search
main
0

«Все предрассудки истребя…»

«Легенда о Великом Инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского в 10-м классе.

Ход урока

Учитель: Великие романы Ф.М.Достоевского создавались в 60-80-е гг. XIX века. Это было время яростных споров о судьбе России, о современном обществе и перспективах его развития. Причем литературные споры, как говорил один писатель, часто пахли кровью. Однако несмотря на непреодолимые мировоззренческие разногласия, общество было согласно в одном: существующее положение вещей ужасно, необходимы коренные перемены. Но что и как нужно менять? Именно в это время появляются многочисленные «теории», предлагающие путь развития России, русского общества и русского человека.

Вот и герои романа «Преступление и наказание» тоже изобретают разные теории. Что же это за идеи?

Петр Петрович Лужин проповедует теорию «целых кафтанов», считая, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспеянии». «Прогрессист» Лебезятников отвергает социальные устои, законы, для него главное – протест. Свидригайлов исповедует культ сильной личности. Это нигилист, возведенный в степень, нравственные проблемы перед ним даже не встают. В этих теориях отразилась тайна бытия человеческого. Ибо «тайна бытия человеческого, – говорит Великий Инквизитор, – не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить».

Значение легенды о Великом Инквизиторе из романа «Братья Карамазовы» трудно переоценить. Философ Василий Розанов утверждал, что «в ней схоронена заветная мысль писателя, без которой не был бы написан не только этот роман, но и многие другие произведения его: по крайней мере, не было бы в них всех самых лучших и высоких мест».

«Легенда о Великом Инквизиторе» – поэма Ивана Карамазова, то есть она задумана как самостоятельное литературное произведение, что дает нам право попытаться проанализировать ее, как мы обычно анализируем текст: посмотреть систему образов, композицию, языковые средства и т. д. Зачем? Чтобы понять идею самого Достоевского, который со своим героем Иваном Карамазовым часто имеет диаметрально противоположные точки зрения.

(В дальнейшем тексте сценария вопросы, выделенные курсивом, предназначены для учеников.)

Анализ «Легенды о Великом Инквизиторе».

1. «Легенда…» – это реминисценция одного из самых известных библейских текстов – о сорокадневном посте Иисуса в пустыне, когда дьявол трижды искушал его.

Это Евангелие от Матфея, самое начало. Прочитаем его.

2. Как у большинства эпических произведений, у «Легенды…» есть фабула, которую можно пересказать. Давайте сделаем это.

3. Как, по-вашему, можно представить композицию «Легенды…»?

4. В «Легенде…» Христос произносит только одну фразу – когда воскрешает девочку. Основная часть поэмы – речь Инквизитора. Но мы должны услышать и голос самого Достоевского. Как понять авторскую позицию, отношение его к героям, их идеям?

5. Скажите, как выглядит мир перед приходом Мессии?

6. Изменилось ли что-нибудь после Его прихода? Может быть, есть слова, которые повторяются, эмоционально окрашенная лексика? Что-нибудь объединяет эти слова?

7. Иисус воскрешает девочку, и это удивительное место в поэме. Прочитаем его.

« …раздается вопль матери умершего ребенка… Он глядит с состраданием, и уста его тихо и еще раз произносят: «Талифа куми» – «и восста девица». Девочка подымается в гробе, садится и смотрит, улыбаясь, удивленными раскрытыми глазками кругом. В руках ее букет белых роз, с которым она лежала в гробу…»

«Талифа куми» – в переводе с арамейского «тебе говорю, встань». Это цитата из библейского эпизода, в котором Иисус воскресил дочь Иаира (Евангелие от Марка, гл. 5). Попробуйте подобрать синонимы к слову «встань».

Как всегда, когда мы читаем Библию, за прямым значением слов следует обобщение: из мертвого стань живым, обрети душу, обратись в человека! Как будто на наших глазах заново происходит великий акт сотворения человека из праха земного.

Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?

8. Изменилась ли тональность повествования с появлением Великого Инквизитора?

9. Заметим, что Великий Инквизитор «омрачился», когда девица воскресла. Как вы думаете, почему?

Человек и Сверхчеловек. Речь Великого Инквизитора

1. Где и когда происходит встреча Иисуса и Инквизитора?

2. Можно ли понять, как Великий Инквизитор относится к людям?

Учитель: В новозаветном эпизоде можно выделить 3 части, три раза искушал дьявол Христа. И о тех трех вопросах, которые он задал Иисусу, Великий Инквизитор говорит с восторгом, как о величайшем чуде. Он сравнивает «дьявольский» ум «могучего и умного духа» с «человеческим текучим умом», и это сравнение не в пользу человеческого ума. В Евангелии от Матфея Христос не поддается искушениям, потому что (цитируем Инквизитора) «не захотел лишить человека свободы… ибо какая же свобода …если послушание куплено хлебами?». Отвергнуто было все, что насильно толкает человека в нужном направлении: чудо, тайна, авторитет. Это центр рассуждений посетителя узилища.

Попробуем понять аргументы Великого Инквизитора, обвиняющего Христа в его «нелюбви» к человеку.

3. Итак, почему Инквизитор яростно протестует против свободы, которую Христос дал человеку?

4. Не напоминает ли эта философия вам теории каких-то других героев Достоевского?

5. Учитель: Давайте разберемся в идеях Великого Инквизитора. Он ставит перед Христом дилемму (т. е. выбор между двумя равноценными возможностями): счастье или свобода. Попробуйте понять, что для него значат эти слова.

6. Что такое «хлеб земной»? Великий Инквизитор говорит, что Иисус обещает людям «хлеб небесный», а надо прежде дать «хлеб земной». Что означают эти символы?

Подсказка учителя: Свобода – это свобода выбора, свобода идти своим путем и, по мысли Инквизитора, «неспокойство, смятение и несчастие». Многие герои произведений Ф.М.Достоевского вроде бы подтверждают мысль Великого Инквизитора. Раскольников, Ставрогин, Смердяков, Лужин, Свидригайлов, обретя свободу выбора, выбирают преступление. Выходит, Великий Инквизитор прав, и если бы у них были твердые понятия о том, что можно, а что нельзя, если отнять у них свободу и дать «твердые основы», и не выдумывали бы они свои теории, и не совершали бы они злодейств?

Великий Инквизитор утверждает: «…люди обрадовались, что их… повели как стадо и что с сердец их снят наконец столь страшный дар (то есть свобода!), принесший им только муки».

Евангельский Христос сказал: «Не хлебом единым жив человек». Но ведь и не идеей единой, ведь и хлебом тоже! Не об этом ли твердит и Великий Инквизитор?

7. Как говорит герой? Каков тон его речи?

Он упоминает Вавилонскую башню. Что значит этот образ? Для чего люди начали строить эту башню?

Убедительны ли его речи?

8. Скажите, а зачем Великий Инквизитор приходит к Иисусу? Зачем он произносит перед ним пространные речи? Он может просто уничтожить его, как еретика. Ему никто не помешает вновь распять или сжечь Христа. Вначале он так и говорит: «…завтра же я осужу тебя и сожгу тебя на костре, как злейшего из еретиков». ЗАЧЕМ же он приходит?

Давайте прочитаем окончание поэмы. Отличается ли Великий Инквизитор в начале поэмы от себя самого – в конце?

9. Почему же Пленник ему ничего не отвечает? Что означает его поцелуй?

Учитель: Однако заметим, мы так и не опровергли ни теории Раскольникова, ни аргументов Великого Инквизитора. Но скорее всего рациональными способами их нельзя опровергнуть. Достоевский средствами литературы просто дает нам понять, что он не согласен со своими героями.

Мы не осознаем, а скорее чувствуем неправоту Раскольникова, Великого Инквизитора, когда представляем себя в роли жертвы, которой можно пренебречь. Мы не уверены, что относимся к разряду «сверхчеловеков», но и не твари мы дрожащие!

Достоевский на разные лады во всех своих произведениях, и где герой «маленький человек», и где герой «сверхчеловек», проповедует одну и ту же заветную мысль: жизнь человека священна. И Раскольников, и Лужин, и Ставрогин в «Бесах», и Великий Инквизитор считают это предрассудком. Согласно словарю «предрассудок – это ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что-то». Но пред-рассудок – это то, что возникает перед разумом, по Достоевскому. Это голос сердца, голос души, и именно этот пред-рассудок помогает и Раскольникову, и Базарову найти путь к истине.

Это нельзя доказать логически, это нужно принять как аксиому, потому что, истребляя в себе подобные «предрассудки» и «почитая всех нулями, а единицами – себя», мы перестаем быть людьми.

В этом великий гуманистический смысл произведений Достоевского.

Софья ГАЛЯН, учитель русского языка и литературы гимназии города Нягани, лауреат конкурса «Учитель года России-2008», Ханты-Мансийский автономный округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте