Проблема: в рамках часов учебного плана создать методику, которая позволяет ученикам не только освоить школьную программу углубленного изучения математики, но и без помощи репетитора подготовиться к поступлению в вуз математического (технического, экономического, педагогического) профиля. При этом следует учитывать, что в 9-е классы придут не только дети-эрудиты с блестящей математической подготовкой, но и дети средних способностей со слабой математической подготовкой.
Я попыталась создать такую методику и применила ее, обучая два выпуска. Результаты говорят сами за себя:
1995 год – поступили на бюджетные места 80% выпускников (речь идет о вузах, где надо было сдавать математику);
1998 год – поступили на бюджетные места 75% выпускников.
А теперь об основных составляющих методики.
1. Авторская программа с блочной перегруппировкой учебного материала. Это позволяет сократить количество часов в классах с углубленным изучением математики в 8-9-х классах до 6 часов в неделю. Весь школьный материал по математике проходится за 2 года (9-10-е кл.). В 11-м классе расширяется, углубляется пройденный материал, систематизируется, идет интенсивная подготовка к экзаменам в вузы.
2. В начале каждого года проводится входная диагностика, которая позволяет увидеть все пробелы в знаниях учащихся. Каждый год начинается с продуманного, систематического повторения, что позволяет в дальнейшем более плотно излагать новый материал.
3. Применяется лекционно-практическая форма занятий, учитывающая блочную структуру программы. Разработан курс лекций для 9-11-х классов – это способствует опережающему обучению. К некоторым темам разработаны методические пособия в помощь учителю.
Крупные темы изучаются с большей результативностью за меньшее количество часов в сравнении со стандартным учебным планом.
Большое значение имеет закрепление того материала, который был прослушан во время лекции. Вся работа учеников проходит только самостоятельно, с консультацией учителя.
Так, я совершенно отказалась от опроса учеников у доски. Никакой пользы для школьников нет, а времени тратится очень много. Все теоретические вопросы выносятся на экзамен, который проводится два раза в год (декабрь, май).
После лекционных занятий ученикам предлагается набор упражнений разной степени сложности для самостоятельного решения. Учитель выполняет роль консультанта. В конце урока (примерно 15 минут) я на доске рассматриваю те ошибки, которые допускали ученики при решении, а также показываю решения наиболее сложных примеров.
Такая методика работы учит мыслить, прививает любовь к предмету. Плохих оценок на уроке не ставится. Только “4” и “5” за быстрое, оригинальное, нестандартное решение. Страха у ребят нет: они знают, что пришли учиться и что им обязательно помогут. Отработка лекционного материала – это самая трудоемкая работа. После лекции не все сразу все понимают.
4. Домашние контрольные работы бывают двух типов: работы на повторение (что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях) и работы, соответствующие блокам изучаемого материала. Домашние задания служат для отработки навыков решения примеров.
5. Консультации, которые бывают за один час до уроков, проводятся индивидуально (каждый ученик может подойти с тем вопросом, который его более всего интересует).
К концу 11-го класса у школьников накапливается солидный комплект материала (лекционного и практического) для дальнейшей самостоятельной подготовки к вступительным экзаменам.
Следует отметить, что эта методика, а также ее отдельные элементы успешно применяются и в сельских школах, где трудно набрать целый класс для подготовки в вуз, а вот группу ребят из параллельных классов организовать можно. Эта группа, кроме обычных часов в 10-11-х классах, занимается еще два дополнительных часа (из вариативной части учебного плана), которые обязательно вносятся в расписание занятий (чаще всего это первые уроки, на которые остальные ученики не приходят).
Учителя часто жалуются на нехватку времени, особенно в старших классах. Дайте больше самостоятельности ученикам, продумайте досконально программу обучения, систематизируйте весь материал, который у вас есть. И тогда все у нас получится!
Елена НАДЕЖКИНА,
учитель 2-го лицея, зав.кабинетом математики ИПКРО
Иркутск
Комментарии