search
main
0

Все началось со свиного гриппа… Как провести урок-поиск

ИКТ на уроке – это великолепные возможности для многостороннего поиска, красочность и наглядность, демонстрация междисциплинарных связей. Я начинаю поиск на уроке английского языка, но с таким же успехом это мог быть урок биологии, истории, литературы…

Все началось с темы «Здоровье», а в связи с ней возникло обсуждение «свиного гриппа». В данном случае по-английски используют слово swine и как существительное – свинья, и как прилагательное – свиной. Произошло оно от немецкого Schwein. А для обозначения, например, подаваемого на стол блюда используется более благородное слово французского происхождения pork – свинина. Подобное различие возникло во времена Норманнского завоевания (1066 год), когда английская знать стала говорить по-французски, а простолюдины говорили на староанглийском. Лексика разных регистров четко указывала на классовую принадлежность говорящего. Здесь можно сделать отступление в сторону истории, найти в Интернете страницы, посвященные Вильгельму Завоевателю. Можно также вспомнить роман Вальтера Скотта «Айвенго».

Если же продолжить лексическую работу, то следующим логическим шагом будет изучение однокоренных слов. Pork выводит нас к прилагательному porcine, сохранившему старинное написание через букву c. Увидев в описании обеденного стола слово porcelain, ученики решили, что и оно относится к группе слов, означающих свинья или свиной. Действительно, в английский язык porcelain пришел из французского porcello и итальянского porcellana – маленький поросенок. Но толковый словарь английского языка дает совсем иное объяснение: china. Школьники быстро догадываются, что в данном случае это не название страны Китай, потому что написано с маленькой буквы, да и по контексту не подходит. Находим перевод: фарфор; посуда. Решаем, что такое значение возникло, скорее всего, потому, что фарфор был изобретен в Китае. Впрочем, история вопроса также может стать темой отдельного исследования, как лингвистического, так и исторического.

Веб-страницы, посвященные фарфору и посуде, дают ссылки на следующие английские имена: Джосайя Веджвуд и Джосайя Споуд. Оба имени широко известны в Великобритании с XVIII века, их можно встретить в литературе, в кино. Например, в романе Агаты Кристи «После похорон» (Agatha Christie, «After the Funeral», 1953) герои спорят о том, кому достанется обеденный сервиз. Споуд (Josiah Spode) специализировался на дорогом фарфоре, произведенные на его фабриках сервизы хранятся, передаются из поколения в поколение в богатых знатных семьях. Веджвуд (Josiah Wedgwood, 1730-1795) произвел настоящую революцию в производстве посуды. Джосайя происходил из семьи горшечников, ремесленников, делавших глиняную посуду. До него такую посуду массово ввозили в Англию из голландского города Дельфт, стоила она недешево. Джосайя экспериментировал всю жизнь, изобретал многочисленные способы обжига глины, нанесения на готовые изделия узора. Постепенно он наладил собственное производство, открыл несколько фабрик, а также построил поселки для рабочих и их семей. Его чашки, тарелки, вазы обычно кремового цвета и сегодня производятся в Великобритании как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

Поиск привел нас к эпохе промышленной революции в Англии. Любопытно проследить за тем, какое влияние она оказала на конкретную семью.

Разбогатев, Веджвуд женился. У него было много детей и внуков, все они прекрасно уживались в его огромном поместье в графстве Стаффордшир. Одна из внучек Джосайи, Эмма, была самой младшей из семи детей его старшего сына Джосайи II и его жены Элизабет. В юности Эмма вместе со старшей сестрой Элизабет вела занятия в открытой ими воскресной школе, где шестьдесят деревенских детей получали начальное образование, то есть учились читать, писать и считать.

Достигнув восемнадцати лет, Эмма совершила путешествие по Европе, некоторое время жила в Париже, где брала уроки игры на фортепьяно у знаменитого композитора Фредерика Шопена.

К Эмме неоднократно сватались женихи, она пользовалась популярностью не только как милая женщина, но и как одна из наследниц огромного состояния. С детских лет ее ближайшим другом был кузен Чарлз, внук Джосайи Веджвуда, родившийся примерно через год после Эммы. Когда возраст молодых людей приблизился к тридцати годам и они все еще не нашли себе спутников жизни, стало понятно, что причина кроется в них самих. После многочисленных обсуждений было решено, что Чарлз и Эмма могут жениться, хоть они и родственники. Отец Эммы был братом матери Чарлза, таким образом, считалось, что между ними не столь близкое родство, как, например, между детьми двух сестер. Чарлз часто болел, и ему требовался постоянный уход. В одном из писем Эмма писала ему: «Дорогой Чарлз, не могу дождаться, когда мы поженимся, чтобы я могла всегда быть рядом и ухаживать за тобой во время болезни».

За много лет совместной жизни все, кто знал эту пару, отмечали терпение Эммы, ее внимание к часто болеющему мужу, их большую взаимную любовь. У них было десять детей. Трое из них умерли в раннем возрасте, а все остальные, переболев детскими болезнями, выросли нормальными, здоровыми людьми. Женщины славились своим добрым нравом, а мужчины достигли больших успехов в науке. Эмму знали во всем приходе как заботливую мать, а также как отзывчивого человека, всегда готового помочь нуждающимся. Она оставила увлекательные дневники, подробно описывающие Викторианскую эпоху – время правления королевы Виктории (1837-1901). Конечно, на обеденном столе этой большой дружной семьи всегда стояла посуда, сделанная на фабрике Веджвуда.

Эмма постоянно поддерживала мужа во всех его начинаниях и никогда не сомневалась в том, что он настоящий гений. Ей удалось создать теплый, уютный дом для одного из самых выдающихся ученых ХIХ века.

Дедом Чарлза со стороны отца был известный физик, биолог и поэт Эразм Дарвин. Его интерес к происхождению и эволюции человека оказал большое влияние на юного Чарлза. Считается, что не последнюю роль в исследованиях Чарлза Дарвина сыграл его брак с Эммой: он много занимался вопросами наследственности, переживая, не скажется ли их родство отрицательно на детях. Когда же стало ясно, что с детьми у них все в порядке, Чарлз обобщил результаты своих изысканий в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871).

Начав урок-поиск с обсуждения здоровья, значения слов pork и porcelain, мы подошли к изучению биографии Чарлза Дарвина, а затем к биологии и другим предметам. Интересно, что если начать с имени Чарлза Дарвина, то в лучшем случае нам попадется лишь краткое упоминание о том, что он был женат. Чтобы узнать, кем была Эмма Веджвуд, нужно вести поиск от фарфора и керамики. Если пользоваться сетевыми источниками, вполне реально потратить на поиск и обсуждение всего один урок либо классный час. Умелое использование ИКТ покажет учащимся огромные возможности техники и наглядно продемонстрирует взаимосвязь всех школьных предметов. Откройте любой справочный сайт – и пускайтесь в плавание.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте