search
main
0

Все понятно. Но что конкретно? Депутаты и чиновники «расшифровывают» послание президента

26 мая сразу четыре комитета Государственной Думы – по труду и социальной политике, по охране здоровья, по образованию и науке, по культуре – провели заседание, посвященное реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию в части повышения заработной платы бюджетников. К разговору были приглашены представители профильных министерств и ведомств, отраслевых профсоюзов и ФНПР. Дискуссия получилась чрезвычайно острой.

Андрей ИСАЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике:

– Мы хорошо знаем, что на сегодняшний день проблема заработной платы в нашей стране – одна из наиболее острых. Удельный вес оплаты труда наемных работников в ВВП России составляет 46%, что существенно ниже, чем в развитых странах. Низкая оплата труда в бюджетных отраслях совершенно не соответствует уровню образования и квалификации работников, что приводит к оттоку молодых специалистов, деградации и упадку этих сфер.

Впервые на высшем государственном уровне, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию очень остро была обозначена эта проблема и поставлена задача обеспечить рост заработной платы работников бюджетной сферы. На мой взгляд, должны быть соблюдены три основных условия. Первое – зарплата должна расти, не менее чем в полтора раза превышая рост розничных цен, темпы инфляции. Второе – средняя заработная плата в бюджетной сфере должна сравняться с зарплатой в реальном секторе экономики, в первую очередь в промышленности. Наконец, нужна финансовая достаточность. Сегодня большую часть заработной платы бюджетников выплачивают субъекты РФ и органы местного самоуправления из собственных средств. Необходимо создать такие межбюджетные отношения, которые позволили бы регионам решить эту задачу.

В связи с вступлением в силу 122-го закона полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления разделены. По существу есть два федеральных инструмента, которые могут влиять на зарплату работников бюджетной сферы. Это минимальный размер оплаты труда (в соответствии с действующим трудовым законодательством первый разряд тарифной сетки не может быть ниже МРОТ) и Единые рекомендации, которые в соответствии со 135-й статьей Трудового кодекса должна принимать Российская трехсторонняя комиссия и которые должны учитывать органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при определении объема финансирования организаций бюджетной сферы.

Хочу напомнить, что в результате переговоров, которые состоялись между Госдумой РФ и представителями правительства с участием профсоюзов, была достигнута договоренность о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда. С 1 января 2005 года МРОТ увеличен на 20% – с 600 до 720 рублей, с 1 сентября 2005 года он должен быть повышен до 800 рублей и с 1 мая 2006 года – до 1100 рублей. В конце 2004 года РТК рекомендовала сохранить на нынешнем этапе действующую Единую тарифную сетку с 18 разрядами и межразрядным коэффициентом 4,5. По нашей информации, на сегодняшний день в 81 субъекте РФ эти требования соблюдаются, и первый разряд ЕТС установлен на уровне 720 рублей. В нескольких субъектах РФ – в Москве, в Ненецком автономном округе, в Тюменской и Вологодской областях – этот показатель установлен выше 720 рублей. В двух субъектах РФ – в Ингушетии и Дагестане – первый разряд ЕТС остается на уровне меньше 720 рублей, что является прямым нарушением федерального законодательства. В Ингушетии и Дагестане установлены доплаты для соответствующих категорий работников, таким образом они выходят из положения. С нашей точки зрения, это неправомерно.

Принятые на сегодняшний день решения обеспечили определенный рост заработной платы, в частности, за последний год. В сфере образования она повысилась на 22,9%, в здравоохранении – на 21,7%, в прочих отраслях бюджетной сферы – на 25,3%. В положительную сторону изменилось соотношение средней зарплаты в бюджетных отраслях со средней заработной платой в производственном секторе. Так, если в 2003 году это соотношение в образовании составляло 44%, то в настоящее время, по данным Госкомстата РФ, оно составляет 68%.

Между тем в связи с высокими темпами инфляции происходит опережающий рост величины прожиточного минимума. Таким образом, при сохранении нынешних темпов повышения зарплаты работников бюджетной сферы в 2005 году первый разряд ЕТС будет составлять всего-навсего четверть от величины прожиточного минимума, а в 2006 году – чуть более трети. Поэтому мы считаем, что необходимо, используя нынешние финансовые ресурсы, которые есть у государства в связи с существенным перевыполнением бюджета по показателям первых четырех месяцев 2005 года, обеспечить опережающие темпы повышения МРОТ и заработной платы в бюджетной сфере.

Стоит вернуться к идее, которая уже высказывалась бюджетными комитетами Государственной Думы, чтобы с 1 сентября 2005 года увеличить МРОТ не до 800, а до 900 рублей, чтобы с 1 мая 2006 года его рост также превысил запланированный. Мы также должны определить, каким образом будет реформирована оплата труда в бюджетной сфере до 1 января 2008 года для того, чтобы у работников было ясное понимание перспектив, чтобы согласие на такие подходы было получено у профсоюзов.

Да, мы знаем, что существует проблема инфляции, и ресурс, который может вложить государство в повышение зарплаты, ограничен. Тем не менее, используя даже ограниченный ресурс, мы должны определить приоритеты. С нашей точки зрения, таким приоритетом должно быть в первую очередь повышение зарплаты наименее обеспеченной части работников и рост МРОТ опережающими темпами по отношению к средней зарплате. Опережающими темпами должна расти и заработная плата в бюджетной сфере.

При сохранении нынешней ЕТС сделать это будет невозможно, поэтому перед нами встанет задача формирования новых отраслевых тарифных сеток, которые бы учитывали особенности каждой отрасли и позволили более быстрыми темпами обеспечить решение задач, поставленных Президентом РФ.

Нина МАКУРИНА, заместитель руководителя Департамента Министерства финансов РФ:

– Министерство финансов РФ сразу после новогодних праздников приступило к работе по выполнению задания Михаила Ефимовича Фрадкова об увеличении номинального размера заработной платы работников бюджетной сферы в 2 раза, а потом указания президента об увеличении реальной зарплаты в полтора раза. Были сделаны несколько вариантов расчетов повышения зарплаты до 2008 года. Перед нами стояла задача увязать планируемое повышение с прогнозируемым объемом доходов федерального бюджета и с его действующими обязательствами. Какой вариант окончательно примет Правительство РФ, будет решать комиссия по межбюджетным отношениям. Но говорить об этом еще рано, потому что идет формирование действующих обязательств в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2006 год и среднесрочную перспективу. Все вопросы, связанные с повышением заработной платы, относятся к принимаемым обязательствам и не могут быть рассмотрены сейчас. Они могут обсуждаться только после того, как будут определены действующие обязательства. Но для того чтобы субъекты бюджетного планирования смогли рассчитать бюджет на 2006 год, до них были доведены параметры повышения зарплаты. Речь идет о принятых решениях, то есть имеется в виду увеличение зарплаты на 20% с 1 января 2005 года и планируемое повышение с 1 сентября 2005 на 11%. Таким образом, в бюджете на 2006 год пока предусмотрена индексация зарплаты на 11%. Но еще раз хочу обратить внимание, что речь идет о первом этапе расчета расходов на зарплату. После того как мы сведем все действующие обязательства, Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам даст свою оценку: в каких размерах и когда индексировать зарплату дальше, выполняя указание президента. То есть вопрос в настоящее время находится в стадии разработки.

Виталий БУТЬКО, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России:

– Все, даже представители правительства, понимают, что повышать зарплату надо и немедленно. Отраслевые министерства сегодня работают, созданы комиссии, рабочие группы, есть поручения премьер-министра. Все это здорово. Тем не менее я бы хотел сказать, что президент нашей страны уже не раз публично заявлял о приоритетных направлениях развития в экономике, социальной сфере, о доходах и зарплате в своих посланиях, давая задания Правительству РФ. Но, к большому сожалению, правительство демонстрирует невозможность исполнения Послания Президента.

Более того, когда мы на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обсуждаем эти вопросы, мнения профсоюзов и работодателей по ряду конкретных позиций, в том числе по повышению зарплаты, совпадают. Но мы встречаем серьезное противодействие со стороны Правительства РФ, и профсоюзы это очень настораживает.

Кроме того, отраслевые министерства иногда вносят предложения, которые вызывают просто недоумение. Например, президент акцентировал наше внимание на определении понятия бедности. Правительство же предлагает новую потребительскую корзину и новую методику ее расчета, которая снижает стоимость корзины. То есть мы снижаем порог бедности и ее масштабы. Здесь опять несовпадение позиции Президента РФ и Правительства РФ.

Рост зарплаты бюджетников в полтора раза – мизер. Я считаю, такое повышение даже не подлежит обсуждению. Это просто унизительно. Профицит бюджета очень велик, и надо его использовать правильно. Сегодня господин Кудрин напоминает бабушку, которая сидит и собирает копейки в чулок. Так продолжаться не должно.

Правительство РФ предлагает среднесрочную программу развития до 2008 года. Мы четко видим, что МРОТ и прожиточный минимум в 2008 году по этой программе не совпадают, а мы говорим о повышении зарплаты бюджетников в полтора-два раза. Я считаю, что такая позиция правительства, которое противопоставляет себя президенту, неправильна, ни к чему хорошему это не приведет.

Николай БУЛАЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке:

– Нет необходимости повторять то, что сказал Андрей Исаев. Назову лишь несколько цифр, которые, с одной стороны, можно считать позитивными, но, с другой стороны, рассматривать как совершенно недостаточные. С 2000 года по первое полугодие 2004 года в системе образования зарплата увеличилась в 3,4 раза, зарплата в промышленности – в 2,7 раза. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить эту тенденцию, чтобы зарплата в бюджетной сфере действительно достигла того уровня, который перестает быть социально опасным. Сегодня уровень зарплаты и в системе образования, и в других бюджетных отраслях вызывает ясно выраженное недовольство тех людей, которые работают в этих сферах.

Отмечу еще одну характерную черту: заработная плата бюджетников – не только регулятор настроения, она определяет качество работы этих отраслей. И в системе образования, и в системе здравоохранения, и в системе культуры из-за низкой зарплаты сформировались негативные тенденции, результаты которых мы будем ощущать и сегодня, и в будущем, даже если примем радикальные меры по ее увеличению.

Важный аспект: мы сформировали законодательство, которое позволяет достаточно серьезно вести в бюджетной сфере так называемую внебюджетную деятельность, зарабатывать немалые деньги. Государство вправе рассчитывать на то, что эти финансы пойдут на решение многих социальных проблем. Но, к сожалению, достоверной информацией о том, что же получилось в результате, что имеет конкретный рядовой работник бюджетной сферы, мы не располагаем. Это тайна, доступная лишь каждому образовательному учреждению, и очень сложно выявить, какие же процессы мы мотивировали в результате достаточно грамотных действий и в бюджетном, и в налоговом законодательстве, да и в базовых образовательных законах. Такой разговор весьма важен в предверии работы над бюджетом на три будущих года. Мы должны выработать решения, адекватные ожиданиям тех, кто работает в бюджетной сфере, которые позволят в значительной степени снять социальную напряженность.

Андрей ПЕТРОВ, директор Сводного Департамента экономики и финансов Министерства

образования и науки РФ:

– Вопросы повышения зарплаты вошли в те предложения по реформированию системы образования, которые были рассмотрены 9 декабря 2004 года на заседании Правительства РФ, одобрены, доработаны позже и утверждены вместе с планом реализации. Мы отдаем себе отчет в том, что без создания надлежащей мотивации у педагогических работников никакие реформы не продвинем. Подготовлены предложения по созданию отраслевой системы оплаты труда, учитывающей специфику образования, качество оказываемых услуг, нагрузку и другие факторы. Но возникает вопрос: в какие сроки это будет введено? Мы отчетливо понимаем, что без увеличения фонда оплаты труда в 2 раза ни о чем говорить не приходится. А если позволят бюджетные ограничения, отраслевые системы оплаты труда могут быть введены уже в течение 2007-2008 годов. Мы рассматриваем вариант поэтапного введения этих систем. Сейчас речь идет в основном о федеральном уровне, поскольку в соответствии с принятым законодательством о разграничении полномочий мы можем только давать рекомендации по внедрению системы оплаты труда в тех учреждениях, которые не подведомственны федеральному центру.

Безусловно, в своих предложениях мы учитываем возможность совершенствования управления отраслью, введение новых форм организации в системе образования. Думаем, что какая-то часть административного и обслуживающего персонала в процессе реформирования будет сокращена, мы можем говорить о 3-5% от общего числа.

Поскольку государством гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего профессионального образования для граждан, а для высшего образования обеспечивается обучение за счет бюджета 170 студентов на 10000 населения, мы исходим из того, что это должны быть мандаты-обязательства федерального бюджета.

Мы пытаемся определить возможности изыскания дополнительных средств внутри отрасли. Тем не менее, мы понимаем, что основная нагрузка будет ложиться на федеральный бюджет. Именно от его возможностей будут зависеть сроки введения отраслевой системы оплаты труда.

Александр ЧУХРАЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране

здоровья:

– Я полагал бы правильным обсуждать не только перспективы повышения зарплаты, но и те проблемы, которые сегодня возникают, в том числе с принятием 122-го закона. Хочу привести текст одной из тех телеграмм, которые приходят в Комитет. Оренбургские медики пишут: «С 2005 года вами была повышена зарплата бюджетников. Деньги на повышение зарплаты в регион не поступили, поэтому начато сокращение штатов, увольнение медицинских работников, гибнет медицинская служба на селе, здоровье нации в опасности. Просим принять срочные меры, так эта реформа – гибель для России». Казалось бы, речь идет о повышении зарплаты, а люди связывают решение этой проблемы и со здоровьем нации, и с сохранением медицинской службы на селе. Я обращаю внимание на то, что сегодня многие документы, которые были приняты, не во всех регионах работают. У многих регионов, муниципальных образований не хватает средств на выполнение своих обязательств (в частности, сохранение 25-процентных надбавок за работу в сельской местности, за работу в учреждениях противотуберкулезной службы или медицинским работникам воинских частей). Более того, те важные рекомендации, которые приняла РТК, к сожалению, были опубликованы в конце января 2005 года, когда уже были сформированы бюджеты. К тому же в этих рекомендациях есть спорные моменты, которые требуют пояснения.

Сегодня нам приводят разные цифры соотношения средней зарплаты в промышленности и в бюджетных отраслях. Но, скажите, кто в промышленности работает на

2-2,5 ставки? Мы сравниваем 18-часовой рабочий день учителя, врача, ученого с 7-часовым рабочим днем в промышленности. Я полагаю, в сравнении должна быть некая корректность, и думаю, что экономическая ситуация в государстве позволяет чуть опережающими темпами повысить зарплаты бюджетникам.

На селе ситуация с медицинскими работниками достаточно жесткая, если не сказать жестокая. В некоторых регионах средний возраст хирурга в центральных и районных больницах превысил пенсионный. Если мы не будем вводить доплаты, пенсионеры умрут, а молодые не приедут. По нормативам, которые мы приняли, вновь поступающие на работу не имеют права на 25-процентную надбавку. Мы действительно хотим на этом сэкономить?! Это вызывает удивление. Нужно, чтобы Минздравсоцразвития РФ скорректировал эту ситуацию, иначе мы дойдем до точки.

Медицинские работники войсковых частей на селе часто обращаются к нам по поводу того, какую зарплату им должны платить, на какие доплаты они имеют право, но, когда мы делаем запрос в Правительство РФ, нам отвечают – это секретные данные. Думаю, дело не в секретах, а в элементарном нежелании решать вопросы, которые будоражат население. Когда мы говорим о взятках, о «делах врачей», мы должны помнить, что своей политикой в области оплаты труда толкнули медицинского работника к тому, чтобы смотреть в карман пациента.

Вряд ли есть одинаковые стандарты для работников образования, науки, здравоохранения и культуры. Нам нужны отраслевые стандарты, чтобы с учетом заслуг, стажа, интенсивности труда создать такую схему, которая действительно будет способствовать сохранению интеллигенции и развитию бюджетных отраслей. Мы должны помнить, что из 31 миллиона нищих 17 миллионов – бюджетники. Люди, работающие на 2,5-3 ставки, – нищие, это звучит парадоксально! Если мы это не исправим, всем нам – грош цена.

Александра ЛЕВИЦКАЯ, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ:

– С тех пор, как мы приступили к формированию бюджета на трехлетнюю перспективу, тема повышения зарплаты уже обсуждалась на совещаниях и комиссиях у председателя правительства не менее пяти раз. При этой работе мы руководствуемся, в первую очередь, Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, во вторую очередь – его Бюджетным посланием.

В Послании определены параметры повышения зарплаты: увеличение в реальном выражении в полтора раза к 1 января 2008 года. Правительство РФ рассматривает эту тему с учетом уже принятых решений по повышению минимального размера оплаты труда. В 2006 году МРОТ предусмотрен на уровне 1100 рублей.

В каком направлении мы будем двигаться дальше? Поручения, которые даны Министерству финансов, Министерству экономического развития и торговли, Министерству здравоохранения и социального развития, сформулированы в Бюджетном послании президента. Речь идет о вопросах, связанных с отраслевыми системами оплаты труда. Качество предоставляемых услуг, сложность, творческий характер работы – все эти факторы должны найти свое отражение в отраслевых системах оплаты труда, и соответствующие подходы в Правительстве РФ уже обсуждаются. Ориентировочно мы будем иметь наработанный документ к 1 января 2006 года.

Одновременно правительство будет работать в направлении модернизации соответствующих отраслей бюджетной сферы.

Эти вопросы никто с повестки дня не снимал.

Наконец, нам предстоит совместная работа с Государственной Думой РФ по изменению форм финансирования. Сегодня бюджетная сфера финансируется по сметному принципу, а в будущем могут быть иные формы. Безусловно, некоторые учреждения всегда останутся на сметном принципе, но предстоит еще определить соответствующие перечни. Такие поручения уже даны Председателем Правительства РФ.

Елена ДРАПЕКО, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по культуре:

– Особенно бедственное положение у работников культуры на селе. И я согласна с работниками образования и здравоохранения, которые сообщают о массовом закрытии социальных учреждений. Уже нет фельдшерских пунктов, поселковых клубов, идет закрытие малокомплектных школ. То есть село умирает в результате нашей политической деятельности. Бросить эти учреждения на самовыживание – безумие, которое приведет к уничтожению всех достижений последних полутора столетий развития России.

Минэкономразвития и Минфин предлагают нам решать проблемы заработной платы за счет сокращения учреждений культуры, но на это мы пойти не можем, потому что уже сегодня количество федеральных учреждений культуры минимально – всего 170! Поэтому мы предполагаем, что решать проблему заработной платы нужно не за счет сокращения учреждений, а за счет увеличения бюджетного финансирования. Цена вопроса, если иметь в виду сферу культуры, не так высока: даже трехкратное увеличение зарплаты потребует всего 60 миллиардов рублей в год. На фоне сегодняшних доходов, думаю, государство в состоянии это осилить.

Олег ШЕИН, депутат:

– В рамках 122-го закона мы ликвидировали ЕТС, ее больше нет. Поэтому министерства ведут разговор о повышении зарплаты только работникам федеральных учреждений. Заработная плата работников региональных и муниципальных учреждений (а это все наши школы, детские сады, больницы и поликлиники) – мандаты территорий. Отраслевые сетки должны быть едиными государственными сетками и зарплата во всех учреждениях образования, здравоохранения и культуры должна быть одинаковой. В противном случае я не очень понимаю, о чем мы говорим.

В качестве иллюстрации приведу пример моей территории: в Астраханской области закрывается 4 ПТУ, потому что их перевели на региональный баланс, а у региона денег нет. В образовании и здравоохранении накапливаются долги по заработной плате, и не только в нашей области. У меня возникает ощущение, что вся система социальной сферы в методику Минфина не очень вписывается. Готовы ли мы вернуться к тому, что заработная плата по всем бюджетным организациям – федеральный мандат, а не мандат регионального или муниципального уровня?

Ольга ОСЬКИНА, депутат:

– Мы говорим об очень важной проблеме – повышении зарплаты, но пока ни на йоту не приблизились к ее решению. Президент констатировал, что из 18 ставок ЕТС 12 – ниже прожиточного уровня. Разве может молодой специалист прожить на 720 или даже 1100 рублей?! Так давайте читать Послание Президента немного по-другому, видя, как он акцентирует наше внимание на 13-й разряд. Об этом надо говорить, а не о том, что до 13-го есть еще 12 разрядов.

Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки:

– Сейчас активно идет отчетно-выборная кампания в профсоюзах – проходят съезды в образовании, здравоохранении и культуре. На каждом из этих форумов ставится вопрос об оплате труда и перспективах ее повышения. Работников бюджетной сферы волнует то, что нет никакой ясности. Что получается сегодня? С 1 января состоялась 20-процентная индексация, но реально за первый квартал, в частности, по образованию, рост зарплаты составил 8%. Идет сокращение численности классов-комплектов, групп в детских дошкольных учреждениях. То есть реальная нагрузка, объем работы сокращаются, естественно, уменьшается и заработная плата.

Нам говорят, что осенью работники бюджетной сферы получат повышение зарплаты на 11%. Но ведь за первый квартал цены на услуги населению, в частности, жилищно-коммунальные, выросли более чем на 26%. То есть до 60% зарплаты учителям и врачам приходится отдавать на оплату жилья и коммунальных услуг. Это надо понимать! Необходимо ставить вопрос об индексации зарплаты бюджетников не менее, чем на 25% с 1 сентября 2005 года.

По закону МРОТ должен вырасти на 37%, но мы в каждой газете встречаем заявления о том, что повышение либо совсем не предусмотрено, либо предусмотрено в размере 9-15 процентов. Так что же, мы хотим, чтобы профессор и уборщица получали одну и ту же зарплату?! Мы надеемся на новые организационно-правовые формы. Но все ответственные политики и экономисты в нашей стране понимают, что те отрасли, которые реализуют конституционные гарантии и за которые несут ответственность государственные власти – Федерация и субъекты РФ – не могут одновременно перейти на новые организационно-правовые формы. Поначалу это будет 3-5% от общего числа учреждений. Дальше речь может идти только о мощных организациях, которые имеют объем внебюджетных средств в два раза выше бюджетного финансирования. Все остальные таких средств не имеют, а значит, не имеют и возможности для такого перехода. Встает вопрос о том, что нам нужны отраслевые стандарты, которые устанавливаются федеральным органом по уровням оплаты труда. В условиях большой дотационности регионов мы не можем бросать их на произвол судьбы. Об этом говорит и президент.

Я не могу разделить удивительное благодушие господина Кудрина, который в своих интервью утверждает, что количество дотационных регионов резко сокращается, что их, оказывается, уже всего 11. Мы с регионами общаемся и знаем, что это не так.

Наши профсоюзы приняли решение о проведении Всероссийской акции. Люди устали от неопределенности. Мы должны четко понять: каковы сроки повышения, какой будет точка отсчета для повышения зарплаты? Нам необходимо точно знать, что 20%-я индексация с 1 января 2005 года – это не полная индексация стоимости жизни за предыдущий 2004 год.

В течение лета мы используем разные цивилизованные формы для того, чтобы достучаться до власти и понять, что реально нас ожидает. Если диалога не получится, работники всей бюджетной сферы вместе со студентами объединятся и выйдут на Всероссийскую акцию протеста. Хватит играть, пора говорить о том, что мы собираемся делать с детьми, с работниками, которые лечат, учат, воспитывают, а, по большому счету, со страной.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте