search
main
0

Все мы разные

Сенсорная интеграция и нейрофитнес

Один ребенок начинает говорить в год, а в четыре – читать. А другой, учась в школе, порой уже не в 1‑м классе, с трудом усваивает чтение по слогам, неуверенно узнает или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, вызубрив наизусть все правила, делают по нескольку ошибок в каждой строке. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых. Чаще всего, уже будучи школьником, ребенок испытывает трудности с русским языком, чтением и математикой.

Когда ребенок впервые переступает порог школы, он хочет учиться, хочет стать хорошим учеником. Ему не терпится попасть в школьный мир. Когда же появляются первые двойки, это желание сразу пропадает. Учиться хочет, но не может. В чем причина?

Одна из причин заключается в том, что мозг полностью созревает к 25 годам, и созревает он гетерохронно. Поэтому ребенок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который еще развивается, не справляется с нагрузкой. Второй глобальной причиной можно назвать малоподвижный образ жизни современных детей. Мозг развивается через тело. Ведущей деятельностью у детей является игра, поэтому игровой комплекс нейроупражнений интересен и направлен как раз на развитие мозговых структур через тело. Упражнения помогают создавать новые нейронные связи, задействуя телесные ощущения.

Примерно до семи лет мозг ребенка преимущественно обрабатывает сенсорную информацию. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями, они главным образом заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют скорее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную. Поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития.

И если сенсомоторное развитие идет через нейроупражнения, например рисование двумя руками, работу с ритмами, с когнитивными процессами (память, внимание, восприятие, мышление), то результат будет незамедлительным. Причем не обязательно, чтобы у ребенка были проблемы, нейро­упражнения показаны всем без исключения, их суть сводится к одному – напрягать мозг, выполнять нелинейные упражнения.

Сенсорная интеграция необходима для движения, речи и игры, это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

Включение сенсорных и сенсомоторных техник, нейроупражнения не только на занятиях, но и в домашних условиях позволяют улучшить общую эффективность работы с ребенком, ближайшие и отдаленные результаты. Положительный эффект проявлялся в улучшении показателей регуляции поведения, эмоций, моторики, речи, внимания, уровня адаптивности. Родители, как никто другой, могут изменить мир для ребенка, помогая ему развить сенсорную интеграцию. Игры на интеграцию могут создаваться из чего угодно, хоть из ложки или простыни. Такие игры направлены на развитие воображения, творческого потенциала и интегрирование тела с органами чувств.

Таким образом, все, что будет сделано в раннем детстве, чтобы развить и скорректировать работу мозга, позднее положительно скажется на способности справляться с образовательными и эмоциональными задачами.

Ирина СЕРГУНИНА, педагог-психолог школы №2033

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте