Письмо Яны Седовой из Астрахани под названием “Заблуждение заразительно”, опубликованное в N 41, вызвало у меня буквально восхищение. В первую очередь потому, что Яна подписала свое письмо, несмотря на то что газету могут прочесть работники ее школы и устроить ей за это “веселую жизнь”.
Прежде всего, однако, я должен ответить на призыв Яны к широкому распространению экстерната – это важно потому, что ответ касается самой Яны, наверняка желающей покинуть школьную рутинность. Я позвонил в Астрахань, в Департамент образования. (Похоже, меня приняли за родителя – я не стал развеивать их заблуждение). Вот информация, которую мне дали. В Астрахани нет специальных школ, предоставляющих экстернат, таких, как в Москве. Однако по Закону “Об образовании” (это их слова) ученик имеет право на экстернат. Следует написать заявление (вероятно, от родителей) и школа ОБЯЗАНА его предоставить!
Работники школы вряд ли рассказывали об этом Яне – такая обязанность ощутимо подрывает их полный контроль над судьбами школьников. Но если верить словам, сказанным мне по телефону в Астраханском департаменте образования, эта обязанность тем не менее существует.
Требуйте свое, леди! Экстернат – уже не милость работников школы, а ваше законное право. Особенно если вас поддерживают родители.
Михаил РАМЕНДИК
Москва
Вместо комментария
Выбор формы образования – заочное, вечернее, дневное, экстерное – зависит, конечно, от учащегося и его родителей. И закон дает им это право. Однако общеобразовательное учреждение, к примеру, по тем или иным причинам (скажем, из-за того, что занятия ведутся в две смены) может не иметь в своем уставе такой формы работы, как экстернат, – это тоже вполне законно. В этом случае муниципальные органы управления образованием должны позаботиться о том, чтобы на их территории были школы, предоставляющие всем желающим такую возможность.
От чего не вправе отказаться школа? Прежде всего от принятия экзамена по какому-либо отдельному предмету, когда речь идет о переходе в следующий класс. Обычно это бывает, когда ребенок длительное время отсутствовал, не имея возможности посещать школу, но получил хорошую подготовку самостоятельно или при помощи взрослых. При этом школа обязана предоставить такому ученику “пакет бесплатных услуг” – два часа консультации перед каждым экзаменом, проведение промежуточной и итоговой аттестации, возможность пользоваться библиотекой и иными ресурсами школы (например лабораториями). Все платные услуги – какие-либо семинары, краткие курсы, обзорные лекции – никоим образом не могут быть навязаны учащемуся со стороны школы. Но и он не вправе требовать, чтобы ему такие дополнительные услуги были оказаны.
Нужно добавить, что какие-либо возрастные ограничения для экстерной формы получения образования отсутствуют. Поэтому на него в равной степени имеют право как ученик первого класса, так и его папа и даже… дедушка, если, конечно, те изъявят такое желание. (Самое интересное, что подобные прецеденты уже есть.) Не может быть причиной для отказа со стороны школы и отсутствие у человека документов о том, где он обучался до этого – обычно такие проблемы возникают у беженцев, вынужденных переселенцев и тех, кто длительное время проживал за рубежом.
Тем не менее очень важно учитывать и мнение самой школы по вопросам необходимости экстерната. Некоторые считают, будто учителя отговаривают детей переходить на такую форму обучения исходя из желания удержать у себя ученика, способного принести первые места на олимпиадах, стать медалистом. На самом деле любой педагог знает, что школа – это не только и не столько учеба. Прежде всего это общение, установление определенных контактов с ровесниками, взрослыми, детьми другого возраста. Здесь ребенок отрабатывает определенную модель взрослой жизни. Поэтому изолировать ученика от школьного коллектива далеко не всегда хорошо, как кому-то может показаться. Иногда, особенно если вся проблема заключается в межличностных конфликтах, лучше сменить саму школу, чем форму обучения.
Светлана ИВАНОВА,
заместитель руководителя Департамента общего образования Министерства образования РФ
Комментарии