search
main
0

Все хотят руководить. Мнение психолога

На мой взгляд, девиз Антона Макаренко «Воспитание в труде» сегодня не работает. Эта проблема неактуальна, поскольку в основном все занимаются нравственными, эстетическими вопросами. И потом, трудовое воспитание считается прерогативой семьи. У нас в колледже это работа по самообслуживанию, организации благоустройства территории и быта в общежитии. Собственно, этим все ограничивается. И надо заметить, что преемственности между осуществлением трудового воспитания в семье и в образовательном учреждении нет. К нам приходят ребята, у которых нет даже самой элементарной приспособленности к трудовой деятельности, отсутствуют элементарные трудовые навыки, в том числе и по обустройству собственного быта. Воспитатели рассказывают, что некоторые девочки не умеют готовить суп, убраться в комнате, отжать половую тряпку. Это, конечно, не подавляющее большинство, но отдельные ситуации случаются. Многому приходится учить. Кстати сказать, мы подключаем студентов старших курсов, воспитателей в помощь таким ребятам, есть также специальные адаптационные программы.

Что в семье как в социальном институте сегодня происходит на уровне трудового обучения? Почти ничего. По нашим опросам, трудовые навыки ребят заключаются только в выносе мусора и в походе в магазин. Другие поручения даются редко. Правда, есть периоды, когда дети вместе с родителями работают на земле. Скажем, в преддверии лета выезжают из города помочь по хозяйству в огороде бабушкам и дедушкам.

Мне кажется, проблема еще и в том, что на сегодня не совсем ясно, что мы понимаем под трудовым воспитанием. Поскольку нет никаких программ, методик, не знаем, что должен уметь и знать студент по окончании, допустим, данной программы. Нет критериев, а отсюда нет спланированной работы по трудовому воспитанию. У молодежи наблюдается размытость этого понятия. Когда мы проводим опрос, где просим ранжировать ценности, то труд всегда на предпоследних позициях. На первых – семья, образование, друзья, а труд, то есть то, с помощью чего мы приходим к образованию и семье, – на задворках.

Если говорить о причинах появления проблемы трудового воспитания, то, наверное, не последнюю роль играет социально-экономическая обстановка в стране. Если раньше упор делался на гармонично развитую личность, то сегодня гармония нарушилась. Идет акцент на интеллект, на те дисциплины, которые помогут в дальнейшем овладеть профессией, на которую часто нацелены не дети, а родители. Часто эта профессия престижная, в основном управленческая, где если и требуются усилия, то интеллектуальные. Если раньше при каждой школе были сад, огород, где дети и взрослые сами сажали и собирали урожай той же моркови, картошки, выезжали на совхозные поля, то сегодня этого практически нет. Раньше была даже практика дежурств по кабинету, когда дети сами мыли пол. Я не говорю, что это нужно возрождать, но баланс между интеллектом и практикой, наверное, надо искать.

К тому же престиж специальностей, связанных непосредственно с практической трудовой деятельностью, упал. Сегодня в обществе существует стереотип, что столяр, маляр – это профессии вторичные, а первично – сидеть в офисе и руководить. Но без столяра не будет стола, за которым сидишь.

Марина ЛУКИНА, педагог-психолог Пикалевского педагогического колледжа, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте