Заместитель мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольга Голодец провела пресс-конференцию, посвященную окончанию учебного года, и высказала свое мнение по актуальным проблемам столичного образования.
О программе развития образования МосквыТакая программа в первом чтении рассмотрена на заседании Правительства Москвы, до середины сентября она должна пройти публичное обсуждение, в котором могут принять участие и родители, и представители общественности. Все, кто не равнодушен к судьбе столичного образования, кому небезразлично будущее наших детей, могут внести свои предложения в окончательный текст программы, дать свои комментарии. Программа будет определять развитие столичного образования до 2016 года, это масштабная программа, рассчитанная по годам и подкрепленная финансовыми ресурсами.О детских садах и демографическом вызовеСегодня сильно меняется демографическая ситуация, детей, что родились в прошлом году, – 126800 человек. Мы рады такому росту, но теперь есть огромная задача – обеспечить прежде всего доступность образования для каждого москвича. На сегодняшний день программа развития сформирована таким образом, чтобы по годам обеспечивать юных москвичей местами соответствующего комфорта и качества в дошкольных учреждениях, в школах, в учреждениях профессионального образования, которые необходимы для ведения нормального образовательного процесса. Задача очень сложная, потому что, например, только в дошкольных образовательных учреждениях число мест до 2016 года должно увеличиться с 363000 до 497000. Это огромная задача, к ее решению мы готовы, ресурсы на каждый год просчитаны, просчитано то, сколько будет строиться детских садов, сколько детских садов будет передано из ведомственных учреждений. В этом году будут сданы 85 новых ДОУ, сегодня мы по программе уже сдали 17 детских садов, нам передают ведомственные здания детских садов и те здания, которые использовались под другие цели: уже переданы 19 зданий, в течение лета мы ожидаем еще 15, до конца года будут возвращены около 60.То же самое по школам. Сегодня в Москве чуть больше 700 тысяч школьников, к концу 2016 года их будет 915 тысяч. Программа выверена с точки зрения создания новых учебных мест для того потока школьников, к которому мы готовы и будем принимать каждый год.Равнение на мегаполисыДля нас важна тема качества московского образования. Сегодня столичное образование обладает серьезным потенциалом, в том числе для того чтобы образовывать наших детей на высоком качественном уровне. Сегодня мы действительно сравниваем московское образование не только с системами образования в регионах России, но и с системами образования крупнейших мегаполисов мира, четко понимая, в чем заключается наше преимущество и каким может быть московский стандарт качества образования. Москва готовится к переходу на новые стандарты преподавания в младшей школе, мы ставим перед собой довольно серьезные амбициозные задачи по изменению качества преподавания и переосмыслению подходов к качественному преподаванию точных и естественно-научных дисциплин, по формированию новой материально-технической базы. В программе сказано о том, сколько и в каком году будет переоборудовано различных учебных кабинетов (физики, химии, биологии), каким образом будет меняться подготовка преподавателей. Таким образом, мы надеемся, что до 2016 года нам удастся в полном объеме реализовать те задачи, которые ставим по изменению стандарта качества образования. По качеству образования нужно сказать, что меняется сам принцип образования, оно становится более сфокусированным на индивидуальных особенностях каждого ребенка, и процесс обучения будет меняться – от простого запоминания и выучивания к познанию, к теме успешности, социализации каждого учащегося. Это серьезная задача, она потребует изменения включенности в сам процесс образования всего сообщества.Успешной ли будет наша программа, зависит от всех нас, не только от тех людей, которые работают в Правительстве Москвы, в Департаменте образования, должно измениться отношение к воспитанию и образованию всего общества: и родителей, и самих детей. Если мы этого добьемся, в этом и будет наш успех.О погружении детей в культурную средуМы живем в Москве, поэтому связь школьной программы с музеями, театрами, со всей инфраструктурой, доступность научных сотрудников, выдающихся деятелей театра, кино для каждого школьника, для нашей массовой школы – существенная деталь, существенный компонент московской программы развития образования. Именно эта часть программы формирует серьезное отличие московского школьника от любого другого школьника в России. Мы намерены это преимущество использовать в полной мере.Об окончании учебного годаМы подводим итоги года прошедшего: и результаты ЕГЭ, и побед в олимпиадах. В этом году у нас 44 тысячи ребят окончили школу, в ЕГЭ принимали участие 52400 человек (вместе с выпускниками прошлых лет и студентами колледжей). Более трех тысяч медалистов, 319 победителей и призеров Всероссийской и Московской предметных олимпиад, 441 стобалльник – таковы успехи столичных московских школ. Традиционно Москва дала больше стобалльников, чем было в прошлом году, столица лидирует среди всех регионов России. Удельный вес стобалльников по численности сдающих ЕГЭ в России, например, по литературе в Москве составил 20 процентов, по английскому языку – 90 процентов. У нас традиционно хорошие результаты по таким предметам, как биология, химия, география. 16,6 процента мы имеем по математике, что хорошо, но на самом деле мы ожидаем, что в следующем году по математике результаты будут лучше. Мы приложим все усилия, чтобы по математике в массовой средней школе ребята показали лучшие результаты. Математика – ключевой предмет, по внутренним оценкам, в столице средний уровень показателей по этому предмету должен быть другим, более высоким. У нас для этого есть основания и соответствующий ресурс, мы работаем с ведущими вузами России, преподаватели проходят переподготовку, для того чтобы во всех школах (и в гуманитарных тоже) у детей был хороший уровень знаний по этому предмету. В ближайшие годы мы переоснастим и дооснастим школы компьютерами, подключим их к широкополосному Интернету, чтобы все образовательные учреждения могли вести программы электронного дневника и электронного журнала. В 2011 году из столичного бюджета на систему образования выделено 202 млрд рублей, из них 3 млрд рублей пойдет на текущий ремонт учреждений образования, 8 млрд рублей – на благоустройство пришкольных территорий, оборудование спортивных площадок и стадионов, почти 1,5 млрд рублей отведено на закупку компьютеров, интерактивных досок, видеокамер, сканеров для начальных классов, которые с 1 сентября начнут работать по новым федеральным образовательным стандартам.О нарушениях при сдаче ЕГЭПри сдаче ЕГЭ в этом году были проблемные точки. Всех волнуют те нарушения, которые случились. Сейчас идут серьезные следственные действия правоохранительных органов. Самое серьезное нарушение при сдаче ЕГЭ было зафиксировано на Северо-Востоке в школе №958, где вместо ребят, учившихся по системе экстерната, экзамены сдавали студенты МФТИ. Вывод, который следует из этого, – ужесточение отношения ко всем должностным лицам, которые ответственны за допущенные нарушения, сегодня шесть сотрудников системы образования города, замешанных в скандале со сдачей студентами, сдававшими ЕГЭ вместо школьников, уволены. В процессе внутрислужебного расследования мы попытались сами ответить на вопрос, какие нужны меры для того, чтобы в будущем избежать таких случаев. Мы считаем, что надо ужесточить требования и к тем, кто учится в экстернате (их в Москве около 3000 человек). В связи с этим будет разработан целый комплекс мер, усилен контроль за тем, как они проходят через различные системы тестов, проверок, нужно понимать, кто учится в экстернате, как и почему. Еще одна задача – вовлечение большего числа общественных наблюдателей при сдаче ЕГЭ, привлечение в общественные наблюдатели действительно независимых и заинтересованных людей, для которых существует непреложная система ценностей. Гражданское общество должно быть заинтересовано, чтобы ЕГЭ наши дети сдавали честно. Весь вопрос сегодня в том, готовы ли мы навести порядок в сдаче ЕГЭ. В Москве были выявлены 7 нарушений – у 5 детей были изъяты мобильные телефоны, они были удалены с экзамена, у них была возможность пересдать экзамен, и они его пересдали, двое выпускников, которые были удалены с экзамена за наличие мобильных телефонов, пересдать экзамен не смогли, так как экзамен по необязательным предметам не пересдается. У нас в работе еще 9 случаев зафиксированных нарушений – пересылка заданий из Интернета, по ним идет расследование, и в ближайшие дни комиссия примет решение – аннулировать ли результаты сдачи ЕГЭ или нет, аттестовать нарушителей или нет.О степени честности обществаЯ считаю, что вопрос должен быть поставлен шире, чем просто анализ нарушений. ЕГЭ – это не проблема системы образования, тут можно задать вопрос обществу: мы готовы сделать так, чтобы этот экзамен был честным? Даже обсуждение той проблематичной ситуации, когда нарушение было зафиксировано, когда оно было очевидным, когда были задержаны студенты, сдававшие экзамен за выпускников школ, раскололо общество, общественное мнение. Но мы не вправе отбирать места у тех ребят, которые достойны учебы в вузе, в пользу тех, кто действует нечестно. Мне было очень горько, когда я узнала, кто пошел на те нарушения, о которых мы говорим, – элита нашего студенчества. Девочка, которая позволила себе такой поступок, несколько лет назад победила на Международной олимпиаде по физике, она единственная в России имеет такой результат. То, что элита нашего студенчества позволяет себе таким способом нарушать нормальные основы гражданского общества, то, что сегодня нет в обществе единой позиции по отношению к такому проступку, не может не настораживать. Я предлагаю начиная с сентября 2011 года организовать серьезную дискуссию, мы уже создаем рабочую группу по общественной экспертизе ЕГЭ. Или мы (дети, родители, педагоги) согласимся с тем, что должны быть честными, нетерпимо относиться к каждому такому случаю, или эта война с нарушениями будет бесконечной.
Комментарии