search
main
Топ 10
Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования В Башкирии мобилизовали лауреата конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022» На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату «Учитель года России – 2022»: 1 октября станут известны имена пяти призеров конкурса На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» Пятого октября в Кремлевском дворце состоится концерт ко Дню учителя Акцией «Скажи педагогу спасибо!» в России начинается Большая учительская неделя Погибшую в ижевской школе учительницу наградили знаком «Отличник просвещения» России Ко Дню учителя более 45 тысяч педагогов Самарской области получат выплаты В Новосибирских школах больше не будут работать охранники без специальной подготовки Завершилось финальное испытание конкурса «Учитель года России – 2022» Пятеро студентов-очников из Тульской области, которых мобилизовали до указа, вернулись домой
0

Все обычные и особые – это наши дети

«Сегодня только в Москве по программе совместного обучения работает около 100 детских образовательных учреждений, а когда в 1994 году мы совместно с Департаментом образования открывали первый детский сад, куда могли ходить и обычные дети, и их сверстники с психическими проблемами, таких заведений не было вообще», – говорит президент Центра лечебной педагогики Анна Битова.

Динамика впечатляющая, однако все не так просто, как хотелось бы. Специалисты центра – благотворительной общественной организации – начинали работать с особыми детьми еще в перестроечные годы на логопедической площадке детской психиатрической больницы. За 20 лет существования (юбилей отметили в конце прошлого года) крошечное учебно-коррекционное заведение для детей, которых не брали ни в какие образовательные учреждения, превратилось в крупнейший лечебно-педагогический, научный и социально-правовой центр с международной репутацией. За эти годы центр помог более 10000 семей, в которых живут дети и подростки как с тяжелыми нарушениями психики и поведения, так и те, чьи проблемы менее серьезны. Ежегодно более 700 детей и подростков занимаются по индивидуально разработанным программам обучения и реабилитации. Центр был и остается инициатором создания интегративных форм дошкольного, школьного и профессионального образования, проводит семинары для специалистов, издает книги, защищает права особых детей на образование, реабилитацию и достойную жизнь.

В 2006 году при поддержке Департамента образования в школе №169 МИОО был создан адаптационный класс для 12 детей с нарушениями психики и поведения, где с детьми – помимо школьного учителя – работала команда специалистов: дефектолог, психолог, логопед, семейный психолог, нейропсихолог. Детей обучали в рамках общей программы, но с индивидуальным коррекционно-развивающим уклоном. За три года они адаптировались к обучению: у них выровнялось поведение, они научились выполнять требования и задания учителя, социализировались и почувствовали себя учениками. За три года упорной работы дети были подготовлены к включению в школьное сообщество и теперь в зависимости от индивидуальных способностей учатся в школах различного вида. А ведь без адаптационного класса они в лучшем случае могли бы рассчитывать на индивидуальное обучение.

Противоречивой представляется центру как организации, продолжающей создавать «инклюзивные» дошкольные учреждения, ситуация с детскими садами, куда вместе ходят обычные и особые дети. С одной стороны, по распоряжению Правительства Москвы во всех столичных округах действуют лекотеки и другие коррекционные заведения для дошкольников. До сравнительно недавнего времени особых детей можно было принимать в детские сады любого типа. Но в сентябре 2008 года Министерство образования и науки РФ выпустило в свет новое типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях, которое ставит прежние порядки под удар. Оно не содержит прямого запрета на прием особых детей в обычные заведения, однако консервативный администратор без труда может интерпретировать пункты нового положения как рекомендацию отсылать особых детей в детские сады комбинированного и специализированного типа. Как вести себя в создавшейся ситуации, родителям особых детей не вполне понятно.

Центр задумывался как организация для всех, в первые одиннадцать с половиной лет работы нам удавалось находить целевые гранты и пожертвования в нужном количестве, чтобы каждая семья могла получать помощь бесплатно. Сейчас некоторым семьям занятия дотируются полностью, большинству семей приходится платить частично, а некоторые семьи оплачивают занятия сами.

Мы рассчитываем, что в будущем государство начнет стабильно поддерживать негосударственные организации, подобные нашему центру, так же как это устроено в других местах. В наиболее социально ориентированных странах (Швеция, Швейцария) государство выделяет таким организациям до 80-100% их бюджета. Мы были бы рады, если бы могли делить большую часть расходов пополам с государством, чтобы на плечи родителей ложилось не более 20-30% стоимости занятий. В последние годы мы активно знакомимся с российским бизнесом и рассчитываем на его поддержку. Она постепенно увеличивается.

Центр растет со своими воспитанниками, встают новые задачи: профессиональное обучение и труд, поддерживаемое проживание. Объемные задачи, которые требуют специально обученных кадров и больших ресурсов. Для решения таких задач организациям, которые работают в этой сфере, нужно скоординировать усилия, изменить законодательство, чтобы оно должным образом обеспечивало необходимые этапы жизненного пути особого человека, в том числе достойную самостоятельную взрослую жизнь. Одна из важных задач, стоящих сегодня перед государством и обществом, – это создание разнообразных мест проживания, где повзрослевшие люди с ограниченными возможностями могли бы жить и работать при поддержке специалистов. Центр участвует в реализации двух подобных проектов: квартира поддерживаемого проживания в городе и социальная деревня. Мы верим, что не за горами время, когда социальные квартиры для людей с особыми нуждами появятся повсеместно, а волонтерская поездка на выходные в социальную деревню станет обычным делом для горожанина. 20 лет мы ставим перед собой «невыполнимые» задачи и пытаемся вовлечь в решение этих задач всех, кого можем. Не сразу, но многое получается. Самое важное получается обязательно.

А.БУРАКОВСКАЯ, отдел коммуникаций РБОО «Центр лечебной педагогики»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте