search
main
0

«Все плохое позабуду…»

Летчики Сахалинского отдельного авиационного полка Краснознаменного Тихоокеанского регионального пограничного управления (СОАП КТОРПУ) ФСБ России – одно из связующих звеньев Большой земли с пограничниками, несущими суровую службу на маленьких оазисах жизни в морских просторах – на отдаленных островах Курильской гряды. Подобно волшебникам из детской песенки прилетают они туда, где нужнее всего. Небесные ангелы, как называют их в отдаленных гарнизонах, доставляют на острова самое необходимое: врача больному, продукты повару, посылку и письмо солдату, все, без чего невозможна жизнь и служба вдали от материка. Но жизнь авиаторов-пограничников примечательна не только этим.

В казарме авиаполка в Южно-Сахалинске бросается в глаза небольшой кубрик. На окнах – яркие «неказенные» шторы. Кровати с деревянными спинками, на стенах – белоснежные обои, в углу – гитара. Ощущение – будто попал в квартиру. А самое необычное – мальчишка в камуфляже, корпящий над школьными учебниками. Здесь, в уютных, по-домашнему теплых стенах и живут воспитанники авиаполка.

В нашей беседе командир авиаполка полковник Анатолий Казаков упомянул, что в коллективе воспитываются четверо ребят из детского дома. В ответ на просьбу рассказать о них Анатолий Филаретович начал перечислять их достоинства так заинтересованно, эмоционально, что показалось – разговор идет о его родных детях. После этого я и оказался в уютной ребячьей «квартирке».

Не отвлекая паренька от домашнего задания, Людмила Таранова – инспектор отдела воспитательной работы и по совместительству воспитательница ребят – рассказала, как все начиналось.

Когда было решено взять в полк воспитанников, все очень переживали. Были даже сомнения, что это удастся. Дети – не солдаты, к ним нужен особый подход.

– В первые дни, – вспоминает с улыбкой Людмила Григорьевна, – боялись, что сиганут через забор, и поминай, как звали.

Трудно было решить, кого брать. В детском доме «Ласточка» десятки ребят – кто-то из неудачной семьи, у кого-то родные погибли при несчастном случае. Хотелось помочь всем, кого обожгла жизнь. На помощь пришло руководство детдома. Решили отобрать лучших. И полк пополнился пятью маленькими пограничниками. Иван, Володя, Алеша, Денис и Михаил – каждый со своим характером, судьбой. Теперь, правда, их четверо. Алеша Шалыгин этим летом поступил в пограничный кадетский корпус. Готовили его всем полком. Каждый помогал, чем мог. Кто по математике, кто по физкультуре. Впрочем, Алексей был самым способным, да и постарше других. Но все равно беспокоились. На билет в Питер «скинулись» всем миром. А когда он уехал, стали ждать письма.

И вот долгожданная весточка с обратным адресом кадетского корпуса. «Поступил! Назначили командиром отделения», – эхом прокатилась по полку добрая весть. Радость была общей.

Теперь старший среди воспитанников – Иван Тимофеев.

Услышав, что речь идет о нем, Ваня оторвался от учебников, присоединился к беседе.

– Он у нас самый сильный ученик в великолепной четверке, – погладив по плечу Ивана, сказала Людмила Таранова. – Все хочет сделать на 150 процентов и очень переживает, когда что-то не получается.

Мало того, что хорошо учится, он первый во всем – в музыке, в шахматах, в спорте. Об этом свидетельствует и стопка грамот, которые по просьбе Людмилы Григорьевны паренек неохотно (видно, не любит хвастаться) достал из тумбочки.

Среди них – за достижение в спорте. Шутка ли, 30 раз подтягивается на перекладине! Есть даже грамота, подписанная начальником Краснознаменного Тихоокеанского регионального пограничного управления ФСБ РФ генерал-полковником Павлом Тарасенко. А уж из детского оздоровительного лагеря, куда юные пограничники ездят отдыхать, грамот не счесть.

С этим лагерем – отдельная история. На лето туда принимают ребят до 14 лет. Иван уже перескочил этот порог, но ребят не хотелось разъединять, и полковник Казаков обратился к начальнику лагеря с просьбой взять Ивана вместе со всеми. После того лета руководство лагеря само предлагает, чтобы ребята приезжали к ним на отдых.

Так что Иван по заслугам, да и по возрасту, был назначен ребячьим командиром. Но, несмотря на начальственный пост, он вместе со всеми дежурит по кубрику, помогает остальным в учебе.

Бывает, конечно, ссорятся. Мальчишки есть мальчишки. Но ссоры эти до того безобидны, что уже через полчаса все забывается.

– В первые дни в полку, наверное, было трудно? – спросил я Ивана, думая, что в ответ услышу, как тяжело было перестраиваться на военный распорядок, где каждая минута расписана.

– Нет, – прозвучал уверенный ответ. – Только вот вставать по команде «подъем» поначалу было лень. А сейчас ничего, привыкли. Ведь у нас главное – самодисциплина. Без нее будущему моряку никуда.

Вот как: у воспитанника крылатых пограничников Ивана есть мечта детства – стать моряком, покорять океанские просторы. Сколько ни агитировали его пойти в летчики-пограничники – ни в какую. Характер! Но все же пришли к общему знаменателю: уговорили стать морским авиатором.

– А вот и Денис, – Людмила Григорьевна показала на влетевшего ураганом веселого парнишку.

Увидев незнакомого офицера, он четко, по-военному, представился:

– Денис Гладских! – и на вопрос, почему пришел так рано, ответил. – У нас последнее занятие отменили. А у Вовки с Мишкой еще один урок.

Денис – местный Кулибин. Хлебом не корми, дай чего-нибудь разобрать. К нему ходят за помощью даже солдаты. Бывало, подойдут с магнитофоном, жалуются: что-то не фурычит. Денис никому не отказывает. Возьмет, повертит, разберет, что-то подкрутит. И на тебе – работает, как новенький!

Из школьных предметов обожает физику. И будущую профессию уже выбрал.

– А по остальным как успеваешь? – спросил я будущего авиационного инженера.

– Раньше к другим урокам относился так себе, в основном занимался техникой, – не лукавя, ответил Денис. – Но теперь понял, что без знаний никуда. Приходится нагонять упущенное.

Все это он рассказывал по дороге в школу, где учатся ребята. Вспомнил и о первом дне учебы в средней школе имени Героя Советского Союза Ромашина, когда они вчетвером, красивые, в парадной форме, с цветами, шли по улице Южно-Сахалинска. За всей этой торжественностью скрывали тревогу: как примут будущие одноклассники?

Школьная линейка, посвященная Дню знаний, проходила перед школой. Площадка утопала в цветах. Играла музыка, слышался детский смех. И вот после официальной части прозвучали их фамилии. Ребят вывели из строя и, вкратце рассказав о них, представили ученикам. Затем – первый урок и первый звонок на перемену. Дениса сразу обступили одноклассники, забросали вопросами о том, как живется среди пограничников, наперебой предлагали помощь, дружбу. Так встретили каждого из воспитанников авиаторов-пограничников в своем классе.

– Так что тревоги оказались напрасными, – улыбнулся Денис.

Когда мы зашли в класс, сразу приметили Мишу и Володю. От остальных они отличались военной формой. Ребята были заняты – писали самостоятельную работу по алгебре. В школьном коридоре встретились с преподавателем химии и социальным педагогом Яной Курбановой. Она рассказала: когда впервые пришла посмотреть, как разместились в полку мальчишки, была удивлена.

– Никак не ожидала, что для них создадут такие прекрасные условия, – говорила Яна Юрьевна. – Благодаря таким воспитателям ребята подходят с ответственностью к каждому заданию, чувствуется военная закалка. А если что-то не получается, всегда придут за советом и никогда не бросят начатое дело.

Володя с Михаилом еще не определились, кем хотят стать. Пока для них главное – успешно закончить седьмой класс. Но что-то подсказывает: свою судьбу свяжут с армией. Видя, с каким достоинством, на зависть другим мальчишки носят военную форму, веришь: из них получатся настоящие офицеры.

Жизнь ребят – не только учеба. Вместе с командиром они посещают музеи, театры, ходят на выставки. Ездят с Людмилой Григорьевной во время каникул на дачу, встречают у нее дома Новый год. Однажды, прогуливаясь по городу вместе с командиром полка, услышали, как кто-то из прохожих пошутил: «До чего дожили пограничники – детей стали набирать!»

Анатолий Филаретович объяснил, что это юные воспитанники авиаполка. И окружающие тут же засыпали его вопросами: можно ли отдать на воспитание своих чад?

Не забывают воспитанники полка и своих приятелей, которые остались в детском доме. Частенько после школы забегают проведать, поболтать. А там, когда узнали, что в полк собираются взять еще одного воспитанника, среди ребят сам собой начался неформальный конкурс. Руководство детдома говорит, что их подопечные изменились, стараются походить на своих сверстников-пограничников во всем: в учебе, дисциплине, спорте. Ведь в полк отбирают лучших!

Бегают мальчишки и в полковую библиотеку. Там Нина Другова всегда посоветует, какую книгу почитать. А в минуты досуга собираются в своем кубрике и поют под гитару. Благо учитель пения хороший – Елена Спирина.

С приходом ребят в полк и воинский коллектив от рядового до командира стало объединять нечто большее, чем служба. Войсковое товарищество приобрело еще одну грань. Пограничники стали дисциплинированнее. Теперь в казарме и крепкого словца не услышишь. Потому что понимают: для мальчишек они служат примером. Так и живут в полку одной большой семьей, дав ребятам то, чего им так не хватало.

…Мы попрощались с гостеприимным гарнизоном. Под крылом самолета за белым одеялом облаков остался Южно-Сахалинск. Прокручивал в памяти события дня, подарившего знакомство с замечательными людьми. И думал, как часто мы спешим, в круговерти житейских забот не замечая, что кому-то нужна наша помощь. Замечательно, что пограничники Сахалинского отдельного авиаполка не оставили детей в трудное для них время, сумели, несмотря на все свои проблемы создать им островок заботы и душевного тепла. Вспомнились строчки сочинения, написанного одним из воспитанников: «Все плохое позабуду и никогда к нему я мыслью не вернусь». Они говорят сами за себя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте