search
main
0

Все дети гении. Но у каждого своя гениальность

нна ВАХНЕЕВА, директор гимназии №1517:Не нужно бояться дерзать, и все получится В моем школьном детстве всегда были кружки и секции. Дополнительное образование сегодня имеет два вида услуг – за средства бюджета и за средства родителей. В каждой школе по-разному представлены услуги дополнительного образования с точки зрении финансирования, если честно, не могу сказать обо всем городе – такой общей информации у меня нет, но в нашей гимназии большую часть услуг – около 50 групп – оказывают за средства родителей, порядка 200 групп работают за счет бюджета. В любом случае эти услуги предоставляют (или должны предоставлять) по запросу родителей. Понятно, что если открыть кружок, который никому не нужен, то туда никто не придет. Поэтому в истории с дополнительным образованием главное – понять, что нужно детям, которые у тебя учатся, и их семьям. Это значит, нужен постоянный мониторинг, постоянные исследования спроса и предложения. Мы всегда находимся в контакте с родителями – мамами и папами, с детьми и в еще более тесном контакте с нашей образовательной программой, под которую мы можем сами создавать те или иные виды дополнительного образования. Если ребенок хочет посещать какой-то кружок и его родители с этим согласятся, то мы можем открыть такой кружок. Кстати, сегодня ребенок может получать дополнительное образование не только в своей школе, в Москве в последние годы стараются выстроить единую систему дополнительного образования.

Думаю, система дополнительного образования – это прежде всего система выбора. В последнее время появляются такие суждения, что нужно всю систему привести к одному знаменателю, но так не будет. В такой большой школе, как наша, где учатся пять тысяч детей, невозможно жить без выбора. Поэтому дополнительное образование может быть в музее, в музыкальной школе, могут быть спортивные кружки и секции в рамках гимназии. Все это может быть как досуг, как поддержка основной образовательной программы. Есть дети, которые учатся в инженерном классе, но при этом с удовольствием поют в хоре. А почему нет? Я часто отвечаю на вопрос старшеклассников, которые не понимают, зачем им в жизни тот или иной предмет, те или иные знания. Я говорю так: «Понимаешь, детка, возможно, в сорок лет ты поймешь, что не изучал историю Древнего мира, но вдруг для себя ее открыл. Откроешь и спросишь: «Мама, а почему я не изучал историю Древнего мира?» Все школьные знания – базовые знания, которые дают некоторую широту взгляда. Мы в детстве изучали много разных дат, у нас было широкое классическое образование, мы имеем представление о том, что такое история, химия, что есть предметы, которым нас не учили, – нанотехнологии, робототехника, что есть виртуальные музеи. Ребенок изучает движущихся роботов, создает виртуальный музей и даже не подозревает, что он уже на пути к профессии, что у него появляется другое мышление. Все это происходит завуалированно, и это большое искусство. Мы привыкли видеть школу и базироваться на тех знаниях, которые мы несем с собой из того самого детства, из урочной системы, на том, что нам всегда говорили, куда идти – направо, налево, все это было результативно, но при этом мы иногда сдавали экзамены, которые нам навязали сверху, плохо понимая, зачем мы их сдаем. Не было вариативности. Сейчас нашим родителям тоже сложно сделать выбор. Они ведь ждут, что кто-то их должен направить. На дне открытых дверей в нашу школу пришла моя знакомая, у которой ребенок пойдет в первый класс через год. Она сидит на уроке в третьем классе, потом дает информацию в Инстаграме, а ее подруга и ровесница пишет в ответ: «А что, так можно?» Им по тридцать лет, а они спрашивают: «Можно прийти на урок? А что, учителя можно выбрать? А что, на учителя можно посмотреть в деле?»Я каждый день вижу множество детей и думаю: очень важно учить их достижению успеха. Но ребенку нужно дать и возможность, шанс ошибиться. Узнать, что такое ошибка, уметь эту ошибку анализировать и с ней жить дальше. Потому что я твердо убеждена: люди, которые не прошли через какие-то неудачи (а ребенок имеет право на ошибку), бедны жизненным опытом. Учитель, взрослый человек, если он мудр и грамотен, об этом ребенку обязательно должен сказать. (Но сам учитель должен иметь успех, быть фанатичным, особенно в дополнительном образовании, чтобы заразить ребенка, помочь ему сделать выбор. Вузов, где бы учили таких учителей, я не знаю. Но в педагогических вузах в последнее время все приятно развернулось в сторону подготовки таких учителей.) У нас часть школьных успехов абсолютно измерима. Это оценки, это проценты выполнения работ, это баллы, полученные на государственной итоговой аттестации, это проходные баллы в вуз, победы на олимпиадах, конкурсах, фестивалях, занятые места на соревнованиях. То есть это абсолютно понятные нам успехи. Но у троечника может быть диплом на музыкальном конкурсе, и он будет замечательно учить китайский язык, потому что у него есть хороший слух и он очень музыкален. Все это переплетается с дополнительным и основным образованием. Но есть еще успех – твоя собственная удовлетворенность, то удовольствие, которое ты получил от каких-то занятий. Может быть, ты никогда не выйдешь на великие театральные подмостки, но ты так сыграл Питера Пена в своей школе, что это воспоминание будет с тобой всю жизнь. Самое главное, что после этого ты не побоишься публичных выступлений и даже не заметишь, что в системе дополнительного образования тебя научили выходить на публику. И тут не важно, в каком профильном классе ты учился, важно то, что ты приобрел такой необходимый навык.Я желаю нашим ученикам не бояться делать выбор, пробовать на вкус, на вид, на настроение, на темп и прочие другие качества мир, который есть вокруг них, в том числе в тех рамках, которые им предоставляет школа, музеи, все то, что их окружает. Даже в том случае, если они поймут, что то или иное направление, которое они выбрали, им не подходит, это тоже успех, потому что они поймут, что это им не нужно, и пойдут в другом направлении. Не нужно бояться дерзать, и все получится. Нина РОТОТАЕВА, директор инженерного лицея №439 «Интеллект»: Ребенок должен испытать чувство успеха, и оно останется с ним на всю жизньВ нашей школе учатся 700 детей, а на дополнительные занятия приезжают еще шесть тысяч из разных школ Москвы. Если мы говорим, что образование называется дополнительным, то оно должно что-то дополнять. Понятно, что оно должно дополнять основное школьное образование. Есть два направления развития дополнительного образования – мы можем развивать способности ребенка, которые в нем заложены, когда он еще маленький пришел учиться танцам, музыке, а можем дополнять возможности выбора профессии, когда он учится уже в старших классах. Могу сказать, что я против деления детей на гуманитариев и технарей, так как физики могут быть лириками, а лирики – математиками. Точно сказать ребенку изначально, кто он, какие способности у него превалируют, нельзя, так как тут можно совершить непоправимую ошибку, ведь, например, сочинения лучше пишут ребята, которые учатся в инженерных классах. Нужно просто развивать все его способности, помогать ему в этом. Я считаю, что основная цель дополнительного образования – помочь ребенку в его школьные годы попробовать себя в разных областях, для того чтоб выбрать профессию или хотя бы направление будущей деятельности. Народный артист России Олег Табаков поставил памятник своему учителю – руководителю театрального кружка, у которого, наверное, было больше возможностей для поиска и раскрытия таланта будущего актера и режиссера, нынешнего руководителя МХТ и «Табакерки». Наверное, не случайно Олег Павлович теперь открыл свой театральный колледж. В дополнительном образовании дети голосуют ногами: ребенок пришел в один кружок, позанимался там, ему не понравилось, он повернулся и ушел. Это же не урок, на котором ему нужно отсиживать обязательно. Если в школу нужно идти, это закон, это ответственность, в дополнительном образовании полная свобода выбора – сегодня ты пошел в один кружок, завтра – в другой, послезавтра – в третий. Мы часто обсуждаем дополнительное образование как занятия танцами, музыкой, пением, а ведь сегодня есть кружки по нанотехнологиям, моделированию, по микробиологии, и детям это интересно. Сейчас создают технологии, позволяющие изучать, например, физику и биологию, химию и еще какой-то предмет, это то, что называется конвергентностью наук. Мы, учителя, сто лет говорили о межпредметных связях, но у каждого учителя есть своя четкая программа, свои четкие параметры, по которым он должен научить ребенка и довести его до выпускного экзамена. Система дополнительного образования тоже имеет свои программы по каждому профилю. Эти программы формируют в зависимости от направления. В нашем центре есть естественно-научное направление, поэтому если мы говорим о таких технических предметах, как нанотехнологии или микробиология, то эти программы пишут преподаватели, а утверждают методический центр и директор школы в любом случае. Мы проводим различные эксперименты, подтверждая те знания, которые дети получают на предметных уроках в школе по физике, химии, биологии. Например, мы провели такой опыт: взяли десять йогуртов и исследовали их на наличие полезных структур, в итоге выяснили, что только в восьми из десяти йогуртов присутствуют живые биологические элементы, а в остальных – плесневые грибы. Приходя в наш музей, дети могут попасть в театр занимательной науки, в котором учитель показывает на интересных опытах и рассказывает на интересных примерах те законы, которые действуют. Это учитель физики, влюбленный в науку, в педагогику, учитель года Москвы Сергей Кириллов, который с этим театром объехал уже половину России. Сначала, когда он работал в школе, вместе с учениками был создан театр, затем такой уникальный театр он создал и в нашем лицее.Мы часто слышим, что детей надо учить выбору, я думаю, лучше научить их успеху. Когда ребенок что-то делает, если он получил чувство удовлетворения, радости, если его похвалили, если он выиграл конкурс, это должно с ним остаться. Все остальное у нас очень быстро забывается, а то, что у нас получилось по литературе, по математике, в проектной деятельности, какая-то значимая победа, в памяти остается надолго. Ребенок будет стремиться испытать чувство успеха, так как это чувство всегда полезно. Я желаю нашим детям, чтобы они при обучении в школе и на занятиях в системе дополнительного образования имели возможность попробовать себя в различных ролях при работе, при получении какого-то успешного результата, чтобы дальнейший выбор профессии был для них более осознанным, чтобы они прекрасно знали, для чего нужна физика, для чего – математика, для чего – скучные занятия и как они потом могут пригодиться.Наталья ПРАВДИНА, психолог, эксперт по позитивному мышлению:Все взрослые люди родом из детстваКогда нужно поддержать человека, мы предлагаем ему вспомнить его детские успехи, какие-то грамоты, которые он тогда получил, первое место на олимпиаде, которое он занял. Все это работа на достижение позитивного результата в своей жизни. Пусть у него будет лучше комплекс отличника, чем комплекс неудачника. Нормальный человек – гармоничный человек.По специфике своей работы я очень часто общаюсь со взрослыми людьми, которые с детства имеют проблемы: человек не уверен в себе, он не знает, какую дорогу ему выбрать, он не имеет понятия о том, как быть счастливым, потому что его этому не научили. Я занимаюсь прежде всего тем, что помогаю взрослым людям решать те их проблемы, которые должны были быть решены в детстве. Прежде всего я уверена, что дополнительное образование ребенку необходимо, и чем раньше начинать, тем лучше. Это касается и спорта, и литературных кружков, и художественного творчества. Ребенок на самом деле знает больше, чем мы, взрослые. Его надо просто спрашивать и ни в коем случае не загонять палкой на те или иные дополнительные занятия. Все мы разные. Я всегда прекрасно писала сочинения по литературе, а с математикой у меня всегда были проблемы. Не думаю, что, если бы я больше училась в каких-то технических кружках, у меня с математикой дела шли лучше. Ребенок всегда знает, что ему больше нравится, хоть в три года, хоть в пять лет. Если он потянется к карандашу, то понятно, что ему по душе. Мне кажется, нельзя загонять человека в какую-то систему подготовки в вуз. Может, он этого не хочет, но вынужден туда идти, потому что так сказала мама или так сказал папа, дескать, у нас такая семья, и ты тоже будешь летчиком или инженером, архитектором или юристом. А он хочет стать артистом, обязательно им станет, а если не станет, то это может стать трагедией всей его жизни. Если ребенок молчит и не говорит, что ему нравится, нужно задать ему вопрос: «Что тебя делает счастливым?» У каждого человека все равно есть свое предназначение. Если маленькая девочка любит готовить, что с ней ни сделают, она все равно будет говорить, что станет поваром. Уверенность в себе у ребенка надо развивать с детства. Я бы добавила в школе такой предмет, как психология, и даже позитивная психология, как предмет исследования личности, как философия, причем уже в начальной школе – с третьего-четвертого класса. Хочу пожелать нашим детям, чтобы они имели замечательных, ярких, неравнодушных, талантливых учителей, которые сами были бы при этом счастливы. Такой учитель может повести ребенка за собой и привить чувство успеха. Ребенок должен на всю жизнь запомнить такую формулу: «Чем больше я работаю, тем успешнее я становлюсь!»Роман ДОЩИНСКИЙ, член Общественной палаты РФ, учитель русского языка и литературы: Есть проблема в межведомственном взаимодействииОчень важно понять, кто занимается с детьми в системе дополнительного образования, потому что это возвращает нас к пониманию того, есть ли вообще эта система. Первое условие существования системы – наличие кадров, которые специально для этого подготовлены, но в нашей стране нет вузов, которые выпускают специалистов, название которых «педагог дополнительного образования». Речь идет не просто об учителе, а о педагоге дополнительного образования, который работает с детьми во второй половине дня и отвлекает их от неблаговидных занятий. Это, конечно, может быть робототехника, а может быть лепка из соленого теста, макраме или что-то еще. Главное, что мы можем отвлечь ребенка от другой, теневой стороны жизни. В советское время это хорошо понимали и развивали систему дополнительного образования. Сегодня если человек имеет определенные способности, более или менее ориентируется в педагогике и психологии, прошел какие-то курсы, он может заниматься с детьми в системе дополнительного образования. Должен ли он иметь при этом высшее образование или не должен, это уже вопрос к специалистам конкретно в области дополнительного образования, но если этот педагог имеет склонности к фотографированию и разбирается в фотосъемке, то его могут принять на работу в кружке. Второе условие – это интерес и свобода творчества. Ребенок может в системе дополнительного образования на равных общаться со взрослыми людьми. Да, есть определенная субординация, но она уже выстраивается личными взаимоотношениями.Система дополнительного образования разнообразна, например, музыкальные школы тоже система дополнительного образования. Но нынче проблема заключается еще в межведомственном взаимодействии. Отдельные элементы системы дополнительного образования, если мы говорим об учреждениях, существующих отдельно от школ, находятся в разном подчинении: у Министерства культуры РФ, у Министерства спорта РФ. В результате система получается очень раздробленной. Как можно говорить о единой системе, если она подчинена разным системам и разным лицам? Если мы говорим о системе дополнительного образования, то, думаю, она должна быть как-то централизована.Сегодня очевидно одно: для формирования личности ребенка дополнительное образование гораздо важнее общего образования. Поэтому надо приложить все усилия и достичь той планки, которую в свое время в майском указе обозначил Президент РФ, – 75 процентов детей должны быть охвачены дополнительным образованием до 2018 года. Александра КАЗАЧКОВА, заместитель генерального директора по развитию музея занимательных наук «Экспериментариум»:Детям нужно прививать вкусДополнительное образование действительно нужно ребенку, чтобы заинтересовать и показать ему всю широту возможностей, которые ему предлагает мир, то, что можно быть архитектором и физиком, балериной и художником, словом, кем угодно. Но для того чтобы он это прочувствовал и понял, ему надо попробовать это максимально широко и в полном объеме. Сделать все это только в рамках обычного школьного образования просто невозможно. Мы абсолютно частная структура. Мы рассказываем детям о многообразии мира. У нас есть уже два музея. Первый – «Экспериментариум» – мы открыли четыре года назад, весной 2015 года мы открыли второй музей – биологический – «Живые системы». Это интерактивные экспонаты, мы показываем, как действуют законы физики, проводим мастер-классы, дети все могут увидеть, попробовать в реальном времени. У нас есть как экспозиции, так и околоэкспонатная работа – различные тематические экскурсии, шоу-программы. Детям больше всего нравится наш экспонат «Контактная стена», состоящая из множества палочек, движущихся в двух направлениях, тут можно создать отпечаток себя самого. Есть экспонат, с помощью которого мы объясняем, как действует закон Бернулли, как летают самолеты.Процесс приобретения знаний и познания приятен и интересен. Ребенку в принципе нужно прививать вкус к тому, что получать любые знания из всего окружающего мира – это очень круто, это гарантирует, что тебе никогда не будет скучно с самим собой, друзьями, с кем угодно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте