search
main
0

Все мы немного Деточкины? Почему горцы не носят каблуки. Уроки в номинации «История-2»

Что такое история – нагромождение открытий и чудовищных заблуждений или сборник забавных анекдотов от Ромула до наших дней? Деградируем ли мы, развиваемся или ходим по замкнутому кругу, как старый ослик, привязанный к мельничному жернову? А география? Разве не после увлечения ею должны появляться на свет великие путешественники?! И в чем смысл профессии учителей истории и географии – ограничиться перечнем основных событий и фактов, попытаться дать им свою оценку и уложить в некую систему, воспитать гражданскую позицию по отношению к текущей истории и преображающейся планете? Педагог-виртуоз, наверное, должен объединить в своей системе преподавания и то, и другое, и третье. Это наглядно показали, несмотря на заданную узость тем, уроки некоторых конкурсантов «Учитель года-2004» в номинации «История-2».

«Я слеп,

а вы глухи и немы»

Историк из Красноярского края Елена Юрьевна Долгодворова – из породы школьных звезд: органична, естественна, обаятельна, убедительна и харизматична. Наверное, поэтому ее и выбрали по подсказке оргкомитета себе в «жертву» телевизионщики с Первого канала. Нервничали все, и только «звезда», казалось, совсем не замечала, как оператор в последнюю секунду ящерицей отпрыгивал из-за ее спины, когда ей нужно было что-то записать на доске. Впрочем, о камере все вскоре забыли, прикованные к главной героине.

Для начала Долгодворова «взяла» юных москвичей из школы № 1004, произнеся с улыбкой в начале урока:

– Моя любимая поговорка: я слеп, а вы глухи и немы. Так давайте возьмемся за руки, чтобы помогать друг другу.

Это рукопожатие, настраивающее на открытость и взаимопомощь, и полукруг, в который Елена Юрьевна усадила ребят, задал доверительную интонацию всему уроку. За детьми «сдались» члены жюри, коллеги, и посторонние зрители. Слушали, внимая каждому слову, а ведь тема – «Причины Первой мировой войны» – далеко не всегда заинтересует и взрослого, не то что ребенка. Долгодворова нашла верный подход – поговорить о войне как таковой – как заметили ребята, одинаковой в своих главных признаках в начале XX века и во времена недавних чеченских войн. Перейдя непосредственно к Первой мировой, Елена Юрьевна пошла дальше определения только причин и заставила ребят увидеть дальше последствия.

Об этом слушатели узнали из выступлений двух антиподов – оппонентов того времени: министра царского правительства Дурново и лидера кадетской партии Милюкова. Милюков настаивал на необходимости территориальных приобретений и устранение германской гегемонии в мире, а Дурново спрогнозировал дельнейшее развитие событий для России: социальную революцию, анархию в стране и колоссальные потери.

– Сбылся этот прогноз Дурново? – Долгодворова виртуозно закончила мыслительную цепочку и привела детей к глобальному выводу на конкретной основе. Ребята без труда его сформулировали: война как следствие конфликта ведет к разрушению.

– Конфликт не решишь посредством войны, – как закоренелый пацифист подвела итог девчонка с умненькими глазами. И этот вывод был сделан не под влиянием эмоций, лозунгов и призывов, а следованием холодной, надчеловечной логике истории. И, конечно, срежиссирован Долгодворовой. Легко и играючи. Как и положено у учителя-звезды, его ученики тоже чувствуют себя звездами. Только уж, конечно, не «Фабрики звезд», а скорее «Умников и умниц».

Чем еще подкупила Долгодворова, так это искренностью. На вопрос, сколько бы она сама поставила себе за урок, честно ответила:

– Пятерку.

Почему горцы не носят каблуков

Учителя географии Татьяну Юрьевну Фесенко из Сахалинской области еще на перемене окружили восьмиклассники. Наверное, почувствовали свет и нежность, исходящие от нее, готовность ответить каждому. На этой любви и энергии и был построен весь урок. И тема «Рельеф – среда жизни человека» повернулась неожиданными гранями. Особенно много интересного гости услышали в ответ на вопрос «влияет ли рельеф на характер и темперамент людей?»

– Да, у людей в горах характер более острый – вспыльчивый и песни более резкие, а у народов равнин характер более мягкий, а песни медленные, протяжные, – сделали неожиданное геополитическое открытие ребята.

– И на одежду рельеф влияет тоже, – добавила одна из девочек. – В горах одежда более функциональная, там не походишь на каблуках и в пышных юбках.

Жалко, на уроке не было историка моды! Да и вообще, учительница так выстроила урок, так настроила на ассоциативное мышление, что такие открытия просто должны были произойти. И это при том, что ребята вспомнили кратко все, что изучали о рельефах прежде. Мертвое для меня со школьной поры понятие ожило и даже одухотворилось. Поэтому и вывод, прозвучавший из уст Татьяны Юрьевны, прозвучал не прописной буквой, а теплой истиной:

– Рельеф – это каркас, на который нанизана жизнь и деятельность человека.

Такие уроки заставляют вспомнить, что ты живешь на живой и удивительной планете.

Снова география, но насколько другой стиль подачи – деловой, динамичный и прагматичный в лучшем смысле этого слова. Урок Натальи Станиславовны Банниковой из Новгородчины – для тех, кому снились кошмары о сдаче экзамена. Тащишь один билет, второй, третий – и понимаешь, что ничего не помнишь и не знаешь…

– Я научу вас сдавать экзамены, и не только по географии, – заявила Наталья Станиславовна и очень убедительно поглядела в глаза. – Вы сами увидите, что все знаете.

Никакого мошенничества – за урок учительница нашла с ребятами алгоритм сдачи экзамена. А для наглядности взяла географию на примере трудного «билета» – «Население РФ». Получилось тем более убедительно, что ребята эту тему еще не проходили. «Оттолкнитесь от своего опыта, – посоветовала учительница. – Население – это кто? Вы – население?»

В ответ на облегченное «да», Банникова продолжила: «Давайте тогда критерии населения разберем на себе: что можно сказать о вас?»

Ребята довольно быстро перечислили: рождаемость («в каком году вы родились?»), национальный состав, численность – почти без подсказок. Вспомнили даже численность населения России – цифра в 145 миллионов была озвучена в рекламе, и сейчас всплыла при необходимости.

– Если бы я принимала у вас экзамен, то на «три» вы уже ответили, – под смех учеников подвела предварительный итог Наталья Юрьевна.

Затем учительница проверила ребят в роли прогнозистов, а они почти в игровой форме коснулись таких недетских вопросов, как миграция-эмиграция, смертность и рождаемость. По-моему, даже членов жюри зацепили цифры прогноза – в 2004 году россиян должно было бы жить примерно в два раза больше, чем сейчас. Если бы не две мировые войны, революция, эмиграция, репрессии, перестройка и бедность, сейчас в стране должно было бы проживать около 300 миллионов людей. Еще одна нынешняя Россия…

А в конце урока ребята получили искомый результат – алгоритм сдачи любого экзамена. Пожалуй, на одной брошюрке с алгоритмом наша героиня заработала бы состояние. Но второе – появившаяся у ребят уверенность в своих силах и навыки самостоятельности мышления – еще ценнее полученных ими знаний.

Радостно, что все три отмеченные мною прекрасные дамы оказались в третьем туре, а Наталья Банникова даже вошла в «пятнашку». Однако был еще один учитель, который вывел свой урок за рамки простого изложения материала, дал импульс творчества ребятам и, как никто другой во второй группе «историков» способствовал пробуждению личности в ребенке.

Провокация на темы морали

– Откуда в классе взялся котенок? – строго спросил учитель истории и обществознания из Оренбуржья Александр Шептухин, начиная урок в 9-м «Б».

Даже члены жюри испуганно посмотрели на пол. И натурально, никакого котенка не обнаружили.

– Это я отвлек ваше внимание, – простодушно пояснил Александр Николаевич. – Такой прием часто используют преступники, – и тут же взял с первой парты ручку, невозмутимо положив себе в карман.

– Что я сейчас сделал? – спросил «великий провокатор» у растерянных школяров.

– Обманули и украли? – робко, но честно переспросили дети.

– Правильно! – довольно заявил учитель, вернув ручку, и снова поставил в тупик: – А уголовно меня наказать за это можно?

– Не-ет, – протянули дети.

Так учитель обществоведения из Оренбургской области Александр Шептухин подвел детей к пониманию темы урока: «Роль морали в жизни человека и общества». Своими некрасивыми с нравственной точки зрения поступками учитель убил двух зайцев – подвел учеников к понятию морали и соотношению ее с правом, которое не всегда осуждает безнравственное поведение.

– Я поступил плохо, и обещаю вам впредь так не делать, а то ведь и вы можете надо мной так же подшутить, – покаялся в содеянном Шептухин.

Тут же к слову пришлось золотое правило Конфуция – «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Ребятам ничего не оставалось, как покаяться вслед за учителем. Получился маленький урок перевоспитания: ребята вспомнили свои – впрочем, конечно, самые невинные, проступки, выяснив, что вслед за моральной оценкой (самооценкой) своих поступков должно идти воспитание (самовоспитание) и регулирование – то есть исправление. Попутно ребята вместе с учителем вспомнили христианские заповеди. Не побоялся Шептухин коснуться и острых тем:

– Многие сейчас спекулируют на незнании основных понятий ислама, а ведь Коран говорит о том же, что и другие мировые религии: делай добро и не умножай зла…

Не забыл учитель и еще про одну главную подводную мину – лжемораль.

– В фашистском рейхе общественная мораль, к примеру, одобряла геноцид евреев, – погрустнел Александр Николаевич на минуту, чтобы затем напомнить уже о забавном случае – киношной истории Юрия Деточкина, в которой моральная оценка разошлась с юридической. Вспомнился тут и вальс из фильма, который Шептухин, как оказалось, для настройки включил перед уроком.

– Осуждаем ли мы Деточкина за его преступления? – снова выступил в роли провокатора учитель.

– Нет, он – хороший человек, – твердо ответили 9-классники.

Ну как вам спектр понятия «мораль», ее условности и безусловности в изложении Шептухина?

По-моему, нестандартно, убедительно и без морализаторства. Но оценки журналиста и жюри не всегда совпадают. К сожалению, Александр Шептухин от второй предметной группы по истории в «тридцатьдевятку» не вошел. В отличие от двух своих коллег, чьи уроки можно было назвать просто добротными. И этот факт еще раз заставил задуматься, что «выгоднее» для конкурсанта – креативность или традиционный подход к материалу?..

…Вот такие они, «мои» учителя, заставившие меня размышлять. И пусть не все они получили награды, каждый из них – настоящий учитель года. Завидую их ученикам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте