Эх, дороги! В России в стихах и прозе о них написано столько, что по бумажным километражам этих строк вполне возможно исколесить всю страну. А вот по реальным дорогам иногда далеко не уедешь. Потому у дорожников работы через край. В прошлом году они заковали в асфальт 546 километров сельских дорог. 340 километров из них – в Чувашской Республике. В эту точку на карте России на машинах, поездах и самолетах прибывали министры образования. Все дороги так или иначе вели в Чебоксары, где 19 ноября проходило Всероссийское совещание руководителей региональных органов управления образованием. В итоге его участниками стали представители 81 субъекта РФ.
«, – подытожил выступление Любови Глебовой Андрей Фурсенко и добавил: – мы учимся не для ЕГЭ. Единый госэкзамен – проверка знаний, полученных в ходе изучения школьного курса. Конечно, существует возможность лучше сдать экзамен, делая акцент сугубо на вопросах ЕГЭ, но это дорога в никуда. Качество образования в регионе и высокий балл по ЕГЭ – далеко не всегда одно и то же. Мы прекрасно понимаем, что когда есть огромное количество стобалльников и ни одного победителя всероссийских олимпиад, нас обманывают. И мы будем проверять такие регионы».
СтатфактВ 2010 году проект по снижению аварийности (проведению капитальных ремонтов в школах) будет продолжен. На поддержку противоаварийных мероприятий субъекты РФ получат 1 миллиард рублей из федерального бюджета.
Комментарий «УГ»До конца 2009 года на сайте Министерства образования и науки РФ (http://www.mon.gov.ru) и интернет-портале «Безопасность наших школ» (www.schoolsave.ru) откроется раздел «Энергоэффективность образовательного учреждения», где будут размещены все необходимые информационные и нормативные документы по проекту «Энергоэффективность», а также перечень типов и видов образовательных учреждений, определенных для участия в пилотном проекте. Отбор учреждений образования пройдет в первом квартале 2010 года. Опыт, полученный регионами от реализации проекта «Энергоэффективность», в 2011 – 2012 годах будет транслирован на всю страну.
На встречи всероссийского уровня министры собираются два раза в год. География их будет расширяться. «Москва – не вся Россия, – сказал, открывая совещание, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. – Мы должны все вместе бывать в разных регионах, смотреть, что делают коллеги, делиться опытом, учиться». На этот раз в фокусе внимания была комплексная модернизация системы образования Чувашской Республики. Главной же темой стало обсуждение приоритетов системы образования в 2010 году, объявленного Президентом России Годом учителя.
В пятерке лидеров
Два года Чувашия находится в первой пятерке лидеров рейтинга по достигнутому уровню эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, который определяется федеральным правительством. Как добиться такого результата? Об этом говорил в своем выступлении президент республики Николай Федоров: «Мы убеждены в прямой взаимосвязи между экономическими успехами, инвестиционной привлекательностью и качеством образования в каждом регионе. Сегодня инвесторам интересны регионы с развитой инфраструктурой и высокой квалификацией людей, которым они доверяют управление вложенными в проект средствами. Понимание таких важных вещей заставляет нас вести постоянный поиск инновационных, высокотехнологичных решений».
Интересно, что в Чувашии еще в 1996 году разработали и начали реализацию республиканской комплексной программы «Новая школа». С начала 2000-х годов республика включилась в качестве пилотной площадки почти в десяток федеральных и международных образовательных проектов. Это – масштабная реструктуризация школьной сети, учреждений начального и среднего профобразования с созданием ресурсных центров и двухуровневых учреждений профессионального образования, введение нормативного подушевого финансирования, новой системы оплаты труда, ЕГЭ, информатизация образования. «В оправданности и полезности этих проектов мы убеждены, – подчеркнул Николай Федоров. – Но есть проекты, влияющие на детей и общество, по которым остаются вопросы. Не убежден, что возможность разделения детей и школ по их выбору для изучения того или иного курса духовного просвещения будет их и общество консолидировать и сплачивать. Скорее появится потенциал угрозы, провоцирования тенденции разобщения. Мы готовы как регион межконфессионального согласия участвовать в пилотном федеральном проекте «Основы религиозных культур и светской этики» и, возможно, сумеем эти риски предотвратить. Но все-таки в таких чувствительных сферах федеральному центру надо бы очень деликатно изучать опыт регионов, вступающих в эксперимент, прежде чем рекомендовать его для дальнейшего распространения».
О главных направлениях модернизации образования в республике говорила и министр образования и молодежной политики Чувашии Галина Чернова. По ее мнению, одно из самых эффективных условий продвижения вперед – введение новой дифференцированной системы оплаты труда: «Каждый учитель прочувствовал, как непросто создавать карту собственных достижений. Особенно трудным оказалось оценивать себя через мнение родителей, детей, коллег. Сейчас во всех школах стимулирующая часть составляет более 20 процентов от фонда оплаты труда, что позволяет реально дифференцировать зарплату и поддерживать качественную работу педагогов. Зарплата почти 20 процентов наиболее квалифицированных учителей в Чувашии уже сегодня на 34,7 процента выше средней по экономике (почти 12 тысяч рублей), она составляет около 16 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата педагогов за три года также выросла: с 5,4 тысячи рублей в 2006 году, до 10,6 тысячи в 2009-м».
Два года назад в Чувашии была введена новая модель аттестации работников образования. По сути, это комплексная независимая экспертиза деятельности педагога. По результатам 3 этапов аттестации учитель получает объективные сведения об уровне своей предметной компетентности, степени владения информационно-коммуникационными технологиями и продуктивности практической деятельности. Для проведения новой модели аттестации разработана соответствующая нормативная правовая база, прошедшая регистрацию в Минюсте республики. Оценка уровня профессиональной компетентности педагогов проводится по аналогии с ЕГЭ для ученика. В 2007 году учителя сдавали экзамены по 12 предметам, в 2009-м – уже по 20. Сравнение результатов решения заданий ЕГЭ учеников и учителей показало, что темы, с которыми плохо справляются ученики, оказывается, проблемные и для учителей. Чтобы исправить ситуацию, в республике проанализировали результаты экзаменов учителей по всем предметам, эксперты подготовили и передали рекомендации каждому педагогу, методическим сообществам и кафедрам республиканского института образования для корректировки программ повышения квалификации учителей.
Что же касается строительного обновления школьной сети, то за десять с небольшим лет в Чувашии возведено около 150 новых школ. Аварийных объектов образования в республике вообще нет.
Революций не предвидится. Вперед будем двигаться поэтапно
Федеральный министр Андрей Фурсенко суммировал в своем выступлении приоритеты системы образования в наступающем году. Год учителя должен быть максимально использован для повышения престижа профессии педагога. Продолжится работа по улучшению ресурсного обеспечения школ, созданию современной школьной среды и архитектуры зданий. Особый акцент будет сделан на совершенствовании нормативной правовой базы, она отстает от практики, не отражая новые запросы развивающейся системы образования. Повышению квалификации и переподготовке педагогов отводится не менее важная роль. Аттестационные требования к учителям и директорам школ повысятся, но при этом будут созданы самые разные возможности для профессионального роста. В ближайшее время планируется ввести систему сертификатов на переподготовку, чтобы педагоги могли выбирать, где конкретно им повышать свою квалификацию – в ИПК, ИРО, ведущих университетах, научных центрах или на базе самых передовых школ страны. Само положение об аттестации также будет совершенствоваться. В итоге аттестация должна стать «допуском к профессии». Озвучил министр и цифры средней по России зарплаты учителя. В первом полугодии текущего года она составляла 12473 рубля, в 2005 году – 4911 рублей в месяц. В Год учителя, подчеркнул Андрей Фурсенко, должна расти и учительская зарплата.
Не надо бояться брать на себя ответственность
Если бы руководителю Рособрнадзора Любови Глебовой пришлось по стобалльной шкале оценивать уровень и качество подготовки нормативно-правовой базы по ЕГЭ в регионах, высокие баллы получили бы единицы, а многие застряли бы у границы «ниже минимального количества баллов». По итогам проверки Рособрнадзора только в одном регионе из пятнадцати она соответствовала всем требованиям. Пора действовать! Такова была главная мысль даже не доклада, а скорее обращения Любови Глебовой к высшему руководству системы образования в регионах. Годы эксперимента позади. Вопросы ответственности регионов не могут быть от А до Я прописаны в нормативной базе федерального уровня. Здесь регулируется процедура и порядок его проведения. А вот организация и обеспечение проведения единого госэкзамена лежат в региональной сфере ответственности. И здесь все должно быть разложено по полочкам нормативных актов, включая закрепление института общественных наблюдателей. Помимо серьезной доработки правовой базы у регионов должен быть конкретный план по информированию всех участников процесса сдачи ЕГЭ о том, как он происходит. Дефицит информации на пользу дела не идет.
«Не надо бояться брать на себя ответственность, – подытожил выступление Любови Глебовой Андрей Фурсенко и добавил: – мы учимся не для ЕГЭ. Единый госэкзамен – проверка знаний, полученных в ходе изучения школьного курса. Конечно, существует возможность лучше сдать экзамен, делая акцент сугубо на вопросах ЕГЭ, но это дорога в никуда. Качество образования в регионе и высокий балл по ЕГЭ – далеко не всегда одно и то же. Мы прекрасно понимаем, что когда есть огромное количество стобалльников и ни одного победителя всероссийских олимпиад, нас обманывают. И мы будем проверять такие регионы».
Управляйте событиями. Не позволяйте, чтобы они управляли вами!
О формировании единого информационного пространства и повышении профессионализма журналистов, пишущих об образовании, говорила на совещании Ирина Ган, помощник министра образования и науки РФ и руководитель пресс-службы Минобрнауки России. Кому как не руководителям региональных органов управления образованием занять активную позицию в формировании информационной политики? «Образовательных уток» станет на порядки меньше, если более ответственно работать с журналистским сообществом. На федеральном уровне для этого выстроена система семинаров и конкурсов.
«Учитель года России» выявляет лучших
Одному из самых известных и признанных конкурсов страны как индикатору качества образования в регионах был посвящен доклад главного редактора «Учительской газеты» Петра Положевца. Всероссийский конкурс «Учитель года России» за 20 лет его проведения стал системообразующим явлением в образовании, поскольку начал формировать инновационную корпорацию учительства, новые формы профессиональных педагогических сообществ и объединений. «В 2010 году несколько изменится формат по проведению конкурса по выявлению лучших учителей России в рамках ПНПО. В результате конкурсного отбора будет выявлена вместо 10 тысяч одна «золотая тысяча» учителей, – сказал Петр Положевец. – Требования к участникам не будут радикально новыми, но они станут более высокими. Экспертные комиссии получат возможность посмотреть достижения учителя на практике. Прийти на уроки, посмотреть, как педагог работает с детьми, пообщаться с родителями учеников и с самими учениками. Мы считаем, что опыт проведения конкурса «Учитель года России» поможет в проведении конкурса по выявлению «золотой тысячи». «Учитель года России» – это тот механизм, который усиливает мотивацию педагогов на самосовершенствование, творческую активность и способствует выявлению лучших».
Регионам предстоит электронный мониторинг
Директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Игорь Реморенко говорил на совещании об эффективности и современных финансово-экономических механизмах в сфере образования. Регионы, реализующие комплексные проекты модернизации образования (КПМО), завершают свою работу. Поэтому те параметры, выполнение которых регионы обещали обеспечить 2-3 года назад, переходят из разряда обязательств в конкретные ощутимые результаты проектов. Уже сейчас в большинстве регионов приняты свои системы оплаты труда, документы, определяющие статус малокомплектной школы, некоторые из субъектов РФ разработали нормативную базу по механизмам общественного участия в управлении образованием. «По завершении КПМО, – сказал Игорь Реморенко, – мы издадим своего рода библиотеку, где будут представлены нормативная база и наиболее удачные проектные решения. Теперь, когда отработаны основные социально-экономические механизмы модернизации образования, у нас есть все основания для комплексной оценки эффективности региональных подходов к модернизации образования. Мы планируем, что со следующего года все регионы войдут в электронный мониторинг «Комплексная эффективность модернизации образования». Аббревиатура КПМО уступит место аббревиатуре КЭМО».
Фото автора
До начала совещания Андрей ФУРСЕНКО и Николай ФЕДОРОВ успели побывать в Чебоксарском электромеханическом колледже, где обсудили, как действует программа опережающего обучения кадров
Комментарии