НИИ развития профессионального образования Департамента образования Москвы провел выездное заседание ученого совета в технологическом колледже №14, посвященное проблемам дистанционного профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Почему был выбран именно 14-й колледж? Во многом потому, что в 2001 году при содействии Всемирного ОРТ была начата разработка дистанционного образования. Внедрение дистанционных форм обучения шло поэтапно: до 2002 года это дистанционное самообучение, с 2003 года – режим дистанционного тестирования. С 2004 года – уже полноценное дистанционное обучение.
Юрий МИРОНЕНКО, директор технологического колледжа №14:
– Дети с ограниченными возможностями здоровья стремятся получить престижное образование и готовы преодолеть сопряженные с этим трудности. Например, победитель локального конкурса «Московские мастера», выпускник одного из городских ПТУ Ян Тарлецкий заявил, что хочет учиться именно в колледже, а потому был принят к нам без экзаменов и успешно обучается у нас по специальности «модельер-конструктор». Мы знали, что наши коллеги используют дистанционные формы обучения школьников-инвалидов, а у нас уже был опыт организации на своей базе профильного обучения школьников мультимедийным технологиям, поэтому мы планировали для начала заняться дистанционным обучением учащихся школ-интернатов именно по этому профилю, а в дальнейшем адаптировать для дистанционного обучения и другие профессиональные курсы. Опыт колледжа свидетельствует о том, что такая образовательная услуга востребована и позволяет широкому кругу заинтересованных лиц обучиться той или иной специальности, что наши разработки в сфере дистанционного обучения взрослых вызвали большой интерес у директоров школ-интернатов, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем колледже система дистанционного образования естественным образом интегрируется с существующей системой очного обучения студентов по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, дополняя и развивая их, способствуя созданию мобильной и эффективной образовательной среды. На начальном этапе развитие системы дистанционного обучения было связано с участием колледжа в международном проекте со всемирной ОРТ. В структуре колледжа был создан центр, призванный развивать и поддерживать освоение информационных и мультимедийных, фото- и видеотехнологий студентами колледжа. Дистанционные технологии обучения использовались студентами для самостоятельного освоения программ. На первом этапе были достигнуты следующие результаты: выбор оптимального программного обучения для дистанционного обучения, обучение педагогических кадров использованию и методическому обеспечению дистанционного образовании, формирование развитой сети потребителей подобных образовательных услуг.
В рамках экспериментальной и инновационной деятельности с 1996 по 2006 годы на базе колледжа действовала инновационная сеть, кроме того, мы приобрели новых социальных партнеров. Например, разработка проекта дистанционного курса «Русский язык как средство общения» проводилась совместно с сотрудниками колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве.
Разработанная нами схема реализации дистанционного образования была апробирована в рамках профильного обучения школьников на технической и технологической базе колледжа.
Сегодня мы стремимся создать экспериментальную площадку по направлению «Дистанционное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья» и решить такие экспериментальные задачи, как:
адаптация модели дистанционного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
очно-заочная форма обучения;
подготовка специальных методических материалов;
апробация модели дистанционного образования молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
Николай РАЗДОБАРОВ, директор технологического колледжа №21:
– Проблема получения профессионального образования для подростков с ограниченными возможностями здоровья актуальна. Поэтому любые шаги, предпринятые в данном направлении, должны приветствоваться. Существующий у 14-го колледжа успешный опыт дистанционного обучения позволяет рассчитывать на то, что этот проект будет реализован и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На мой взгляд, особое внимание необходимо уделить подросткам, страдающим нарушением слуха. По официальным данным, 6% детей, которые рождаются в Москве, – это дети с нарушением слуха. Их воспитание, адаптация в среде слышащих сверстников и привлечение к труду очень серьезная проблема. Замечательно, что коллектив колледжа №14 с помощью ОРТ начинает работу с такими детьми.
В колледже №21 мы занимаемся аналогичной проблемой уже 10 лет. Сегодня в нашем колледже 182 ребенка обучаются по 5 профессиям начального профессионального образования, это столяры, автомеханики, горничные, операторы компьютерной техники. Первые 3-4 года мы просто накапливали опыт, знакомились с этой проблемой, налаживали контакты со школами, в которых учатся слабослышащие подростки, занимались с сурдопедагогами, изучали психологические особенности этих детей. Сейчас мы же накопили определенный опыт, наши преподаватели написали методические рекомендации по организации обучения слабослышащих подростков. Но самое главное, нам удается не только обучить этих ребят, но и трудоустроить их. 87% наших выпускников работают в различных учреждениях Москвы. Три года мы контактировали с фондом квотирования рабочих мест, недавно провели переговоры с Комитетом общественных связей правительства Москвы, предложив совместно создать учебно-производственную типографию для наших выпускников, которым даже после получения профессии достаточно трудно адаптироваться в большом коллективе. Надеюсь, что к весне следующего года мы создадим на базе колледжа 30 рабочих мест, оборудованных именно для такой категории лиц, тогда мы сможем еще в течение двух лет дать нашим ученикам дополнительные трудовые навыки. Таков наш собственный опыт, именно потому, что я знаком с этой проблемой, инициатива 14-го колледжа вызывает мое искреннее восхищение. Конечно, работа эта трудна, но я думаю, 14-й колледж с ней справится, поскольку здесь трудятся замечательные педагоги, а материально-техническая база также находится на достаточно высоком уровне.
Сергей ГОРИНСКИЙ, заместитель руководителя представительства Всемирного ОРТ в России, странах СНГ и Балтии:
– Всемирный ОРТ (образовательные ресурсы и технологический тренинг) в 2006 году отметил 125 лет со дня своего основания. В этом году также исполняется 10 лет сотрудничества Всемирного ОРТ с технологическим колледжем №14. Для ОРТ эти годы были положительным опытом трансляции новых технологий, в том числе дистанционных, в систему профессионального образования колледжа. Важность сотрудничества именно с 14-м колледжем обусловлена в первую очередь тем, что на протяжении многих лет этот колледж был единственным учреждением профессионального образования в системе ОРТ. За время нашего сотрудничества были реализованы проекты информатизации окружающей среды, введения новой высокотехнологичной специальности «реклама», создания на базе колледжа Центра дистанционного образования.
Наша организация поддерживает инициативу колледжа, связанную с профессиональным обучением детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас уже есть опыт работы с такими детьми, и несколько лет назад у нас возникла идея заниматься этими проблемами в России. Мы изучили опыт наших коллег из Санкт-Петербурга, но, честно сказать, испугались и не стали форсировать эту работу, потому что это не только вопросы профессионализма, но еще и огромная моральная ответственность. Но жизнь вносит свои коррективы, и сегодня проблема получения профессионального образования подростками с ограниченными возможностями здоровья в силу ряда причин стала еще более актуальной, мы просто обязаны помочь этим детям. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать реальные профессиональные навыки и быть востребованными на рынке труда. Нам кажется не случайным, что организатором этого проекта дистанционного профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья выступил именно коллектив 14-го колледжа. Преподаватели, работающие здесь, не только высокие профессионалы, они прежде всего люди с высокой социальной и моральной ответственностью, что совершенно необходимо в работе с детьми, принадлежащими к этой категории. Если инициатива 14-го колледжа будет поддержана, если проект будет запущен, наша организация поможет работникам колледжа освоить накопленный в других странах опыт организации подобного обучения, мы поможем им в проведении научно-практических семинаров совместно с нашими коллегами из-за рубежа. Кроме того, ОРТ гарантирует педагогам, принявшим участие в проекте, стажировку в тех странах, где активно исследуется эта проблема.
Нелли КАМЕЛЕВА, завуч школы-интерната №52 для слабослышащих детей:
– Наша школа считается вспомогательной школой второго вида, у нас обучаются ребята с частичной или полной потерей слуха, большую часть информации они получают на зрительном уровне, поэтому дистанционное обучение для наших ребят перспективно и желательно. Включение школы в данный проект было продиктовано заботой о будущем наших выпускников. У школы есть сложившаяся система взаимоотношений с вузами. В частности, с МГТУ имени Н.Э.Баумана, но не все наши выпускники могут и хотят там учиться. Для тех подростков, которые имеют склонность к визуальным технологиям (фото-, видео- и компьютерная обработка информации), очень подходят образовательные программы колледжа №14. Мы пытались сотрудничать и с другими образовательными учреждениями. Но там, как правило, требуют, чтобы учащиеся приезжали на базу данного учебного заведения, тогда как для наших ребят в силу особенностей их диагнозов гораздо предпочтительнее форма дистанционного обучения. Известно, что неслышащему человеку трудно адаптироваться в слышащей среде, трудно получить хоть какую-то специальность и тем более трудно устроиться на работу, поэтому нашим ученикам жизненно необходима предпрофильная подготовка в стенах самой школы. Такую возможность нам и предоставил 14-й колледж. Сотрудничество нашей школы с 14-м колледжем расширит представления наших выпускников о возможностях продолжения образования. Организованное колледжем профильное обучение школьников выпускного класса позволит им сориентироваться в выборе будущей профессии. И обеспечит возможность получения сертификата, подтверждающего наличие у них данной подготовки. Это, несомненно, повысит конкурентоспособность наших выпускников как при поступлении в профессиональное образовательное учреждение, так и при приеме на работу.
Комментарии