search
main
0

Все началось с общества взаимопомощи. Региональная организация профсоюза отметила столетний юбилей

​В 1917 году в Челябинском уезде было основано Педагогическое общество взаимопомощи, именно от этой даты ведет свою историю Челябинская областная организация Общероссийского Профсоюза образования. Юбилей – хороший повод вспомнить некоторые вехи становления профсоюзной организации на Южном Урале и развития профсоюзного движения в нашей стране.

Имена и событияПо-настоящему значимым событием для Южного Урала стал первый в регионе съезд учителей, который прошел 15 января 1917 года в Челябинске. На нем было принято решение о создании Педагогического общества взаимопомощи как корпоративно-профессиональной организации с отказом от политической платформы. Общество стало родоначальником отраслевого профессионального союза, в год создания оно насчитывало 213 человек. Деятельность общества распространялась на весь Челябинский уезд. Архивы сохранили письменные свидетельства о том, какие задачи оно призвано было решать.Итак, читаем:«- содействие приисканию занятий членам и определение их на места;- содействие доставлению членам врачебной помощи и лекарств бесплатно или по удешевленной цене;- содействие доставлению им юридической помощи и вообще защиты интересов и прав своих членов во всех случаях;- выдача своим членам и их семействам денежных ссуд и пособий;- ходатайство перед правительственными и общественными учреждениями по вопросам своего ведения;- оказание помощи вдовам и сиротам членов;- забота о материальном обеспечении престарелых, увечных и не способных к труду членов Общества».В 1918 году Педагогическое общество было преобразовано в Союз учителей, который вошел в Совет профессиональных союзов Челябинского уезда. С 1922 по 1934 год в Челябинской губернии действует Профсоюз работников просвещения РСФСР (РАБПРОС). А в 1934 году, когда была образована Челябинская область, создан обком Профсоюза работников просвещения.Трудностей у учителей в 30‑е годы тоже хватало. К примеру, в архивах обнаружен документ, где сельская учительница жалуется на нехватку керосина, из-за которой по вечерам невозможно проверять работы учеников. Конечно, сказались на педагогическом сообществе и сталинские репрессии. Тем не менее в самых непростых условиях профсоюз старался по мере сил защищать права учителей.Наконец в декабре 1962 года появился единый орган – Челябинский обком Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. А в ноябре 1988 года он получил название – Профсоюз работников народного образования и науки.В разные годы профсоюзную организацию области возглавляло немало выдающихся педагогов. Анна Токарева вступила в профсоюз еще в 1924 году. Ей пришлось трудиться на посту председателя в трудные военные и послевоенные годы. С 1960 по 1975‑й обком возглавляла Анна Запорожец, до этой должности она прошла путь от сельской учительницы до руководителя Нязепетровского районного отдела народного образования. Ей на смену пришла Ольга Лысенко, которая проработала до 1980 года. Илья Долматов руководил организацией с 1980 по 1985 год, Герман Крылов – с 1985 по 1989‑й, Владимир Козин – с 1989 по 2005‑й.Новое время – новые задачиВ 1990‑е годы, с распадом СССР, профсоюзу пришлось решать новые непростые задачи. Этот период стал очередным этапом проверки жизнеспособности организации.Экономические и социальные потрясения привели к тому, что обком профсоюза был вынужден организовать забастовку, чтобы привлечь внимание властей к проблемам отрасли. В начале 1992 года заработал областной забастовочный комитет. Его председателем стал учитель челябинской школы-интерната №12 Юлий Гинзбург, а заместителем – Юрий Конников, в то время директор областной станции юных натуралистов. Тогда, по словам Юрия Владимировича, наступил предел человеческого терпения. Учителя голодали, а вместо заработной платы порой получали копеечную продукцию местных предприятий. Поэтому забастовка была единственным способом привлечь внимание властей к проблемам работников образования.В то время раз в месяц проходили встречи председателя областного комитета профсоюза Владимира Козина с губернатором Петром Суминым, с которым профсоюзу удавалось находить точки соприкосновения. Такое взаимодействие позволило не допустить более тяжелых последствий.Сегодня благодаря диалогу профсоюза с исполнительной властью, действию соглашений с Министерством образования и науки и Законодательным собранием Челябинской области, а также территориальных соглашений большинство вопросов удается решать в процессе переговоров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте