Альбина ПАУТОВА, методист Учебно-методического центра Северо-Восточного окружного управления образования, соавтор программы «Информатика в начальной школе (2-4-й классы): – Программу мы разработали с коллегой – методистом нашего же центра Евгенией Бененсон. Цель курса – формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них.
Второклассникам мы сразу предлагаем учебник-тетрадь в двух частях и комплект из 9 компьютерных программ. Структура учебника-тетради такова. В первой части есть разделы «Информация вокруг нас», «Устройство компьютера», «Твои успехи», «Дополнительные задания». В раздел входят уроки, каждый включает 5 заданий. Первые три задания выполняются в тетради-учебнике (ребенок пишет, рисует, осваивает какой-то минимальный статистический материал); четвертое – на компьютере, пятое может быть домашним заданием. При выполнении четвертого задания, если нет компьютера, можно обойтись и тетрадкой, при этом не сформируются практические навыки работы на компьютере, но теоретический материал ребенок усвоит полностью. Сопровождают учеников во время работы в тетради ( а потом и в компьютере) сказочные герои Маша и Миша.
Вторая часть учебника посвящена теме «Алгоритмы и исполнители», она содержит разделы «Твои успехи» и «Дополнительные задания». Выполняя задания, дети уже составляют линейные алгоритмы для формальных исполнителей и для человека. А вот исполнители алгоритмов – собачка Энтик, Перемещайка, Мышка-художник и другие. Участвуя в выполнении компьютерной программы «Кто где живет?», ученики осваивают, например, понятие «экранная система координат», имея дело с программой «Прогулки Энтика», учатся управлять исполнителем алгоритма как в режиме непосредственного выполнения команд, так и с помощью составления алгоритмов.
В нашем округе есть экспериментальные площадки, так вот на одной из них, например, работают два учителя информатики и около 20 учителей начальных классов. Составляя программу, мы, конечно, ориентировались на учителей начальной школы, но когда работает еще и учитель информатики, это замечательно. В наш методический комплект входят книги для учителя, в которых расписан буквально каждый шаг, и, конечно, это очень облегчает его работу в классе.
На конкурс программ «Информатика в начальной школе» было представлено восемь разных комплектов. Подходы авторов программ различаются. Например, для проведения эксперимента по информатике в начальной школе России Министерство рекомендовало учебники Семенова и Горячева, которые очень сильно отличаются друг от друга, можно сказать, что они принципиально разные. Единственное, что их объединяет, так это то, что курсы у них безкомпьютерные. У нас курс предполагает, что дети на каждом уроке работают с компьютером, причем я сама разработала этот компьютерный курс, потратив на это год. Работа, могу сказать, сложная, потому что компьютерные программы для маленьких детей требуют особого внимания, особых подходов при разработке. Причем работу эту никто не оплачивает, она просто не предусмотрена, поэтому она в полном смысле слова на энтузиазме.
Комментарии