Буквальный перевод слова «система» – нечто целое, составление из частей. В этом смысле любая образовательная организация есть не что иное, как система в ее классическом понимании, поскольку также состоит из множества элементов, образующих определенную целостность, единство. А если категорию успешности рассматривать через призму системного подхода к образованию и воспитанию, то грозненская гимназия №1 имени А.Кадырова является, можно сказать, образцом для подражания.
– В моем понимании школа – место, где дают не только знания, но и представления о мире, жизни, – рассказывает директор гимназии Елизавета Бараева. – И для меня очень важно, с каким настроением приходят сюда учителя, ученики и насколько оно меняется в процессе их совместной деятельности. Позитивный эмоциональный настрой абсолютно необходим для плодотворной работы, а значит, и для того чтобы стать успешным.Тем не менее, убеждена Елизавета Саид-Хасановна, ни в коем случае не стоит детям все преподносить на блюдечке, опасаясь, чтобы трудности не вызвали у них отрицательных эмоций. Наоборот, мастерство педагога заключается в том, чтобы воспитать в каждом ребенке стремление не только преодолевать барьеры, но и получать от этого удовольствие. Ведь каждая победа, пусть и маленькая, помогает человеку сделать еще один шаг на пути к совершенству.Как известно, воспитанные в культурных традициях Кавказа дети должны всегда слушаться взрослых, почитать и уважать их и ни в коем случае не перечить. А учитель независимо от возраста – это человек, которого здесь всегда особо чтили и уважали как носителя знаний, традиций, культуры. Но значит ли это, что дети в классах должны только молчать и всегда делать то, что скажет педагог, никогда не ставя под сомнение его слова? Елизавета Бараева категорически не согласна с этим утверждением.- Истина рождается в споре, а критическое мышление в современном мире нужно развивать и детям, и взрослым, – считает она. – Поэтому я всячески настаиваю, чтобы на уроках всегда было место дискуссиями, чтобы каждый имел право отстоять свою точку зрения и опровергнуть чужое утверждение. Но, разумеется, в цивилизованной форме, и этому тоже нужно учить. Мой учитель математики учил нас не просто пользоваться формулами, а фактически писать математические сочинения, обосновывая то или иное действие. Ведь, когда я их пишу, я понимаю смысл своих действий, а не действую по шаблону, как все. И это очень помогло мне создать прочную базу знаний, выработало способность к анализу и аргументации. Поэтому от своих коллег и детей я тоже требую того же. Например, на уроке я иногда нарочно допускаю ошибку. И мне интересна реакция детей – заметят или нет. А если заметят, то как поступят. Но если не заметили, я даю им задание – найти эту ошибку и обосновать свой выбор. Детей нужно учить трезво оценивать любую информацию, полученную на любом уроке. Главное – не превратить процесс обучения в стремление во что бы то ни стало найти ошибку в словах другого и обязательно указать ему на это. Порой куда важнее промолчать, это тоже надо знать и понимать.Учитель русского языка и литературы Ольга Ахтаева подтверждает: педагогика сотрудничества в своем фундаменте содержит право каждого ребенка на возражение и сомнение. И если это сомнение у него возникает, пусть уж он озвучит его и начнет спорить, это все же лучше, чем если он промолчит и сделает для себя неправильные выводы.- Современная педагогика отрицает тот факт, что последнее слово всегда должно оставаться за учителем, – считает Ольга Викторовна. – Я всегда своим ученикам привожу в пример академика Дмитрия Лихачева, который, по его же собственному утверждению, добился успеха только потому, что постоянно боролся со всеми трудностями, в том числе с авторитарным государством. При этом он всегда особо подчеркивал: у него были очень хорошая школа и отличные педагоги, которые научили его мыслить и отстаивать свою точку зрения, выступать, не боясь критики.Сегодня у многих критическое мышление в школе ассоциируется с политикой, оппозиционерами, митингами и протестами. Ученики, твердо убеждена Ольга Ахтаева, политикой заниматься не должны, по крайней мере напрямую. Однако опосредованно это им делать не только можно, но и нужно, поскольку никто не может запретить человеку, даже несовершеннолетнему, иметь свою гражданскую позицию. К тому же, если мы растим полноценного гражданина, он должен знать, что творится в мире и стране. Нельзя относиться к школьникам, как к детям, за которых взрослые все решили и все сделали. Потом в жизни им будет труднее из-за этого.- Вся трудность в том, как направить их энергию в конструктивное русло, – рассказывает Ольга Викторовна. – Одно дело – волонтерство, помощь ветеранам, флешмобы в поддержку нуждающихся, и совсем другое – бунтарство, протест ради протеста. Наша задача – предложить им те виды деятельности, которые будут общественно полезны и понравятся им самим. Поэтому мы даже на уровне школьного самоуправления поощряем желание ребят не просто критиковать, а предлагать свои варианты решения и брать на себя ответственность. И когда дети понимают, что за свои слова надо отвечать поступками, они уже по-другому начинают воспринимать ситуацию. И критикуют более осторожно. А чтобы понять, что и почему ты поддерживаешь и против чего высказываешься, существуют классный руководитель, наставники, педагоги. Мы постоянно проводим с ними беседы, потому что даже взрослым людям в этом огромном противоречивом мире крайне сложно.Раяна Дадалаева учится в 11‑м классе, мечтает стать журналистом. Она искренне верит: именно здесь, в гимназии, ей дали все, что нужно для будущей профессии, – прочные знания по предметам, умение находить общий язык с людьми, слушать их, понимать их проблемы и доводить до сведения общества. Благодаря учителям она начала участвовать в общественной жизни, активно выражать свою позицию. Причем, что особенно важно, это происходило не обязательно на уроках, но и на многочисленных внеклассных и внешкольных мероприятиях.- Я считаю, что никогда личное мнение в школе не надо прятать, его надо озвучить,- говорит девочка. – Учитель не родитель, с ним я всегда могу найти компромисс. К примеру, моя мама сетует, что раньше молодежь была не такая, и я понимаю – времена меняются, ничего не стоит на месте, все развивается. Но педагог это воспринимает не как упрек в адрес молодежи, а как данность, которую нужно воспринимать как нечто естественное.Раяна состоит в организации «Юные Кадыровцы», помогает приобщать чеченскую молодежь к активной общественно-политической деятельности, приучить к ответственности, работе, культуре, национальному менталитету, интернационализму, дружбе и верности. Ребятам приятно понимать, что они будущее республики, будущее страны. «Кто, если не мы?» – этот лозунг, родом из СССР, оказывается, очень актуален и в наши дни.Одноклассник Раяны Рашид Азиев также благодарит школу и учителей за то, что они помогли ему стать более уверенным, инициативным, трудолюбивым и честным. Все эти качества обязательно пригодятся ему в профессии юриста, которую он выбрал. Вместе с другими кадыровцами Рашид регулярно посещает ветеранов, помогаем сохранить память о тех героях Великой Отечественной, кто не дожил до наших дней. Перед каждым праздником (Новый год, 8 Марта, 9 мая, День матери, День чеченской женщины и так далее) ребята проводят собрания, распределяют роли, при этом старшеклассники обязательно выслушивают предложения своих младших друзей – точно так же, как педагоги выслушивают их собственные предложения.Выпускники гимназии отзываются о школе с огромной теплотой и уважением, в том числе потому, что основы успешного обучения в вузе они получили именно здесь.- Сейчас я понимаю: по сравнению с вузовскими преподавателями учителя были куда более строгими, они старались научить и заинтересовать своим предметом всех, – рассказывает Альви Сайханов, студент 1‑го курса Политехнического университета имени Петра Великого, Санкт-Петербург. – Этим они очень хорошо подготовили нас к взрослой жизни, потому что в вузе основной упор делается на самообразование, самообучение, каждый сам решает, учиться или отдыхать (то есть остаться или вылететь). В школе такой подход в принципе тоже возможен, но в детском возрасте ребята сами не понимают толком, что им нужно, их надо направлять, а иногда даже и заставлять.В этом трудном деле огромную роль играет грамотно выстроенная работа с семьей. И чтобы сделать из родителей союзников, раскрывает секрет директор, нужно не бояться вовлекать их в разные общешкольные мероприятия, давать им поручения, в ходе которых каждый мог бы продемонстрировать свои лучшие качества. Ни в коем случае нельзя превращать их в послушных исполнителей, ведь папы, мамы, дедушки, бабушки и прочие родственники тоже хотят проявить свое участие в деле воспитания детей, подойти к этому творчески. И надо им просто помочь.- Мы недавно во всех классах провели родительское собрание на тему «Роль семьи в воспитании ребенка», – говорит Елизавета Бараева. – Посещаемость в некоторых классах стопроцентная! Значит, людям есть что сказать и чем поделиться. Родители делились проблемами, рассказывали, что и как делают, спрашивали совета. Приятно, что сегодня в воспитании детей участвуют все члены семьи, и очень важно добиться единства и согласия в этих подходах, только тогда они будут максимально эффективны. А сделать это можно, опять же, привлекая людей на коллективные праздники, например «Папа, мама и я – спортивная семья».Все это помогает создать в гимназии атмосферу, в которой каждый ребенок может считать себя успешным.- Но как бы мы ни пытались взаимодействовать с семьей, – подчеркивает Елизавета Саид-Хасановна, – нужно растить внутреннюю мотивацию у каждого ученика. Если он не поймет, что все это необходимо лично ему, вряд ли получится вырастить из него по-настоящему сознательную личность, ответственного человека.И огромную помощь здесь оказывает великая русская литература.- Язык – та самая скрепа, которая объединяет всех нас, – говорит учитель русского языка и литературы Хава Алхастова. – Сегодня во всем мире очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания. И где, как не на уроках литературы, его воспитывать! Вряд ли человек, который прочитал роман «Преступление и наказание», пойдет убивать. И всегда на уроках надо делать воспитательный акцент, показывая, что автор учит добру.Мнение ее коллег-предметников, с одной стороны, дополняет сказанное, а с другой – вносит определенные коррективы с учетом национальных особенностей.- Наши предметы тоже учат нравственности, причем ничуть не хуже, – считает учитель биологии и химии Зарема Эдилова. – Правда, если вспомнить, что Чеченская Республика – регион преимущественно мусульманский, к изучению некоторых разделов программы нужно подходить особо деликатно. Например, к эволюционной теории Дарвина. Или к некоторым темам из курса анатомии и физиологии человека, где речь идет о весьма интимных моментах. Что, конечно же, вовсе не повод, чтобы вообще взять и перестать говорить об этом. Просто нужно уметь делать это с учетом психологии восприятия представителей исламского мира. И всегда пытаться донести до детей (а также до их родителей) мысль о том, что подобные знания необходимы каждому человеку.Словом, в гимназии каждый человек выполняет свою миссию с полным осознанием глубокой важности своего предназначения. А в целом все они – и дети, и учителя, и родители – представляют единую и прекрасно отлаженную систему воспитания настоящего Гражданина.P.S. О технологии успеха гимназии №1 читайте на сайте www.ug.ru
Комментарии