search
main
0

Все мальчишки хотят быть первыми… А некоторые девчонки способны дать фору парням

…Подъем – в 23.00. В роте разведки – кадеты выпускных классов. Задачу обозначает командир: «В районе населенного пункта Нижняя Тура высадился десант, в его составе три руководителя банд-формирований. Приказываю найти и нейтрализовать». Разведчики делятся на две группы. Первая делает марш-бросок в полной экипировке, вторая обеспечивает ее отход после выполнения задания. Утром на линейке 550 кадетов приветствуют разведчиков…

Ка-детство

В сложные 90-е, когда остро реагирующие на социальные катаклизмы пацаны норовили сбежать из школы, бросить учебу, зазвучало то самое слово, которое в начале XX века означало детей без родителей, а в конце его же – детей без достаточного родительского надзора. Беспризорники. Как им помочь? Требовалось нетрадиционное решение, но в рамках традиционной образовательной системы. В 1997 году правительством Свердловской области было подписано постановление о создании особых учебных заведений по типу кадетских.

«У ребят много вопросов к миру. Важно, какие ответы они получают. Кадетские школы представляют открытое образовательное пространство. Мальчишки много ездят, к ним приезжают гости. Мы расширяем границы мира для этих парней, стараемся показать, какой он разный, многоуровневый», – говорит главный специалист отдела по работе с учреждениями профессионального образования министерства Свердловской области Галина Лебедева, «главный кадетчик». И добавляет эмоционально: «Жизнь проблемная, но если хотите душой отдохнуть и поверить в лучшее, поезжайте в кадетскую школу».

Таможня дает добро

Серов – промышленный город на севере области. Кадетская школа-интернат имеет артиллерийский профиль. Она славится своими воспитателями. Первая половина дня проходит как в обычной школе: те же учебные дисциплины, педагоги-предметники. Зато после уроков начинается общение с офицерами-воспитателями, которых здесь 16, большинство – мужчины. Директору Вячеславу Пережогину удалось привлечь к работе в школе своих друзей по учебе и службе: были вместе в «горячих точках», выступали в роли миротворцев. Эти люди состоялись в жизни, многие имеют свой бизнес: у одного автозаправочная станция, у другого – магазин сотовой связи. Но понимают, что важно не только получать, но и отдавать. Как говорят сами, четыре дня работают для семьи и бизнеса, а два дня – для себя и общества и делают это с увлечением и азартом.

Качканарская школа развивает отношения с пограничниками и таможенниками. На осеннее посвящение в кадеты сюда прибыл почетный гость, начальник таможенной службы аэропорта «Кольцово». У полковника был день рождения, но он предпочел провести праздник с новоиспеченными кадетами. Интернат гордится высоким уровнем общего образования.

Рядом с городком Верхняя Пышма расположена танковая часть, так что ориентация Пышминской кадетской школы сформировалась естественным путем. В учебном плане есть программы подготовки водителей, в том числе грузовых машин. В Сысерти растут кадеты-моряки. Еще одна кадетская школа области находится в областном центре. Ее профиль – спасатели, она курируется МЧС.

Свердловские кадеты-выпускники вместе с дипломом об общем образовании получают несколько квалификационных документов. Их набор может быть разным: удостоверение водителя, удостоверение водолаза, свидетельство о десантной подготовке, о первоначальной летной подготовке и другие.

Новое время – новые цели

Когда кадетские школы создавались, главным было вернуть «трудных» ребят в образование. Проект за десятилетие показал великолепные результаты – задача выполнена. Время корректирует цели. Основной задачей становится дать профессиональный и жизненный ориентир тем, кто поставлен в менее выгодные условия – детям из малообеспеченных, многодетных, социально неустойчивых семей.

Сейчас в кадетские школы области конкурс. Перед педагогами возникает парадоксальный выбор: брать лучших (что преимущественно делают другие учебные заведения) или брать проблемных (в чем суть кадетского проекта).

Кадетское образование обходится недешево для областного бюджета. Ребята поступают на гособеспечение: еда, одежда, учебные пособия. Бытовые условия в школах-интернатах такие, что понятие казармы в голову не приходит. Живут в кубриках или каютах по два максимум четыре человека, вокруг добротная мебель, обязательно зеркало и настенные часы в каждой комнате. В коридорах много зелени – за цветами ребята сами ухаживают. Здесь их учат не только военным, но и светским навыкам – танцевать, петь, выступать на сцене.

Морские волки сухопутного края

Почему в Сысерти возникла морская кадетская школа? Оказывается, морская романтика способна прорасти и в тысячах километров от побережья. Многие выпускники школы-интерната становятся моряками: кто-то служит на подводной лодке, кто-то продолжает учебу в Морской академии имени адмирала Макарова. Впрочем, морская ориентация не является самоцелью.

Директор школы Валерий Данченко имеет в багаже самое подходящее для его деятельности соединение: педагогическое образование плюс 17 лет морской сверхсрочной службы. Родители рано умерли, рос сиротой. «С 7 до 18 лет воспитывался бабушкой и улицей, с 18 – Вооруженными силами», – говорит о себе Валерий Иванович. В нем сила сочетается с мудростью. В кабинете – модели кораблей. За спиной – грамоты за победы в соревнованиях. На начальственном столе – книги из серий «Классики духовной мысли» и «Сила разума». Во время беседы Валерий Иванович перебирает четки. Вот такой капитан-философ.

Сысертская школа кадетов – единственная в области, где учатся и девочки: из 260 воспитанников они составляют четверть. Наверное, ребятам в смешанном коллективе живется легче и интереснее?

– Интереснее – да, но сложнее. Некоторые девчонки способны дать фору парням, и те иной раз оказываются вторыми.

– А все мальчишки хотят быть первыми?

– Почти все. И я хотел. Но на каком-то этапе, с возрастом, понял, что не это главное. Самое трудное – победить не другого, а себя, свою слабость.

– Вашим воспитанникам это удается?

– Судя по выпускникам, большинству. Ребята к нам приходят из разных семей, не все знают, что такое человеческие отношения. Зато когда выходят, чувствую за них гордость.

– Бывает, что оставляют школу раньше времени?

– Обычно естественный отсев происходит в первый год обучения, а набираем мы в пятый класс. Первая причина – психологические трудности. Четкий распорядок дня, жесткая дисциплина. Расширяется зона собственной ответственности: сам следишь за носками, воротничками, и уроки делать никто не заставляет – только спрашивают. У некоторых возникает дискомфорт, и как результат – протест, нарушения. Вторая причина – состояние здоровья. Раньше мы принимали только с основной группой по физкультуре, теперь берем и с подготовительной. Но, видимо, родители порой «натягивают» справки.

Самый же серьезный проступок, за который мы исключали, – применение силы к младшему. Выяснение отношений на кулаках часто случается в мальчишеской среде. Здесь мы разбираемся: «Какие претензии друг к другу? Так, пожали руки и разошлись». Но когда старший начинает угнетать младшего – это то, что в армии называют дедовщиной, такой ребенок исключается моментально.

– Ваш «кадетский корпус» существует уже десять лет. Изменились ли дети за это время?

– Мне запомнились первые 60 человек, которых мы набрали в 1999-м: они не могли наесться. Месяц их не удавалось убедить, что еда будет всегда. Сейчас совсем другая ситуация: ребята четко говорят, что хотят получить приличное образование. Мы не нацеливаем их исключительно на военную службу. Пока их «служба» – это учение. Потом будет служение. А в какой сфере – не самое главное. Я говорю педагогам: мы ни в коем случае не должны сделать из ребят неких «оловянных солдатиков». Сказку про стойкого солдатика я люблю: он защищал балерину, он умел любить. Но в трудной ситуации он растаял. Надо быть гибче, находчивее, реагировать на изменения, а не просто ждать, куда ветер понесет.

В прошлом году мы ввели «светский день». Ребята ходят без военной формы, приглашают друг друга на «званый ужин», устраивают балы. Такая отдушина нужна, чтобы дети почувствовали себя творческими личностями.

– Вы ведете спецпредметы по морской тематике…

– Да, но главное для меня сейчас не преподавание, а воспитание. В философии Дао, которую я разделяю, есть притча. Сидит мужчина и жалуется на судьбу, высказывает претензии своему ангелу-хранителю: «Почему, когда у меня все хорошо, за мной двойная цепочка шагов: я и ты; когда же плохо, только одна, ты меня бросаешь в беде?» «Что ты, отвечает ангел, это мои следы: я тебя несу…» Я не ангел-хранитель, но свое педагогическое кредо формулирую так: идти рядом с воспитанником. Мне дорого, когда дети приходят и просят: капитан-директор, разрешите обратиться, помогите разобраться в ситуации дома или в экипаже. И мы вместе разбираемся.

– Экипаж – это…

– Взвод, или класс. Каждый экипаж имеет название и командира из числа ребят.

– Ведь это игра?

– Я на стороне тех педагогов, которые утверждают, что ребенок лучше всего усваивает знания, навыки, отношения в игре. Компьютер не в счет, он не создает реальных конфликтов, нажал «перезагрузка» – и начинай сначала. В жизни так не бывает. Мы официально утвердили следующее положение: школа как ролевая игра «Кадет – будущее России». Установили правила и с удовольствием играем, и дети, и взрослые. За тысячи километров от моря соблюдаем морские традиции, носим морскую форму, гордимся принадлежностью к морской касте.

Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте