search
main
0

«Все идет само собой». Тема «Роль государства и человека в экономике». Старшие классы

В разные исторические эпохи роль государства не была постоянной, время от времени менялась. Первые традиционно-земледельческие государства, чтобы строить города, монастыри, оросительные системы, плотины, постоянно нуждались в организованном труде сотен тысяч рабов, крепостных крестьян, рядовых строителей, мастеровых людей и купцов. Решить эти задачи в традиционном феодальном и буржуазном обществе было под силу лишь государству.

Основатель политической экономии Адам Смит издал в 1776 г. свое главное сочинение «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он приходит к выводу, что великим координатором разделения труда и готовой продукции являются рынок, конкуренция. В ее условиях выживают только лучшие производители, которые снабжают потребителей заказной продукцией. Благодаря этому экономика «как бы невидимой рукой» рынка направляется к лучшему результату. Вывод Смита сводится к тому, что рыночной экономике необходимо предоставлять больше свободы. Государство не должно вмешиваться в конкуренцию, а проводить политику «все идет само собой». Адам Смит вместе с тем не защищал и анархию.

Вплоть до 30-х годов XX столетия среди западных экономистов бытовало мнение, что с помощью механизмов свободного ценообразования экономика автоматически стремится к равновесию. Совокупный спрос при этом будет равен совокупному предложению. В результате никаких затяжных кризисов не должно быть. Между тем в те 30-е годы на фоне великой депрессии, массовой безработицы в США, Западной Европе либералам становилось все труднее оспаривать выводы марксистов второй половины XIX века о том, что проблема кризисов является неразделимой и исторически капитализм обречен.

Дж.Кейнс и шведские экономисты в первой половине XX в. сделали другой вывод: капитализм может и должен быть преобразован. В книге Дж.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) содержится вывод о том, что только активная финансовая политика государства в состоянии была справиться с массовой безработицей. В послевоенные (1945-1960) годы эта точка зрения завладела значительной частью финансовой и промышленной элиты всего Западного полушария. Кейнс объявил экономические спады и безработицу недостаточностью совокупного спроса. Положительно воздействовать на этот процесс, по его убеждению, могло лишь государство через сумму всех затрат в экономике, в потребительском спросе рынка.

У Дж.Кейнса были не только научные последователи, но и противостоятели в лице Фридриха Хайека (1899-1992 гг.). Последний был убежден, что люди не смогут сознательно управлять экономическими процессами лучше, чем это обеспечивается функционированием рынка.

Для Хайека признавалось идеалом ограниченное правительство, действующее в жесткой конституционной норме. Рынок, в представлении Хайека, обеспечивает, во-первых, лучшую координацию знаний; во-вторых, более полное их использование; в-третьих, ускорение процесса порождения новых знаний. В этом Хайек видел решающие познавательные преимущества децентрализованной рыночной системы по сравнению с централизованным государственным руководством.

Хайека можно было бы назвать великим противостоятелем трех самых влиятельных социально-политических тенденций XX века – социализма, кейнсианства и доктрины «государственного благосостояния». В трактовке этого ученого социализм несостоятелен прежде всего научно, фактически, потому что нельзя собрать в одном месте всю информацию о возможностях людей… решить: что и кому, как и когда делать, а также что, кому и как получать.

По мнению Хайека социализм – детище самонадеянного разума, считающего, что он всесилен и не сознающего своих пределов. Лишь классический либерализм – воплощение разума, сознающего свою ограниченность в сфере цивилизации. Поэтому выбор в пользу либерально-рыночного устройства общества вытекает не из каких-то предвзятых установок, а продиктован соображением выживания.

В мире сегодня государственный сектор экономики достаточно объемный и в либерально-демократических странах составляет 30 и более процентов. Правительства такого типа демократий все более берут на себя ответственность за организацию рынка, денежного обращения и удовлетворения общественных благ населения.

Общественное благо – это средство удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей людей. На рынке они предназначены только для частных лиц, у кого есть деньги для приобретения товаров. Хотя нередко и в немалом количестве товары выступают на рынке как общественные услуги и блага. Например, больничные и школьные услуги – блага больному и здоровому школьнику и родителям.

В учебной экономической литературе блага (потребности) нередко разделяют на экономические, социальные и интеллектуальные. Потребление общественных благ, как правило, доступно для всего населения той или другой страны, а не отдельному индивиду или отдельной социальной группе. Неделимость общественных благ заключается в том, что их нельзя продать по частям отдельным лицам.

Первая (экономическая) группа индивидуумов последовательно формирует: во-первых, ресурсы первой потребности (пища, одежда, обувь, жилье); во-вторых, предметы повышенного спроса: электрогазоплиты, стиральные машины, холодильники, спальная мебель); производство жилья с охранным устройством, металлических дверей, оконных решеток; в-третьих, в удовлетворении населения в возрастающей потребности в многочисленных кафе, барах, закусочных, промышленно-продовольственных универсамах.

Вторую группу социальных благ составляют: единая энерго-телесистема, национальная оборона страны, единый комплекс железных дорог, морского транспорта, авиалиний, аптек, поликлиник.

Третью (нематериальную) группу социальных благ составляют интеллектуальные блага: общеобразовательные, культурные, научные учреждения, общественное радиотелевидение и другие средства информации. Финансирование производства перечисленных благ обеспечивается из государственных бюджетов, налоговых отчислений, частных фирм. Расходы государств планеты на общественные блага граждан стали к началу третьего тысячелетия острейшей мировой проблемой.

Внешняя задолженность стран Африки, Латинской Америки и других регионов в конце второго тысячелетия составила около двух триллионов долларов. Вдобавок к этому процессы модернизации в странах Юго-Восточной Европы и России за 1991-2004 годы, естественно, осложнили экономическое их положение. Россия стала крупнейшим финансовым заемщиком. Внешний долг, по данным Минфина РФ, на 1 января 2004 г. составил 167,4 млрд. долларов. Врастание России в мировую экономику усиливалось и по линии импорта продовольствия, бытовой техники, автотранспортных средств. Финансовая неопределенность для России продолжается. Капитал в течение 90-х годов вывозился из страны в сумме 85-90 млрд. долларов в год. Затем движение капиталов приобрело двусторонний характер. Но надежды на крупномасштабные иностранные инвестиции в российскую экономику не оправдались и в 2005 году.

Налоги – главный источник наполнения государственной казны. Нелюбимые, но неизбежные налоги родились во времена Римской империи из разных видов натуральных сборов. К современному пониманию механизма налогообложения человечество пришло не сразу. Впервые прямой денежный налог был введен в 1799 г. в Англии, в США он стал применяться с 1913 г. Весомой частью налоговых платежей в России были косвенные налоги во времена Петра I.

Термин «налоги» представляет собой обязательные платежи, сборы с юридических и физических лиц, взимаемые государством и местными органами власти в соответствии с национальным законодательством. Порядок и принципы налогообложения российское законодательство конца XX века закрепило Конституцией РФ (ст.57), Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.8) под налогом понимается обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности для обеспечения деятельности государства.

Среди главных принципов, заложенных в эти документы, просматриваются: всеобщность, то есть охват всех физических и юридических сил, получающих доходы; верховенство представительной центральной и местной власти; однократность налогообложения – один и тот же объект не может облагаться налогом одного вида дважды за один период налогообложения; определенность налогообложения – когда налоги собирают федеральное правительство, другие органы власти Федерации и муниципалитеты.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. В первом случае налог взимается с каждого гражданина или организации в зависимости от размеров доходов или стоимости имущества. В Российской Федерации прямым налогом облагаются все фирмы, а в США – акционерные компании. К прямым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль капитала, налог на прирост капитала, налог на наследство и дарение, налог на имущество, налог на землю. Разновидностью акцизов является налог с оборота, взимаемый по мере реализации товаров. В настоящее время его заменяет схожий налог с продажи Правительством РФ.

К косвенным видам налогообложения относятся акцизы, или надбавки к цене тарифам на отдельные товары, установленные и достающиеся государству (спирт, винно-водочные изделия, пиво, икра осетровых и лососевых пород, шоколад, табачные изделия, меховые изделия и отдельные виды услуг: коммунальные, транспортные услуги, продажа элитного жилья) и т.д.

Разновидностью косвенных налогов являются и таможенные пошлины, взимание пошлины при пересечении государственной границы. Этим налогом облагаются экспортные, импортные и транзитные товары. Они являются важным инструментом защиты внутреннего российского рынка от дешевого импорта, подрывающего наше производство. Политика государства в подобных обстоятельствах носит характер протекционизма.

Величины налогообложения, с другой стороны, подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные подсистемы. При прогрессивной налоговой системе налоговая ставка повышается с ростом облагаемого дохода или стоимости имущества.

В РФ в 1995 г. прогрессивное налогообложение к личным годовым доходам граждан до 3 млн. неденоминированных рублей облагалось налогом по ставке 12%. Свыше 3 млн. рублей ставки повышались. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму, в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем местного дохода. При регрессивной системе налогообложения ставки понижаются по мере роста дохода. Примером регрессивного налогообложения служат все налоги, взимаемые с продаж товаров, акцизы, налог на добавленную стоимость.

Малоимущие тратят все деньги на покупку товаров, а потому все их доходы проходят через сито НДС. Богатые граждане часть денег откладывают в сбережения, а значит, эти деньги уходят от обложения НДС. Поэтому чем богаче граждане, чем больше их сбережения, тем ниже реальная ставка НДС по отношению к общей сумме их заработка. Налоги, следовательно, бывают регрессивными: чем больше доход индивида, тем меньший процент своего дохода он уплачивает. Пропорциональная налоговая система устанавливает единые ставки налога вне зависимости от величины дохода. В этой связи лица с высоким доходом выплачивают и большие суммы доходов.

В Российской Федерации в 1998 г. львиная доля (около 98%) приходилась на НДС, акцизы, налог на прибыль, таможенные расходы или соответственно в процентах: 46, 25,6; 15,7 и 8,8.

Подведем краткие выводы. В сегодняшнем мире рыночная экономика и экономика плановая разнопорядковые явления: первая из них выражает капитализм, а вторая – социализм. Хотя это не все так просто. Система, в которой есть и частная собственность, и рыночная экономика, – это частнокапиталистическая экономика например, Франция или ФРГ.

Основной объем поступлений в доход, например, Америки обеспечивают личный подоходный налог, акцизы и налоги с продаж, налог на собственность и налог на прибыли корпораций. В США действуют 10 основных налогов и еще 4 вида, применяемых на уровне отдельных штатов. В Российской Федерации ныне насчитывается 28 видов налогов, имеющих различный вес в доходах бюджета, разную собираемость и разное влияние на социально-экономический процесс. Налоговая политика Российского государства должна учитывать все эти нюансы. Система налогообложения в России представляет собой три уровня: федеральный (16 видов), региональный (7 видов), местный (5 видов).

Формы рыночного регулирования экономикой (саморегулирование), общественного и государственного регулирования. Потребность в государственном регулировании экономикой и монетаризмом.

Примечания к параграфу

Основные понятия: производственные блага, налоги прямые и косвенные, виды (прогрессивный, регрессивный, пропорциональный) налогов, монетаризм, протекционизм, уровни налогообложения в России.

Вопросы и задания

1. В чем главная цель экономики? Почему государство вынуждено вмешиваться в рыночную экономику?

2. Правомерно ли вмешиваться государству в конкурентную экономику производителя и потребителя? Следует ли из этого, что государство мешает нормальному экономическому развитию?

3. Какие из перечисленных благ бесплатные – медицина, среднее образование, городской транспорт, трудовая занятость и другие – являются общественно-социальными?

4. Какие налоги выгоднее государству во время инфляции – прямые или косвенные?

Михаил ШИЛОБОД,

доктор исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте