В этом году Департамент науки, образования и молодежной политики Смоленской области разработал и ввел в действие методические рекомендации о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов общеобразовательных школ. Стимулирующие надбавки учитывают результативность и качество педагогического труда, выраженные в индивидуальных учебных и внеучебных достижениях учеников.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Критерии и показатели индивидуальных достижений школьников и уровня их предметной обученности фиксируются в локальном акте образовательного учреждения. Этот документ принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (как правило, профкома). В соответствии с локальным актом распределение фонда стимулирующей части проводится не чаще одного раза в полугодие и не реже одного раза в год, а установленная по результатам работы стимулирующая надбавка выплачивается в течение следующего полугодия (года) в виде равных по размеру выплат в каждом месяце. Выплата установленных стимулирующих доплат производится, как правило, с 1 сентября или с 1 января.
Сложившаяся к концу финансового года экономия средств стимулирующей части ФОТ, направляемой на материальное стимулирование обеспечения качества образования, распределяется в виде доплат между работниками, достигшими в течение года наивысших результатов педагогической деятельности и проявившими активность в управлении качеством образования в учебном заведении. Порядок использования экономии средств по фонду стимулирующих выплат предусматривается в соответствующем локальном акте.
Какие же критерии используются при распределении стимулирующей части ФОТ? Прежде всего это успешное освоение школьниками федеральных государственных стандартов и образовательных программ: способность применять знания на практике, адаптация к новым ситуациям, умение генерировать идеи, воля к успеху, способность к анализу и синтезу, а также позитивная динамика уровня обученности школьников за последний учебный год. Динамика может подтверждаться оценками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ), а также увеличением числа учеников (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней. Индикатором такого критерия могут быть и награды различного уровня, реестр участников в конкурсных мероприятиях, увеличение количества творческих, научных и проектных работ школьников по данному предмету, посещаемость кружков, секций, элективных курсов, а также участие самого педагога в инновационной деятельности, в исследовательской работе и использование передового педагогического опыта.
Чрезвычайно важно учитывать активность учеников в жизни класса, школы и окружающего социума, их участие в школьном самоуправлении и социальных проектах. Индикатором этого критерия могут быть благодарственные письма, отзывы, положительная информация в СМИ о деятельности школьников (волонтерское движение, благотворительные акции), выступление на семинарах и конференциях. Все это позволяет судить о профессионализме и эффективности работы учителя.
Отраслевая система оплаты труда введена в образовательных учреждениях Смоленской области с 1 января 2008 года. Базовый оклад руководящего или педагогического работника образовательного учреждения рассчитывается по формуле:
Бо = Б x К1, где
Б – размер базовой единицы, которая с учетом 14-процентной индексации с 1 февраля 2008 года составляет 2280 рублей;
К1 – базовый коэффициент уровня образования работника.
Для определения должностного оклада (ставки заработной платы) руководящего или педагогического работника ОУ применяются следующие повышающие коэффициенты:
– стажа работы;
– специфики работы;
– квалификации;
– масштаба управления;
– уровня управления.
Размер должностного оклада руководящего работника рассчитывается по формуле:
ДОрук = Бо + Бо x К3 + Бо x К4 + Бо x К5 + Бо x К6, где
– Бо – размер базового оклада;
– К3 – коэффициент специфики работы;
– К4 – коэффициент квалификации;
– К5 – коэффициент масштаба управления;
– К6 – коэффициент уровня управления.
Размер должностного оклада (ставки заработной платы) педагогического работника рассчитывается по формуле:
Сз = Бо + Бо x К2 + Бо x К3 + Бо x К4, где
– К2 – коэффициент стажа работы;
– К4 – коэффициент квалификации.
Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается пять стажевых групп: от 0 до 2 лет, от 2 до 5, от 5 до 10, от 10 до 20, 20 и более лет.
Коэффициент специфики работы (К3) устанавливается руководящим и педагогическим работникам за работу в отдельных образовательных учреждениях, например, 0,15-0,2 – за работу в специальных (коррекционных) ОУ, отделениях, классах, группах для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья; в оздоровительных ОУ санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении; в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением; в общеобразовательных школах-интернатах.
Коэффициент специфики работы 0,4 устанавливается за работу в областных вузах.
Коэффициент квалификации (К4) устанавливается при наличии у руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, за исключением руководящих и педагогических работников областных вузов, квалификационной категории, ученой степени и почетного звания. Повышающий коэффициент за наличие почетного звания применяется только при условии соответствия звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин.
При определении коэффициента масштаба управления К5 используются группы по оплате труда руководителей образовательных учреждений и объемные показатели деятельности областных государственных образовательных учреждений и иных областных государственных учреждений (не являющихся образовательными), осуществляющих деятельность в сфере образования, устанавливаемые нормативным правовым актом администрации Смоленской области, который определяет порядок оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров этих учреждений.
Коэффициент уровня управления К6 определяется в соответствии с группой по оплате труда руководителей образовательных учреждений и объемными показателями деятельности ОУ.
Размер базовых и повышающих коэффициентов стажа работы, квалификации, масштаба и уровня управления для расчета должностных окладов (ставок заработной платы) руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, за исключением областных вузов, устанавливается с соответствии с таблицей.
С 1 января 2009 года 12 процентов фонда оплаты труда руководящих и педагогических работников образовательных учреждений будут расходоваться на доплаты стимулирующего характера.
Выпускникам высших и средних профессиональных учебных заведений, принятым на работу в образовательные учреждения и имеющим стаж педагогической работы до 5 лет, установлена ежемесячная доплата к зарплате в 500 рублей при наличии обычного диплома и в 750 рублей при наличии диплома особого образца. С 1 января размер доплат планируется увеличить в 2 раза.
Подводя итоги работы по новой системе оплаты труда в 2008 году, можно отметить, что должностные оклады руководящих работников увеличились на 45-50 процентов, а педагогических работников, имеющих высшее образование, – на 20-25 процентов. Например, должностной оклад молодого специалиста с высшим образованием без стажа педагогической работы составляет 3420 рублей + доплата 500 рублей = 3920 рублей (по тарифной сетке этот специалист имел бы оклад 2720 рублей). Оклад педагога с высшим образованием и стажем педагогической работы более 20 лет, не имеющего квалификационной категории, составляет 4617 рублей (по тарифной сетке соответственно 3879). Оклад педагога с высшим образованием, стажем педагогической работы более 20 лет и высшей квалификационной категорией составляет 5643 рубля (по тарифной сетке педагог имел бы 4503 рубля).
Людмила МАЛЮТЕНКО, директор Департамента по науке, образованию и молодежной политике Смоленской области
Комментарии