search
main
0

Все игроки – на одном поле

​Татьяна МЕРЦАЛОВА, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук: – Понятно, что со снижением активности государства в качестве заказчика дополнительного образования детей активизировались другие заказчики, интересы которых лежат в сфере расширения оказания услуг и формирования потребителей продуктов их производства. Например, производители туроборудования заинтересованы в развитии детского туризма, потому что потом вырастают взрослые, которые становятся стабильными потребителями их продукции.

Очень активизировались конфессии, сегодня каждый уважающий себя приход пытается организовать летний лагерь. Семья и дети как заказчики всегда были, но нынче изменилось содержание их заказов. Например, у детей появилась потребность в специально организованных средах и пространствах для самостоятельной деятельности. В семье сохраняется заказ  от занятости детей вне зависимости от содержания – такая своеобразная камера хранения – до целевого заказа на профессиональное обучение по каким-то направлениям, не входящим в школьное образование: здесь и учебные курсы, и тренинги. Количество игроков, то есть агентов, предлагающих свои услуги, нынче превышает количество заказчиков. Каждый игрок вносит свое предложение, зачастую деформируя заказ, пытаясь влиять на него, например, в индустрии детских товаров и медиапродукции игрок порой выступает одновременно и бизнес-заказчиком как производитель. С точки зрения продвижения идей интересна музейная практика, которая сейчас получила высокий уровень распространения. Например, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике выделен целый детский музейный комплекс со специальными образовательными программами, интерактивными формами работы с детьми. Появляются тематические парки с интересными вариантами проведения детского досуга, имеющими явно образовательную направленность. Сегодня уже есть такие неоднозначные с точки зрения влияния на детей игроки, как интернет-сообщества, неформальные детские объединения, которые зачастую становятся реализаторами заказа внешних сообществ, всегда социально ориентированных. Такой рост и разнообразие предложений при попытке более глубокого анализа натыкается на ситуацию довольно однообразного набора услуг, и здесь отмечается единственная тенденция, которую подтверждают все, но показывают разные цифры – рост развития индустрии детских развлечений и услуг. Чаще всего цифры охватывают детские и взрослые услуги. Но тем не менее рост сферы детских развлечений отмечают все: за 2007 год эта сфера выросла в два раза, а за 2010-й – в три раза от предыдущего года. С другой стороны, центры шаговой доступности, находящиеся во дворах (клубы, центры развития), обладают тенденцией нестабильности, то есть они появляются и умирают, очень часто вынуждены менять свою дислокацию и переезжать, за счет чего теряют клиентов, потому что основная потребность в таких центрах заключается именно в их шаговой доступности, в возможности быстро к ним вернуться. В широком смысле для дополнительного образования важно понимание, связанное с пониманием границ того, где кончается развлечение и начинается образование. Если дальше мы работаем над программой развития дополнительного образования детей, то это очень важно.При таком разнообразии заказов и предложений, безусловно, возникают  различные конфликты интересов и возможностей. Напри- мер, семья проявляет интерес к систематической занятости ребенка, она хочет, чтобы ребенок после школы был занят, чтобы это было стабильно, не каждый день, но хотя бы два-три раза в неделю, а на рынке преобладают услуги разового характера, те же самые парки развлечений, клубы. Другой конфликт – например, семья заинтересована в целевом образовании, для нее важна профессионализация, профессиональная подготовка, но ей очень сложно получить, во-первых, качественную реализацию таких услуг, во-вторых, эти услуги не учитывают в системе общего образования. Достаточно распространенный пример: ребенок занимается в спортивной школе, в силу возрастных особенностей (например, ему девять лет – переходный возраст, активный рост) физические нагрузки для него должны быть ограничены, но он не может официально засчитывать эти занятия спортом на уроках физкультуры. Часто детей врачи освобождают от занятий физкультурой, а они продолжают заниматься в спортивных секциях и оказываются неаттестованными по физкультуре. При поступлении в вузы не учитывают успехи ребенка в дополнительном образовании. Один из способов выравнивания этих весов – расширение информированности, за счет которой хотя бы можно решить вопрос поиска качественных услуг.Третий конфликт, который явно прослеживается, – это конфликт, который  возникает у производителя услуг и производителя качественных содержательных программ. Практики, работающие, например, в сфере детского отдыха, отмечают, что качественная программа предполагает достаточно большое количество ресурсных затрат, а спрос, который проявляют родители при покупке путевок, больше ориентирован на условия жизни – питание, проживание. При одинаковых бытовых условиях лагерь с более серьезной программой становится более дорогим, а родители не всегда готовы платить за содержание премиум-качества. Здесь появляется тенденция, характерная для госсектора, связанная с упрощением программ, действительно очень многие коммерческие структуры предлагают дешевые программы, и это достаточно серьезная проблема в этом секторе. Другая проблема связана с доступностью сектора. Фактически сектор коммерческих услуг в детском дополнительном образовании – это элитный сектор. Большая часть услуг сконцентрирована в больших городах, для того чтобы детский образовательный сектор был рентабельным, в нем должно быть не меньше 300 постоянных, а не разовых клиентов, а это довольно большой объем, практически целая школа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте