search
main
0

Все по системе Станиславского. Творчество. Поиск. Инновации

Самое интересное на конкурсе «Учитель года», конечно, уроки. Понятно почему: именно на уроке учитель раскрывается во всей полноте своего творчества. Жаль, что нет на уроке детей, с которыми работает педагог в своей школе, но зато урок на сцене, где за партами сидят коллеги, дает возможность представить опыт на очень серьезном уровне. Этой возможностью воспользовались практически все конкурсанты.

День второй.

День третий. Уроки

На конкурсе оказались представленными не все предметные номинации: не было МХК, химии, информатики, музыки, ОБЖ, психологии, материальных технологий. Не была представлена и физика – Елена Арефьева, учительница физики школы №1969, к сожалению, заболела прямо перед началом конкурса. Остальная двадцатка в течение двух дней показывала свои уроки.

Самой многочисленной группой стали учителя русского языка и литературы. Литераторов было семеро, и практически все они давали уроки литературы. Исключение составил, пожалуй, Валерий Пазынин, учитель русского языка лицея №1553, его урок, посвященный окказиональным словам, потряс всех своим высочайшим уровнем. Это было обусловлено тем, что Валерий Вячеславович весьма успешно ведет научные исследования и использует результаты этих исследований в преподавательской работе. То, что Пазынин работает в лицее, конечно, позволяет ему это делать, ведь там учатся способные и мотивированные ребята, неизвестно, смог бы учитель давать такие же уроки в обычной школе. Впрочем, сам Валерий Вячеславович признался, что урок, который он дал на сцене, был подготовлен с учетом того, что учениками в этом случае будут взрослые и подготовленные люди. Рассчитывал на подготовленных, начитанных, эрудированных и учитель русского языка и литературы центра образования №1874 Марат Алимов: его урок-расследование предполагал, что ученики знакомы с жизнью и творчеством Набокова, а потому сумеют угадать, что в предложенном литературном отрывке говорится именно о нем. А вот учитель русского языка и литературы школы №1900 Татьяна Тарасова предложила с помощью тезауруса подойти к оценке творчества Николая Гумилева, что вызвало многочисленные споры. Спорящие выясняли, можно ли так подходить к творчеству поэта, и сильно разошлись во мнениях. Самое интересное, что впервые такой подход Татьяна Петровна предложила еще в своей дипломной работе, правда, там она исследовала творчество Гумилева на разных этапах, урок, разумеется, такой возможности ей не предоставил. Пожалуй, самым безупречным с точки зрения методики преподавания был урок Галины Черных, учителя русского языка и литературы лицея №1535, а самым зрелищным – урок Людмилы Беляковой, учителя русского языка и литературы школы №1043, которая перенесла своих учеников в литературное кафе. Надо сказать, что на конкурсе Людмила Сергеевна продемонстрировала не только хорошее знание литературы: читая стихи Маяковского, Ахмадулиной и других выдающихся отечественных поэтов, она удивительно точно подражала их манере выступления. Любовь к творчеству Александра Сергеевича Пушкина передает своим ученикам учительница русского языка и литературы школы №648 Людмила Гаврилова. Людмила Владимировна, которая регулярно устраивает для своих учеников поездки по памятным литературным местам, на конкурсе предложила своим ученикам обставить мебелью комнату Марии Ганнибал. Выясняя, что и почему должно было стоять в этой комнате (а следовательно, и то, чем занималась в жизни ближайшая родственница Пушкина), ученики совершили увлекательное литературно-историческое путешествие в глубь веков. Но, пожалуй, самый необычный урок дал все же учитель русского языка и литературы вечерней школы №77 Андрей Оганян. Трудность его работы в школе связана с тем, что ученики могут прийти на урок, а могут его и пропустить. Завлечь их на урок можно, только заинтересовав, и, судя по всему, Андрею Станиславовичу это удается. Во всяком случае на конкурсе он дал своеобразную режиссерскую разработку урока, посвященного подтексту в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Видимо, во многом такой ход обусловлен тем, что сам Андрей Оганян учится в аспирантуре Российской академии театрального искусства. Станиславович действовал почти по системе Станиславского и, признаться, своими подходами к Чехову удивил многих.

Конечно, филологам проще демонстрировать свое творчество, чем представителям точных наук. Но на этот раз тройка математиков – Ксения Волохова (школа №814), Татьяна Иванова (лицей №1537), Ирина Синодская (школа №578) – показала, что на уроках по этому предмету может царить вдохновение. Сегодня идут споры о том, нужна ли математика тем, кто связывает свою дальнейшую жизнь исключительно с гуманитарными сферами. На что Ксения Волохова заметила словами классика: «Человек, не знающий математики, не способен оценить уровень своего невежества». Татьяна Иванова, которая вот уже 23 года работает учителем, и Ирина Синодская, которая сама решила, что будет участвовать в конкурсе, на мой взгляд, с блеском продемонстрировали, что любой человек может освоить этот трудный предмет. Если, конечно, рядом будет увлеченный им неравнодушный и творческий учитель.

Вообще увлечение своим делом было настолько свойственно всем участникам конкурса, что охватывало чувство гордости за Москву. Увлеченность эта, конечно, разная. Даже у учителей из одного и того же округа. Например, два учителя английского языка из Юго-Западного округа Галина Дверникова (школа №1071) и Елена Кантемирова (школа №1354) совсем по-разному построили свои уроки. И если у Галины Алексеевны урок был в духе традиций, то Елена Валерьевна работала так, что ее занятие напоминало методику работы Галины Китайгородской. Мало того, что все ученики Кантемировой (даже плохо знающие язык) сумели спеть на английском песню о Москве, они еще провели анализ слов, заимствованных русским языком из английского. Нужно отметить, что на обоих уроках продемонстрировала отличное владение языком студентка МГПУ, победительница конкурса «Педагогический дебют-2006» Екатерина Терещенко. В конкурсе «Учитель года» она исполняла роль ученицы практически во всех уроках.

Учителя на конкурсе были разными, что можно отнести к его достоинству. И если Анна Каспаринская, учитель биологии из лицея №1525 «Воробьевы горы», имеющая отличное университетское образование, старается дать своим детям знания по предмету на самом высоком уровне, то учитель биологии школы №889 Ольга Рясная-Бредихина, в совершенстве освоившая применение информационных технологий в процессе преподавания, участвует в обучении коллег. Это очень важно, потому что информационные технологии позволяют учителю-предметнику сделать свой урок интереснее, современнее и эффективнее, помочь ему в этом может только коллега-предметник. Надо сказать, что Ольга Владимировна очень много сил и энергии отдает обучению детей-инвалидов. А еще о том, что ради того, чтобы работать с ними, учителю приходится каждый день проделывать трудный путь из Шатуры, где она живет, в Москву. Остается надеяться, что после удачного выступления на конкурсе столичные власти помогут Ольге Владимировне с получением жилья хотя бы на условиях социальной аренды.

Несомненно, открытием стал на конкурсе урок учителя географии школы №1194 Ольги Видинчук (от нее досталось Анатолию Чубайсу, не умеющему по-хозяйски относиться к сохранению и использованию электроэнергии), которая весьма оригинально проверяет знания своих учеников: им приходится демонстрировать их, путешествуя по карте, перевернутой вверх ногами. А Анна Митина, учитель истории и обществознания гимназии №1518, не только дала яркую картину социального партнерства, которым может заниматься школа, но и вполне квалифицированно исследовала причины гендерного неравенства, чем вызвала бурю эмоций среди конкурсантов, где только трое мужчин-педагогов представляли сильную половину человечества.

Необычайно интересным и творческим был яркий урок рисования учителя изобразительного искусства школы №1741 Аллы Головановой. Не секрет, что практически все мы не умеем рисовать, нас просто этому не научили, а кроме того, не заинтересовали этим творчеством. Но ведь в детстве мы все пытались нарисовать что-то, вот Алла Анатольевна и возвращает своих учеников к этой поре. Оказывается, можно не вырисовывать детали, а нанести краски на лист бумаги, промокнуть его другим, но чистым листом, подключив фантазию, увидеть в готовом рисунке совершенно неожиданные изображения – море, скалу, собаку, машину. И снова рисовать, рисовать, рисовать…

Ребенка обычно учат творить в начальной школе. Каково начало, таким будет и продолжение. Каким будет учитель в начальной школе, таким будет и ученик. Не случайно сегодня родители первоклассников ищут не школу, а учителя. Думаю, что и к учительнице начальных классов школы №1151 Ирине Готовцевой, и к учительнице начальных классов школы №1113 Светлане Сабельниковой, когда они ведут прием в первый класс, выстраиваются очереди. Это тоже две совершенно разные учительницы, которые дали совершенно разные уроки. Если у Ирины Михайловны урок шел на высокой эмоциональной волне («Все начинается с огня, который зажигается в моей душе и в детских душах!»), то Светлана Игоревна дала урок, балансирующий на грани точного расчета и душевного порыва, он был интегрированным уроком математики и музыки, ноты превращались в дроби, а дроби – в ноты, ученики могли математически записать мелодию и наоборот, что само по себе невероятно.

Совсем невероятным было и то, что показала на своем уроке учитель физической культуры школы №1240 Татьяна Окань. Всеобщая «любовь» к занятиям физической культурой известна, нам некогда заботиться о своем здоровье, даже на банальную зарядку времени не находим. Учителя – не исключение. Так вот, Татьяна Викторовна вывела на сцену команду конкурсантов и показала урок, в котором ученики казались по меньшей мере имеющими разряд по тому или иному виду спорта. Поразительно, но Татьяна Окань сумела оценить их физическое состояние и давать ту нагрузку, которая ему соответствует.

День четвертый. Лекции

По условиям конкурса каждый должен был прочитать десятиминутную лекцию на интересующую и важную для общества тему. И они прочитали эти лекции так, что можно было каждого отправлять в вуз на должность преподавателя. Потрясающими были эти лекции, потому что читающие демонстрировали высочайший уровень знаний, гражданскую позицию, любовь к стране, в которой живут. Мы обязательно расскажем о том, какие это были лекции, на страницах «УГ-Москвы», но хочу привести всего один пример, чтобы все было понятно. Например, одна из лекций была посвящена анализу того, что даст российскому образованию вступление России в ВТО. Каково? Тот, кто говорит, что у нас не очень сильные учителя, с московскими уж точно не знаком.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте