search
main
Топ 10
Названо условие, по которому могут мобилизовать учителя Под Уфой мобилизовали единственного в школе учителя биологии Депутат Госдумы обратилась к министру обороны с просьбой об отсрочке от мобилизации учителей Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать В Тюмени названы 15 лауреатов конкурса «Учитель года России» - 2022 Военные кафедры, получение диплома до 2012 года: Минобрнауки ответило на вопросы студентов по частичной мобилизации Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2023 года по биологии есть, но бояться их не нужно Названы имена пятерых призеров конкурса «Воспитатель года России – 2022» В Орловской области учителям выплатят по 100 тысяч рублей за подготовку стобалльников к ЕГЭ Глава Минцифры заявил, что будет прорабатываться вопрос об отсрочке для учителей информатики Обновлено содержание ФГОС: Минпросвещения рассказало об основных изменениях С 1 октября в России стартует Большая учительская неделя Конкурсанты соревнования «Учитель года России – 2022» готовятся к объявлению 15 лауреатов конкурса Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Стало известно имя победителя Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2022» В России отмечается День воспитателя и всех работников дошкольного образования Участники конкурса «Учитель года России – 2022» проходят испытание «Воспитательное событие» Любовь как главный принцип воспитания: в День воспитателя вспоминаем известных педагогов Минпросвещения России представило новые специальности в педвузах Как подготовиться к ЕГЭ без репетитора – советы экспертов
0

Все они – мыслители

Одаренные дети составляют национальное достояние страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социально-экономического развития государства, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии. Создание условий для стимулирования творческого потенциала личности, готовности к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся в реализации своих способностей на этапе личностного становления – одна из важнейших задач образовательных учреждений. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежды на решение актуальных вопросов современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

C.ДВОРЯНЦЕВА,директор гимназии №1583,заслуженный учитель РФ;Т.Новикова,заведующая кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО, доктор педагогических наук, профессор, методист Центра поддержки и развития одаренных детей «Мыслитель»

С 1 декабря 2008 года в гимназии №1583 работает Центр поддержки одаренных детей, главной целью которого стало выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения через создание единого образовательного пространства округа.

Основной акцент в деятельности Центра поставлен на организации такой системы работы, которая обеспечивает условия раскрытия одаренности на различных уровнях: от уровня, на котором видны первичные проявления одаренности (ребенок показывает высокие результаты по какому-то виду деятельности: хорошо рисует, быстро считает), до самых высоких уровней, на которых появляются высшие образцы, становящиеся достоянием культуры.

Одним из основных управленческих подходов реализации поставленных целей стала разработанная модель, ориентированная на развитие, поддержку одаренных детей и обеспечение преемственности в их подготовке.

Основные характеристики этой модели:

– Широта первичного охвата учащихся, основанная на различных организационных формах (кружки, клубы, студии, школа живописи). Широта охвата достигается за счет многообразия реализуемых форм и открытости предоставляемых услуг не только учащимся гимназии, но и учащимся образовательных учреждений округа.

– Индивидуализированный подход в рамках одной формы, обеспечивающий различную глубину освоения деятельности (начальный уровень, уровень определенных разрядов в спорте). Отметим, что портфолио ученика позволяет выстроить систему оценок достижений конкретного человека, где характеризуется не только уровень, которого он достиг, но также его конкретные результаты на этом уровне (количество побед в турнирах, олимпиадах, соревнованиях, конкурсах), что позволяет осуществить аутентичное оценивание и увидеть личный прогресс каждого.

– Постоянная диагностика результатов на основе участия учащегося в различных мероприятиях (турниры, олимпиады, чемпионаты, конкурсы разных уровней). На основе этой диагностики начинают выстраиваться отношения одаренного человека с мастерами более высоких уровней, происходит своего рода формирование школы, когда, с одной стороны, мастер отбирает для себя своих собственных учеников, а с другой стороны, ученик заинтересован в нахождении учителя, который может обеспечить условия его дальнейшего роста.

– Обеспечение динамичности движения по раскрытию потенциала одаренности, освоению уровней мастерства, соответствующих степени одаренности (в данной системе рост мастерства жестко не связан с паспортным возрастом).

– Акцент в работе учителя на нахождение одаренности даже в маленьком ребенке. В соответствии с этим видением вырабатывается определенное отношение к разнообразным проявлениям личности ребенка и выстраивается определенная стратегия действий.

Центр имеет инфраструктуру, позволяющую обеспечить преемственность в работе с различными возрастными группами учащихся, а в перспективе позволит осуществлять их сопровождение и видеть продвижение и рост и на дальнейших ступенях их обучения.

Инфраструктура Центра позволяет рассматривать его в качестве площадки для разработки, апробации и дальнейшей диссеминации новых подходов к отбору содержания, технологий, методов и форм работы, находок и открытий в создании сетевых сообществ профессионалов, подготовки кадров для работы с мотивированными, способными и одаренными детьми.

Проблема преемственности в образовании не нова, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что преемственность необходимо рассматривать как согласованную связь между этапами, которая обеспечивает последовательность, наступательность, непрерывность, имеющую педагогическую и психологическую основу.

Опираясь на данное определение, была разработана и в течение 2009-2010 годов реализована комплексная целевая программа работы Центра, которая учитывала следующие основные принципы.

Предоставление максимально широких возможностей для проявления способностей и талантов детей через систему проводимых округом и городом мероприятий (олимпиады, конкурсы, смотры). При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми позволяет осуществить преемственность и рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса, материальная база.

Сетевое взаимодействие заинтересованных сторон в разработке и реализации целевых тематических программ по отдельным направлениям деятельности Центра (работа портала, сайта гимназии и страницы Центра http://www.mad-s.ru/program/masterklass1.htm, участие в ВКС).

Реализация годовой циклограммы деятельности по всем направлениям работы Центра с концентрацией творческих и креативных мероприятий как в учебный период, так и в каникулярное время.

Фиксирование и накопление индивидуальных результатов детей с помощью специально разработанного творческого портфолио ребенка (в бумажном и электронном виде с ведением базы данных по каждому ребенку, который занимается по программам Центра).

Систематическое повышение квалификации сотрудников и педагогов Центра как основа их профессионального развития. В основе повышения квалификации сотрудников и педагогов лежит освоение культуры как системы ценностей, представляющей собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Работа по комплексной целевой программе охватывает четыре группы участников: учащихся гимназии; учащихся ОУ округа, педагогов гимназии; педагогов ОУ округа – и включает:

проведение семинаров по основным направлениям развития образования;

консультации педагогов ОУ сети, в том числе дистанционные, по вопросам обновления содержания образования;

организацию и проведение телемостов по направлениям работы ОУРЦ для педагогов и учащихся ОУ – партнеров;

организацию работы библиотеки/медиатеки, пополнение ее ресурсов;

трансляцию опыта работы (обучающие семинары, конференции, публикации о деятельности ресурсного центра учителей-предметников).

проведение ВКС (видеоконференц-связи) в разных форматах:

– обучающие игры в рамках проекта «Успешное чтение»;

– дистанционные олимпиады и лекции;

– проблемные семинары по апробации новых учебников;

поддержку сайта ОУРЦ в Интернете;

работу творческих мастерских по инновационным направлениям;

психологические тренинги.

Оказание консультативной помощи школам, осваивающим инновационные программы.

Несомненное достоинство деятельности Центра и его успешного развития – отлаженная система работы, представленная через годичное расписание, находящееся в свободном доступе в сети «Интернет». Фиксированные дни и часы позволяют педагогам, школьникам и их родителям четко планировать занятия и осуществлять индивидуализированный выбор мероприятий для развития школьника.

Сотрудники Центра очень четко осознают необходимость работы не только с учащимися основной и старшей школы, но и с самыми маленькими. На базе Центра при этом выстраивается преемственность в работе с мотивированными, одаренными и способными детьми. Таланты ищут в классах, на общих мероприятиях, в работе кружков, секций; это трудоемкая и кропотливая работа, но приносящая свои положительные результаты.

Сотрудники Центра не ограничились работой со школьниками и начали работать с дошколятами. В течение года в рамках центра работали группы раннего развития «Маленький гений» (для дошкольного возраста).

Для учащихся начальной школы создан научный клуб «Чудеса науки». Цель научного клуба – выработать у учащихся позитивное отношение к обучению, пробудить интерес к научным знаниям и дать максимальную мотивацию детям на первой ступени школьного обучения.

В рамках научного клуба реализовывался цикл детских интерактивных семинаров по химии, физике и астрономии, которые были дополнительными учебными занятиями и создавались на базе начальных классов для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Научный клуб реализовывается как проект. Миссия этого проекта – доказать ученикам начальных классов, что обучение бывает увлекательным и интересным.

Тематика научного клуба достаточно разнообразна и охватывает направления, наиболее интересные для детей данного возраста, занятия увлекательны и наглядны. Их тематика позволяет демонстрировать удивительные явления, развивая у детей интерес к познанию и привлекая учеников к науке и учебе. Основные темы занятий научного клуба:

«Покоряя тепло»;

«Свет… Цвет… Мотор!»;

«Магнетическая магия»;

«Оптические иллюзии»;

«Пластик»;

«Дразнящий вкус»;

«Звуковые волны».

С большим успехом реализуются все содержательные направления работы Центра: подготовка учащихся к олимпиадам по литературе, русскому языку, истории, обществознанию, экономике. Предоставлены возможности для учащихся, интересующихся журналистикой и исследовательской деятельностью, через курсы «Развитие речи», «Логика», «Я – исследователь» – для начальной школы, «Журналистика» – для учащихся старшей школы.

В рамках Центра педагоги осуществляют как повышение своего профессионализма через систему семинаров, мастер-классов, «круглых столов», так и взаимообучение педагогических работников из различных регионов России. Эта возможность предоставлена системой ВКС (видео-конференц-связи). Технология ВКС позволяет обсудить тактические и стратегические вопросы с коллегами, находящимися за тысячи километров, лучше понимать проблемы, демонстрировать успехи и находить механизмы, позволяющие совершенствовать и развивать свою деятельность.

Сотрудники Центра выступают не только в качестве участников, но и экспертов в тематических конференц-встречах. Сотрудники гимназии активно используют систему ВКС для проведения совещаний, встреч, совместной работы над актуальными вопросами образования, а также предлагают свои услуги профессиональному сообществу. В связи с большой территориальной распределенностью учреждений, работающих с одаренными детьми, ВКС позволяет повышать эффективность в представлении и распространении инновационных идей и подходов, не только организовать взаимодействие сотрудников территориально распределенной сети, но и значительно упростить международные коммуникации. В перспективе на 2010-2011 учебный год мы планируем проведение телемоста с несколькими международными партнерами.

Широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Осознавая это, сотрудники Центра работают над расширением «площадок» для деятельности и раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика.

За время деятельности Центра гимназисты стали призерами Московской олимпиады школьников, Московской междисциплинарной конференции старшеклассников, Московской городской лингвистической конференции «Языкознание для всех», Всероссийской научно-технической конференции «Технопарк», Всероссийской гуманитарной конференции «Вышгород», Всероссийских юношеских чтений имени Вернадского, Всероссийского конкурса «Юность. Наука. Культура», Всероссийской олимпиады «Созвездие», Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке», Всероссийского конкурса «Школьники за глобальное предпринимательство», Ломоносовского турнира, Всероссийского конкурса «Познание и творчество».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте