновил там секцию баскетбола. Первые тренерские успехи Алексей сделал именно в Толстопальцеве. А в 1018-й московской школе он трудится десять лет. Результат – призовые места школьной команды в соревнованиях по баскетболу. Сам Алексей Головин – тяжелоатлет, кандидат в мастера спорта.

– Если раньше существовал комплекс ГТО и вся страна его сдавала, то сейчас жестких требований нет. Тесты, которые существуют, на мой взгляд, весьма расплывчаты, и с ними справятся все. Нужна градация: высокий, средний,низкий уровень. Ведь норматив – это конкретный результат, которого надо добиваться. А нынешние тесты – для “середнячков”. Усреднение показателей не способствует общефизическому развитию, не двигает его.

Некоторые тесты, которые существуют в Москве, мне кажутся по крайней мере странными. Вот, например, “челночный бег 10 по пять метров”. Ребята бегают туда и обратно. Ни силовых, ни скоростных качеств, ни выносливости такой тест не показывает. Единственное, что можно определить: у кого кружится голова, у кого нет.

– Сейчас спорят, нужна ли оценка по физкультуре…

– По крайней мере сегодня она нужна. Учитель может вносить свои коррективы, допустим, не ставить “два”, если ребенок старался, но выполнил норматив на двойку. Можно ободрить, позаниматься, и в следующий раз он вытянет хотя бы на “три”…

– Сегодняшние дети и уроки физкультуры отличаются от тех, что были раньше?

– Дети не изменились. Я просматриваю свои записи десятилетней давности, сравниваю и не нахожу отличий. Но уроки стали другими. Изменился подход учителя. Раньше было строже, урок давался тщательнее, была четкая программа, шаг от которой вправо или влево расценивался как непозволительная вольность. Теперь учителю проще – больше свободы, изменились требования, и я часто наблюдаю, что урок проводится как Бог на душу положит.

Физкультура и дисциплина начинаются со спортивной формы, учитель должен стремиться, чтобы она была у всех. Иногда приходишь на урок, а там кто в чем: в джинсах, в ботинках, в туфлях. Распустили. Может ли идти тут речь о каких-то нормативах?!

– Какие требования вы предъявляете к учителю физкультуры?

– Те же, что и к учителям других предметов, ничего особенного нет. Во-первых, знание своего предмета. Во-вторых, коммуникабельность и доброжелательное отношение к детям. Еще – умение ладить с педколлективом. Порой приходится объяснять, что физкультура – не второстепенный урок, дети не просто бегают и прыгают. Мы их учим дисциплине, товариществу, взаимопомощи.

– А как относитесь вы к физкультминуткам, которые проводит не профессионал-физкультурник, а другой учитель – физик, биолог, литератор?

– Нормально, потому что здесь другая цель. И эти паузы надо проводить чаще. Важен разгрузочный момент: отдохнуть от одной работы, переключиться на другую. Есть тенденция нагружать детей как можно больше физически, и некоторые считают, что это хорошо. Но должна быть какая-то мера! Один и на уроке физкультуры занимается хорошо, и в секцию ходит. Другой с физкультурой не дружит. В школе отсидел, дома за компьютером опять сидит. Зато он очень умный. Ему-то как раз не мешает побольше подвигаться…

– Откуда идет это отношение к физкультуре как к предмету второстепенному?

– Это исторически, наверное, традиционно сложилось. Вспомните старую поговорку: “Сила есть, ума не надо”. Несерьезное отношение к физкультуре укореняется в семье. И, к сожалению, воспитывается у ребенка.

Виктор СТАРОСТИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте