Многие дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Почему так происходит? Возможно, малыши таким образом пытаются высказать то, чего пока не могут сообщить словами, и поэтому выражают это в рисунках. Рассматривая их, можно понять, каково представление ребенка о том, что он узнает, с чем знакомится каждый день. Часто дети высказывают в собственных рисунках свои чувства – восторг, радость, а порой и грусть. Взрослые – педагоги, воспитатели, родители – нередко не обращают на это внимания или воспринимают страсть ребенка к рисованию как простое бумагомарание, говоря при этом: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Другие родители ограничивают ребенка в подобных забавах, с их точки зрения бессмысленных и бесполезных. А то и вовсе запрещают, потому что малыш может рисовать на чем угодно – на стенах, шкафах, скатерти, на столе, а то и на своей одежде. То и другое говорит о невнимании взрослых к внутреннему миру ребенка, к его душе, которая переживает период формирования.
В егорьевском детском саду «Радуга» взрослые относятся к этому детскому увлечению со всей серьезностью. Педагоги, воспитатели, психологи хорошо понимают, что благодаря такому творчеству малыши познают себя, при этом получают развитие своих способностей. И потому здесь тягу ребенка к рисованию включили в процесс воспитания, для чего используют специальную программу художественно-эстетического воспитания. Она основана на старинном народном промысле – гуслицкой росписи, искусстве орнамента, очень близкого и понятного детям. Эта роспись появилась в семнадцатом веке в Гуслицкой волости, куда входил и Егорьевск. В те времена здесь селились староверы, гонимые властью. Гуслицкой росписью украшались рукописные певческие книги – буквицами, заставками в виде растительного орнамента, исполненного в особой манере, где использовалась характерная цветовая штриховка. Занятия росписью стали промыслом, элементом культуры, которой отличались семьи старообрядцев. Образ орнамента заимствован у природы – это своеобразное изображение цветов, ягод и птиц. Переписывали книги во многих крестьянских семьях в деревнях, расположенных по реке Гуслице, откуда и название. Увлеченные перепиской книг, жители края были почти поголовно грамотными. Гуслицкая роспись имеет общие черты со знаменитой Гжелью и существовала до начала ХХ века, когда массовая печатная книга вытеснила рукописную.Сейчас предпринимаются попытки возрождения гуслицкой росписи. В этом участвуют и педагоги детского сада «Радуга», который стал базовым по художественному воспитанию дошкольников. Педагоги приняли участие в акции Егорьевского историко-художественного музея «Провинциальный эксперимент», в котором ознакомились с техникой гуслицкой росписи. Теперь они со знанием дела этому учат своих воспитанников. Гуслицкая роспись близка к детским рисункам, легко привлекает их внимание, и потому она особо понятна дошкольникам. Педагог Ирина Полякова обычно предлагает каждому ребенку сделать свой рисунок буквицы таким, каким он себе его представляет. Каждый придумывает свой особый образ буквицы, свой растительный орнамент. Рисунок карандашом, штриховка требуют умения, поэтому получается не сразу, постепенно накапливается опыт. Рисование орнамента, буквицы требует от малышей особого внимания, сосредоточенности, усидчивости и, конечно, трудолюбия. И все это у них развивается как бы само собой. При этом ребенок постигает искусство каллиграфии. Совместно с родителями дети придумывают сказки, загадки, в которых героями являются буквицы. Им нравится рисовать цветы, ягоды, завитки. Это гораздо интереснее, нежели выводить в тетрадке скучные палочки и крючки. Гуслицкие художники писали киноварью и черными красками, дети рисуют карандашом и гелевыми ручками. Они, как и старинные мастера, учатся сочетать разные цвета, которые использовались в гуслицкой росписи. Раскрашивают цветы, ягоды во все цвета радуги – розовым, малиновым, красным, синим, бирюзовым, голубым, желтым, оранжевым цветом. Такой яркий цветовой орнамент выражает настроение маленьких художников, творчество приносит малышам радость. Дети сами придумывают фантастические растения, невиданных по окраске птиц. Все это развивает художественный вкус, воображение, творческое мышление. «Радуга» – базовый детский сад по художественному воспитанию дошкольников в Егорьевске, участник и победитель многочисленных городских, районных, зональных, всероссийских и международных образовательных и творческих конкурсов. Конечно, эти победы отмечены многими грамотами и дипломами. Среди них диплом I степени, полученный на международном конкурсе «Лучшие в образовании» в номинациях «Педагогическая слава» и «Лучшие педагогические коллективы». Многие награды отмечают достижения коллектива в художественно-эстетическом воспитании детей. И внешне он выделяется своим оформлением, в котором использованы образы русского народного творчества и гуслицкой росписи. По мнению заведующей детским садом Натальи Викторовны Байковой, задачи трудового, художественно-эстетического и патриотического воспитания дошкольников тесно связаны между собой. Поэтому специальная программа художественно-эстетического развития путем приобщения к истокам народной культуры имеет особую ценность. Благодаря гуслицкой росписи дети знакомятся с настоящим искусством, начинают понимать его истоки, формируются как личность. Можно сказать, что воспитанники «Радуги» участвуют в возрождении гуслицкой росписи. Многие из них, поступив в школу или гимназию, продолжают заниматься этим творчеством.Художественное направление не единственное, чем отличается детский сад «Радуга». Здесь многое делается для полноценного физического развития детей. Созданы хорошие условия: есть музыкально-спортивный зал, разные тренажеры, футбольное поле и спортивные площадки. Детям скучать некогда, они веселы, активны и заняты полезным делом.
Комментарии