В Ульяновске завершился восемнадцатый областной конкурс «Учитель года». Свое совершеннолетие конкурс «отметил» в стенах гуманитарного лицея, одного из старейших учебных заведений города, где работает победитель 2008 года, преподаватель русского языка и литературы Эльвира Волошина. А главными гостями и участниками праздника стали 23 лучших учителя области, которые прошли отбор в своих педагогических коллективах, на районном и городском уровнях.
Что и говорить, «именинник» подобрал себе первоклассную кампанию. Впервые за всю историю проведения конкурса среди участников оказалось 5 мужчин: преподаватель физкультуры и ОБЖ Владимир Дудников из Старомайнского района, «химик» Алексей Романов из Цильнинского района, «географ» Александр Смирнов из Ульяновского района, учитель физики, математики и информатики Алексей Чаадаев из Вешкаймского района и преподаватель информатики 13-й гимназии Ульяновска Петр Чепасов.
Также впервые в числе конкурсантов оказались 5 профсоюзных лидеров. Алексей Петрович Чаадаев не только преподает детям точные науки, но и возглавляет профком Ермоловской средней школы. Учитель начальных классов 3-й школы города Барыша Марина Макарова и математик Силикатненской школы Сенгилеевского района Наталья Кирьянова тоже руководят первичными профсоюзными организациями. Любовь Жидова, учитель начальных классов СОШ №1 рабочего поселка Кузоватово, входит в состав школьного профкома. А историк Найле Бадаева возглавляет профсоюзную организацию работников образования Старокулаткинского района.
Областной этап состоял из трех туров: «Учитель-предметник», «Учитель учителей», «Учитель-лидер». В первом туре участвовали все конкурсанты, во втором – десятка учителей, в третьем – три лучших педагога. Задания 2009 года серьезно отличались от программы предыдущих лет. Как отметила заместитель председателя правительства Ульяновской области Тамара Девяткина, региональный этап конкурса, по сути, является трамплином для всероссийского. Именно поэтому требования были максимально приближены к тем, которые предъявляются на конкурсе «Учитель года России».
Для начала конкурсантам предстояло выступить с презентацией педагогического опыта и провести два учебных занятия с незнакомыми школьниками: одно – по заранее избранной теме, для которого учитель имел возможность выбрать самый лучший, самый удавшийся урок из своей практики, второе – по теме, предложенной на конкурсе. Второе занятие учителя проводили в том же классе, с теми же детьми. Таким образом, у конкурсантов появилась возможность не импровизировать «вслепую», а поработать с учениками накануне и получить представление об их способностях. В итоге и учителя чувствовали себя свободнее, и дети были раскрепощеннее.
Еще одним новшеством стало то, что заранее, за два месяца, была объявлена тема педагогической лекции – «Наша новая школа». Выступления конкурсантов оказались настолько интересными, что в зале стояла идеальная тишина. Неизвестно, какую школу представлял себе Президент России Дмитрий Медведев, поручивший разработать одноименную образовательную стратегию. Но, по мнению Людмилы Капустиной, учителя истории и обществознания гимназии №33 Ульяновска, которая стала победителем областного конкурса, она должна быть похожа на… Хогвартс – Школу чародейства и волшебства, где учился знаменитый Гарри Поттер. Даже те, кто никогда не читал книги о юном волшебнике, были заворожены ее монологом. И дело вовсе не в чудесах, которые творятся в магической школе, а в том, что британская учительница Джоан Роулинг сумела создать мир, о котором грезят миллионы школьников на всей планете. «Учителя должны смотреть на вещи глазами детей», – считает Людмила Геннадьевна. Педагоги должны понимать, что их ученики – это самостоятельные личности, способные свободно мыслить, высказывать свою точку зрения и строить серьезные планы на будущее.
Изюминкой конкурса были дебаты и мастер-классы – довольно сложные задания, где педагогам приходилось быстро принимать решения, точно определять проблему и находить выход из сложившейся ситуации. И здесь выделялся «урок» Людмилы Капустиной, которая пригласила коллег к обсуждению острейшей проблемы российского общества. Под звуки «Аве-Марии» на экране появлялись портреты императоров, талантливых ученых, артистов, художников и писателей, ставших жертвой «зеленого змия». Петр I, Сергей Довлатов, Владимир Высоцкий, Андрей Краско, Олег Даль, Александр I. Их много… Вопиющие статистические данные из архивных документов, приведенные Людмилой Геннадьевной, заставили осознать серьезность проблемы, разрешить которую только государственными мерами невозможно. Должен ли учитель принимать участие в этой борьбе? В чем должна проявляться его позиция, как он может влиять на ситуацию? Об этом размышляли как зрители в зале, так и «ученики» на сцене.
Людмиле Капустиной, учителю 33-й гимназии Ульяновска, жюри присудило первое место. Кстати, именно в эту гимназию в 2006 году «прилетел» Малый хрустальный пеликан, которого завоевала победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» Екатерина Уба. Второе место заняла учитель начальных классов радищевской школы №1 Татьяна Ганчина, третье – преподаватель немецкого языка гимназии №1 Наталья Ховрина. Два профсоюзных лидера – Наталья Кирьянова и Алексей Чаадаев – смогли «прорваться» в десятку и стать лауреатами областного конкурса «Учитель года-2009».
Семь педагогов, членов профсоюза, получили от областного комитета DVD-магнитофоны «Philips», три участника – ценные подарки, а победитель Людмила Капустина – сертификат стоимостью 25 тысяч рублей на отдых в Анапе. Такие же сертификаты в свое время получили учитель года-2008 Эльвира Волошина, учитель года-2007 Владимир Туктагулов и призер областного конкурса «Учитель года-2006» Евгений Бурусов.
Впереди главный конкурс – всероссийский. В добрый путь, Людмила, – за Большим пеликаном!
Татьяна ТВЕРДОХЛЕБ, член Общественной палаты Ульяновской области, член Большого жюри областного конкурса «Учитель года-2009»
Комментарии