search
main
0

Все тайны открывает мониторинг

Школа принимает ребенка из рук детского сада, и тут важно определить, каково состояние его здоровья. Тут может помочь мониторинг, весь вопрос в том, как грамотно и эффективно его проводить, чтобы достоверно определить все данные о физическом состоянии ребенка. Об этом говорили участники городской научно-практической конференции, прошедшей в школе №335.

Досье «УГ»Информация к сведениюВ 2009 году в Зеленоградском учебном округе совместно со службой Роспотребнадзора была начата работа по реализации проекта «Внедрение методов донозологического контроля в практику работы школ Зеленограда с целью формирования здорового образа жизни у школьников».В ходе реализации проекта предполагается в рамках диагностики оценить состояние здоровья и дать прогноз риска развития заболеваний, разработать индивидуальные рекомендации по сохранению здоровья и предотвращению возможного развития болезни, а также обеспечить динамический контроль за состоянием здоровья в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга.В работу включились 12 школ округа: №№1194, 1149, 1353, 1701, 1702, 1703, 1704, 2045, 1528, 1557, 1923 и 618. В этих школах установлены электронные анкеты «Здоровый образ жизни школьника» и определены ответственные за проведение систематического анкетирования школьников в период с сентября по май, проведена необходимая работа с родителями и педагогами. По результатам донозологических обследований будут сформированы предложения органам государственной власти, местного самоуправления, здравоохранения и образования по использованию методов и средств донозологической диагностики для сохранения и укрепления здоровья населения. 26 января 2010 года на базе начальной школы «Школа здоровья» №1703 (директор Н.Шихманова) состоялся окружной семинар «Донозологический контроль резервов физического здоровья, работоспособности и формирование здоровьесберегающего стиля жизни учащихся (из опыта школ, принимающих участие в мониторинге)».В семинаре приняли участие заместитель префекта ЗелАО Сергей Гагин, начальник Окружного управления образования Анна Халева, заместитель начальника А.Петраков, начальник Территориального отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ЗелАО Л.Денисов, а также врачи детских поликлиник и директора образовательных учреждений.С приветствием к участникам семинара обратилась начальник ЗелОУО Анна Халева. С докладами выступили: заместитель начальника ЗелОУО А.Петраков («О внедрении методов донозологического контроля в практику работы школ с целью формирования здорового образа жизни у школьников»), начальник Территориального отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ЗелАО Л.Денисов («О результатах и анализе донозологического контроля из практики работы школ»), а также Е.Шлеина, заместитель директора школы №1703 («Школа – территория здоровья»), А.Стребкова, директор школы №1701 («Формирование здорового образа жизни по результатам анкетирования учащихся с использованием информационных технологий»), С.Дороничева, директор школы №1353 («Особенности мониторинга здоровья школьников в средней школе»), Л.Круглова, директор ЦО №2045 («Анализ результатов проведенного обследования учащихся, работа с родителями»).

Анастасия МИХЕЕВА, кандидат психологических наук:

– В разные годы в нашей стране и за рубежом проводились многочисленные исследования здоровья различных групп населения. Однако в основном все они носили медицинский характер, а констатация фактов снижения уровня здоровья способствовала лишь привлечению огромных средств в производство различных лекарственных препаратов и не позволяла разработать и тем более реализовать комплексные программы оздоровления населения. Медицина оказывается все более бессильной в решении проблем выраженного снижения уровня физического компонента здоровья и психофизического потенциала людей еще и потому, что, как многократно было показано исследователями разных стран, среди факторов, влияющих на здоровье, здравоохранению принадлежит лишь около 10-12%.

Здоровье детей и подростков, обучающихся в учреждениях образования, еще более сложный объект исследования, чем здоровье населения в целом, так как оно одновременно должно рассматриваться в двух плоскостях: обеспечения активной жизни в данный момент (статус) и закладки потенциальных возможностей на предстоящую жизнь (развитие). Здоровье ребенка более, чем взрослого, подвержено влиянию всей совокупности социальных, экологических, экономических и др. факторов окружающей его среды. Изучение состояния здоровья ребенка в отрыве от реальных возможностей и негативных факторов среды также представляется малоцелесообразным, так как исключает возможность прогноза ближайшей зоны развития, не говоря уже о долгосрочных прогнозах. К сожалению, в стране отсутствует система междисциплинарного мониторинга состояния здоровья детей, которая учитывала бы всю совокупность его собственных показателей и наиболее значимых факторов среды. Такое положение резко снижает возможности управления здоровьем ребенка, подростка и молодого человека в период их обучения, что крайне важно в условиях меняющейся системы образования.

Прежде чем обсуждать различные модели мониторинга, хотелось бы предложить для обсуждения вообще различные подходы к понятию «здоровье». Последние десятилетия знаменовались существенными изменениями в понимании сущности здоровья, которое стало рассматриваться как многоаспектный и системный объект исследования, имеющий биосоциокультурную природу.

В 1986 году в наиболее современном определении термина «здоровье» ВОЗ указывается: «Здоровье не является целью жизни, но это важнейший ресурс для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, акцентирующая социальные психические и физические возможности человека». В наиболее обобщенном виде под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, полным физическим (телесным) и психическим (духовным), моральным и социальным благополучием, уровнем физического развития, соответствующим возрасту, совершенным механизмом саморегуляции и высокой степенью адаптации к производственным, социальным, экологическим условиям; состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия.

Именно таким сложным конструктом понятия «здоровье» объясняется сложность построения адекватных моделей мониторинга. Совершенно очевидно, что мониторинг здоровья не может замыкаться на одном ведомстве, а должен носить межведомственный характер. При этом каждый участник мониторинга должен иметь четко определенную сферу интересов (конкретные признаки, которые позволят ему квалифицировать релевантные стороны человека с точки зрения его здоровья или нездоровья), объединение которых и позволит создать максимально полноценную картину здоровья обследуемого контингента.

В 2001 году Правительство РФ утвердило Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи, которое представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и стало частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Несмотря на обилие мониторингов в области здоровья, проводимых в стране и за рубежом, ни один из них не может претендовать на полноценность оценки состояния здоровья с точки зрения его многоаспектности. Более того, зачастую анализ показателей, использованных для мониторинга, оставляет чувство непонимания логики их подбора. Основой отбора критериальных показателей должна быть определенная модель здоровья. Перспективна в этом смысле логика, представленная Э.А.Эндаковой с соавт. (2000 г.): «Здоровье может быть представлено как целостная многомерная динамическая система». Таким образом, проведенный анализ подходов к различным моделям мониторинга позволяет предложить модель, разработанную Научно-методическим центром «ДАР» им. Л.С.Выготского Рособразования.

Андрей ВОРОБЬЕВ, кандидат психологических наук, руководитель Центра мониторинга здоровья и здоровьесберегающей деятельности при школе №335:

– Мониторинг здоровья учащихся и здоровьесберегающей деятельности учреждений образования проводится для получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья учащихся, и становится системообразующим основанием для управления здоровьесберегающей деятельностью образовательных учреждений в целом.

Мониторинг, организуемый Центром, состоит из двух основных блоков.

Первый блок – междисциплинарный мониторинг здоровья учащихся, задачи которого:

– оценка актуального состояния здоровья детей, его динамики, факторов риска и ближайшего прогноза;

– выявление детей, нуждающихся в сопровождении специалистов.

Второй блок – мониторинг деятельности учреждения образования. Его задачи:

– сбор данных о деятельности коллектива образовательного учреждения в отношении сбережения здоровья с точки зрения сотрудников, детей и их родителей;

– информирование родителей о действиях ОУ по охране и укреплению здоровья детей;

– выработка рекомендаций по оптимизации деятельности ОУ.

Мониторинг деятельности учреждения образования реализуется путем сбора экспертных оценок сотрудников образовательных учреждений, учащихся и их родителей. С этой целью наш Центр разработал соответствующий комплект методик анонимного анкетирования, состоящий из анкет для сотрудников образовательных учреждений, родителей и самих детей с учетом их возраста.

На основе экспертных оценок сотрудников образовательных учреждений выявляется их собственная позиция в отношении здоровья и мнение о результативности взаимодействия с родителями по вопросам укрепления здоровья детей, а также производится оценивание здоровьесберегающей деятельности ОУ в целом.

Светлана КУЗНЕЦОВА, заместитель директора по экспериментальной работе школы №335:

– Как известно, мониторинг здоровья дает возможность зафиксировать актуальные показатели состояния здоровья детей, его медицинские, психологические, физиологические, социальные аспекты.

Мониторинг состояния здоровья включает:

заполнение классным руководителем социального паспорта на каждого ребенка;

заполнение социальным педагогом социальной анкеты с целью выявления детей группы риска по безнадзорности и организации ее сопровождения;

педагогический скрининг;

логопедическое обследование учащихся начальной школы с целью своевременного выявления риска развития школьной неуспеваемости;

психологический скрининг с целью выявления детей групп риска по отклоняющемуся поведению;

тестирование физического состояния учащихся;

педиатрический скрининг;

осмотр медицинской сестры.

Все полученные данные переносятся в базу данных.

База данных формирует отчеты – индивидуальный, по классу, по школе, которые передаются в ресурсный центр.

Информация, собираемая в ресурсном центре, дает возможность образовательным учреждениям увидеть результаты своей деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся и проследить динамику в состоянии здоровья с целью выявления возможных проблем, а также провести сравнительный анализ образовательных учреждений и таким образом выявить наиболее типичные проблемы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте