search
main
0

Все идет по плану, который призван помочь и учителям, и ученикам

Низкий уровень развития учебных умений приносит ущерб учебной деятельности учеников на любой ступени обучения.
Сейчас в связи с тем, что в школьную практику широко входят новые технологии преподавания, остро встал вопрос о формировании и развитии общеучебных умений как основы самостоятельной работы детей.
Но как и когда учителю работать над формированием общеучебных навыков у школьников?
Вашему вниманию предлагаю алгоритм работы по формированию умения составлять разные виды планов. Это умение относится к группе учебно-информационных умений, которые должны формироваться в основной школе, начиная с 5-го класса.

Цель: сформировать учебный навык составления плана по учебному тексту, по справочной литературе и периодической печати.
Задачи:
1. Отрабатывать умение составлять план по разным источникам информации.
2. Способствовать усвоению программного материала.
3. Стимулировать активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность школьников.
Этапы:
1. Разъяснение приема, применяемого на уроке.
2. Применение памятки, в которой указано, из каких действий состоит данная мыслительная процедура.
3. Проведение системы упражнений по формированию умений и навыков учебной работы.
4. Применение учебного навыка при выполнении самостоятельной работы.
Критерии уровня сформированности навыка:
1. Понимание основного смысла текста.
2. Соответствие плана теме, умение вычленить нужный материал.
3. Четкость смыслового разграничения главных мыслей и суждений, их раскрывающих.
4. Четкость и конкретность формулировок.

Урок N 1
Тема: …
Тип: изучение нового учебного материала.
Вид: урок-упражнение.
Цели:
1. Показать ученикам важность и необходимость использования рациональных приемов работы с письменными источниками информации.
2. Начать работу по обучению составлению простого плана.
Задачи:
1. Актуализировать прежние знания и умения по составлению простого плана.
2. Развивать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Метод обучения: объяснительный.
Метод учения: репродуктивный.
Оборудование: текст учебного пособия, памятка “Как составлять план”.
Содержание:
1. Разъяснение задач урока.
2. Анализ конкретных планов учеников, составленных самостоятельно дома.
3. Разработка, совместно с детьми, памятки “Как составлять план”.
4. Демонстрация образца составления плана учителем с помощью памятки.

Урок N 2
Тема: …
Тип: совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид: урок-упражнение.
Цель: продолжить работу по обучению рациональным приемам познавательной деятельности.
Задачи:
1. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале: выделение главной мысли в тексте, деление текста на смысловые куски.
2. Организовать работу по применению знания памятки “Как составлять план” с целью формирования навыка.
Метод обучения: объяснительно-побуждающий.
Метод учения: частично-поисковый.
Оборудование: карточки, учебное пособие по истории.
Содержание:
1. Разъяснение цели и задач урока.
2. Организация самостоятельной работы учеников в группах:
а) предлагается готовый план, отражающий содержание текста учебного пособия. Дети находят соответствующий ему материал в учебнике;
б) текст учебного пособия предварительно делится на законченные по смыслу части, ребята определяют их основные мысли;
в) школьники сами делят текст на законченные по смыслу части и выделяют главные мысли.

Урок N 3
Тема: …
Тип: комбинированный.
Вид: урок-упражнение.
Цель: ввести прием составления сложного плана.
Задачи:
1. Актуализировать знание и умение составлять простой план с целью формирования нового учебного умения составлять сложный план.
2. Продолжить работу по формированию навыка составления простого плана.
Метод обучения: объяснительный.
Метод учения: репродуктивный.
Оборудование: учебное пособие по истории.
Содержание:
1. Разъяснение цели и задач урока.
2. Проверка знания учениками памятки “Как составлять план”.
3. Организация самостоятельной работы:
а) составление простого плана;
б) коллективный анализ и редактирование плана.
4. Объяснение учителем отличий сложного плана от простого.
5. Демонстрация учителем образца составления сложного плана.
6. Внесение коррективов в памятку “Как составлять план”.
7. Беседа по содержанию плана.
8. Самостоятельная работа учеников: раскрыть пункт простого плана, превратив его в сложный.
9. Проверка выполненного задания.
Домашнее задание: проанализировать устно последний пункт плана, составленного самими детьми, сравнить его с образцом, составленным учителем.

Урок N 4
Тема: …
Тип: изучение нового учебного материала.
Вид: урок-упражнение.
Цель: познакомить с “картинным” планом.
Задачи:
1. Ввести прием составления “картинного” плана.
2. Формировать личностную позицию школьника.
Метод обучения: объяснительный.
Метод учения: репродуктивный.
Оборудование: памятка, карточки, учебное пособия по истории.
Содержание:
1. Разъяснение цели и задач урока.
2. Изучение нового материала: рассказ учителя о “картинном” плане на основе сравнения его с простым.
Простой план
Заголовки носят констатирующий характер, несут информацию.
“Картинный” план
Преобладают эмоционально воздействующие заголовки, создающие картину движения; они должны вызывать живое ощущение событий. Используются фразы из документов, поэтических произведений.
3. Показ образца учителем.
4. Беседа: как вы думаете, какой план больше поможет в создании живой, развивающейся картины события и почему? Когда, как вы думаете, уместнее составлять “картинный” план?
5. Рассказ учителя по “картинному” плану нового материала.

Урок N 5
Тема: …
Тип: совершенствование знаний, умений, навыков.
Вид: урок-упражнение.
Цели:
1. Продолжить формирование навыка составления простого, сложного, “картинного” плана.
2. Продолжить работу по развитию умственных способностей школьников.
3. Продолжить формирование навыка самостоятельной работы с текстом учебника.
Задача: стимулировать активную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей.
Метод обучения: инструктивно-практический.
Метод учения: продуктивно-практический.
Содержание:
1. Разъяснение целей и задач урока.
2. Организация самостоятельной работы с текстом учебника: ученики составляют простой и “картинный” план по одному и тому же тексту.
3. Проверка выполнения самостоятельной работы: ребята обмениваются работами и анализируют результаты самостоятельной работы.
4. Рецензирование планов.
5. Подведение итогов работы на уроке.

Урок N 6
Тема: …
Тип: контроль знаний, умений, навыков.
Вид: контрольная письменная работа.
Цели:
1. Проверить уровень сформированности навыка составления “картинного” плана.
2. Продолжить развитие умственных способностей учеников.
3. Проверить умение детей самостоятельно работать с текстом учебника.
Задача: стимулировать активную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность школьников.
Метод обучения: инструктивно-практический.
Метод учения: продуктивно-практический.
Содержание:
1. Разъяснение целей и задачи урока.
2. Организация самостоятельной работы с текстом учебника: составление “картинного” плана по незнакомому тексту.
3. Проверка выполнения самостоятельной работы: прием самоконтроля.
4. Подведение промежуточных итогов работы: учитель выборочно берет на проверку работы ребят.
5. Подведение общих итогов работы на уроке.

Урок N 7
Тема: …
Тип: контроль знаний, умений, навыков.
Вид: контрольная письменная работа.
Цель: проверить уровень сформированности навыка составления планов разных видов по незнакомому тексту.
Задача: развивать умение самостоятельно применять прием составления планов разных видов, исходя из особенностей текста.
Метод обучения: инструктивно-практический.
Метод учения: продуктивно-практический.
Содержание:
1. Разъяснение цели и задачи урока.
2. Самостоятельная работа с текстом:
а) определение стиля текста;
б) выбор формы плана, который подходит к данному стилю текста;
в) составление плана.
3. Подведение итогов работы на уроке.
Домашнее задание: проверить план, выполненный другим учащимся.

Памятка
“Как составлять план”
1. Внимательно прочитай текст параграфа, выясни значение непонятных слов.
2. Выбери из параграфа только тот материал, который раскрывает тему плана.
3. Начинай составлять план только тогда, когда уяснил содержание материала в целом.
4. Определи характер изложения материала.
5. Раздели текст на смысловые части.
6. В зависимости от вида плана выбери один из предлагаемых путей:
а) если план простой, то раздели текст на законченные по смыслу части, выдели в них главные мысли, четко, ясно, конкретно сформулируй их и запиши.
б) если план сложный, то соотнеси выделенные главные мысли между собой и запиши их в виде основных пунктов; найди положения, которые поясняют, развивают главные мысли, запиши их в виде подпунктов.
7. Напиши черновик плана.
8. Составив план, проверь, раскрывает ли он содержание темы, помогает ли усвоить материал, связаны ли пункты плана по смыслу.
9. Аккуратно перепиши усовершенствованный вариант плана.
Надежда ШУШАРИНА,
учитель истории и обществознания средней школы N 2, методист РИМК
Катайск,
Курганская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте