search
main
0

Всадник без головы,. или Как восстановить единое целое

Директор Губернаторского Светленского лицея Томской области народный учитель РФ Александр Сайбединов часто называет себя директором «не такой школы», имея в виду не статус, а особый путь, уникальную модель образовательного учреждения, гармонично соединившую систему общего образования и авторскую систему творческого развития личности. О своем пути к «не такой школе» Александр Геннадьевич рассказал на межрегиональной конференции в Томске, собравшей экспертов и специалистов системы дополнительного образования Сибирского федерального округа.

В нашем образовании сегодня можно, если постараться, получить статус экспериментальной, инновационной, лучшей школы… Но найти, а тем более сохранить свой осознанный путь гораздо сложнее.Почему же мы все так озаботились поиском, мы что-то потеряли? Конечно! Целостность образования, которое в лихие девяностые рассекли на основное и дополнительное. При этом дополнительной стала наименьшая часть – голова, где зарождается главное – идеи, творчество. А основная, безголовая часть стала мгновенно неуправляемой и движется только в одной ей понятном направлении, обучая детей из последних сил «чему-нибудь и как-нибудь».Сегодня я бы хотел поделиться не только своим пониманием проблем основного и дополнительного образования, но и предъявить целостную гармоничную образовательную модель, в которой нет как самих терминов «основное» и «дополнительное», так и педагогически неграмотного, а точнее невежественного, доминирования вторичного над первичным. В основе инновационного опыта лицея лежит потребность решения проблем современного общества и современного образования, часть из которых настолько стары, что превратились в стереотипы.Стереотип первый: «Мы уверены, что знаем, какие уроки в школе главные…»Глобальная проблема современного образования – это диалектическое несоответствие существующих приоритетов образования, или так называемых основных уроков, неизменным приоритетам самой человеческой жизни.Если сейчас даже в нашем педагогическом сообществе провести рейтинг учебных предметов, то он будет выглядеть примерно так. Вначале точные науки, затем гуманитарные, после уроки естественно-научного цикла, а замыкать список будут прочие предметы, в числе которых физкультура, труд, музыка и так называемое рисование. В самой же жизни человека приоритеты расставлены в совершенно ином порядке. На первом месте стремление к красоте как желание сделать свою жизнь и мир вокруг себя лучше. В школе эта важная образовательная область, формирующая творческую, созидательную личность, практически отсутствует.Парадокс доминирования вторичного над первичным – это серьезнейшая проблема в восприятии приоритетов образования. Системе образования уже пора стать более образованной и переосмыслить искусственное первородство учебных предметов в школе.Стереотип второй: «Школа – это только классно-урочная система…»Великий Ян Амос Коменский и не подозревал, что его «Великая дидактика» станет чем-то вроде Библии, Корана или Талмуда для системы образования. Если бы он предположил, что все то, что он изречет как учитель, превратится в Вечную модель школы, он бы, без сомнения, испугался, так как система образования в отличие от других институтов общества не может быть до такой степени статичной и консервативной. Отлаженный, но устаревший часовой механизм не способен эффективно отсчитывать стремительно бегущее время третьего тысячелетия.В эпоху, когда носителями знаний были очень немногие, данная система помогла появиться в обществе социальному классу учителей как абсолютному, единственному и системному носителю развивающей информации. Современное же поколение, живущее в безграничном информационном поле знаний, требует от учителя уже не столько развивающей информации, которой у него более чем достаточно, сколько осмысления этой информации и развивающего мировоззрения. Важно понять, что классно-урочная система передачи знаний в эпоху высоких технологий, когда цивилизация живет на границе зарождения искусственного интеллекта, не только малоэффективна и архаична, она еще и вредна, как избыточная пища для полного желудка. Возможно ли отправить эту систему на свалку педагогической истории? Вероятно, возможно, но не нужно! Важно ее изменить: вывести из классно-урочной системы информацию и элементарные знания в другое – цифровое пространство, а ввести туда Нового учителя, но уже как носителя ценностей, как персонально-образовательных, так и мировоззренческих. Важно понять на новом витке развития цивилизации, что школа – это не место, где детей учат, это место, где дети учатся, а это уже совершенно иное образование.Понимание этого позволяет на опережение открыть новые возможности для системной интеграции общего и дополнительного образования.Стереотип третий: «Нет пророка в своем Отечестве…»Стереотип древний, как библейская истина, но грустно, что он распространяется не только на взрослых, но и на наших детей и, что еще хуже, на наши школы. В этом нет вины учителей, которым действительно порой сложно разглядеть сидящего в классе юного Ломоносова, Моцарта или Маркеса. Система образования, как и прежде, инертно нацелена на всеобщее среднее образование… среднее во всем. В то время как система дополнительного образования направлена на выявление, развитие и поддержку талантов и способностей учащихся. И эти функции сегодня выполняют всевозможные ДЮСШ, ДХШ, ДМШ, отдаленные в прямом и переносном смысле от главного дома учеников – школы, и чаще всего за дополнительные деньги…Именно эти проблемы легли в основу научного и педагогического поиска, который привел меня к новому осмыслению содержания образования, новым учебным программам, новой структуре многоуровнего обучения и в итоге к новой модели образовательного учреждения «Губернаторский Светленский лицей».Решение первое: внедрение иного содержания образования.Идея очень простая и не новая – запрячь в одну упряжку коня и трепетную лань: уравновесить в образовательном процессе искусство и знания, творчество и обучение. Только почему-то это никогда не удавалось, а если и удавалось, то трепетная лань больше напоминала корову в пристяжке, которая с ошалевшими от удивления глазами спрашивает: «А я-то вам зачем?»В лицее получилось! Запрягать их вместе было просто не нужно, нужно было понять, что задачи у них разные: у коня – отвезти знания из точки А в точку Б, а у лани – свободно носиться в этом пространстве, открывая всем глаза на красоту и гармонию мира.Мы принципиально изменили содержание образования. В основе его формирования лежит качественный баланс естественно-научного и художественно-эстетического образования. В учебный план были введены 20% уроков художественно-эстетического цикла, тогда как в обычной школе это не больше 5%. Все предметы художественно-эстетического цикла ведутся по моим авторским программам, предполагающим обучение с 1‑го по 11‑й класс. В итоге был получен ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ – при увеличении учебной нагрузки по творческим предметам успеваемость по той же математике, физике, химии повысилась. Многолетние исследования показали, что у ребят, которые регулярно занимаются в системе художественно-эстетического образования, успеваемость растет. И даже если применить такой измеритель качества работы школы, как ЕГЭ, то и здесь на протяжении всех лет наши результаты выше областных и всероссийских, и это притом, что принцип набора в лицей массовый.Светленский лицей – это не школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Это школа, где в равной степени развивается творческое мышление и формируется научное мировоззрение учащихся, где созданы условия для эффективного влияния творчества, творческого мышления на процесс обучения и воспитания в целом.Решение второе: создание модели многоуровневого обучения.Многоуровневая модель обучения – это качественно новая модель организации образовательного процесса, которая позволяет не зависеть от недостатка часов на получение образовательного результата в той или иной области. Надежно обеспечивая необходимыми навыками и знаниями во всех образовательных областях всех учащихся, она создает системные условия для индивидуального и глубокого погружения ученика в выбранную область с учетом его желаний и способностей.Структура обучения состоит из трех уровней, создающих условия для творческого развития учащихся.Если знания представить как поток культуры, который должен дать определенные результаты, то первый уровень (обязательное обучение – уроки) обеспечивает процесс поглощения потока культуры в виде содержания образования.Второй уровень – это осмысленное погружение в культуру, где поток дополнительных знаний становится более системным и модульным, появляется потребность создания новых ученических институтов, построенных на ситуации выбора. В лицее более сорока внеурочных творческих формирований по разным образовательным направлениям.Третий уровень – этап воспроизводства культуры, уровень элитарного образования, который является естественным олимпом творческого развития, подтверждающим ресурс ученика.В лицее работают научные лаборатории и творческие мастерские. Есть свои ДХШ, ДМШ и многое другое, что предполагает системное соединение урочной и внеурочной форм получения знаний. Кроме того, это полностью укладывается в логику профильного и предпрофильного обучения с возможностью давать начальное профессиональное образование, что мы успешно и делаем. При этом в лицее нет платного образования и льготного финансирования, все в рамках ставок внеурочной работы.В модель массовой школы гармонично интегрировано интернатское отделение для одаренных детей, позволяющее добиваться еще более высоких результатов обучения в условиях стационарного проживания. Сегодня у нас учатся дети не только из самых отдаленных районов Томской области, но и из Красноярского края, Кемеровской области, Забайкальского края.Внедрена эффективная концепция школы как единого информационного пространства, где среда обучения является по праву еще одним Учителем лицея.Результатами деятельности лицея важно считать не только и не столько внешние достижения учащихся и учителей, выраженные в победах, сколько глубинные изменения, связанные с решением системных проблем современного образования.Какие проблемы нам удалось решить:- проблему содержания образования;- проблему малой эффективности профильного обучения;- проблему выявления и поддержки одаренных детей;- проблему дополнительного образования;- проблему духовного, нравственного воспитания;- проблему доступности образования;- проблему допрофессионального образования.По сути, модель лицея объединяет образовательные функции нескольких учреждений – общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования, интерната для одаренных детей, и ее экономическая целесообразность очевидна.В современной школе недостаточно диалога, творчества, счастья от процесса собственного развития ученика, недостаточно эмоционального образования. И я сегодня хочу заявить его как новый педагогический термин. Очевидно, что традиционного предметного политехнического образования, созданного на заре технического прогресса и необходимого для его поддержания, сегодня уже недостаточно, оно бессильно и мало полезно на новом уровне развития цивилизации, которая нуждается не только в знаниях, но и в человеке, способном их правильно использовать. Сегодня необходимо зарождение нового эмоционального образования. И именно так я хотел бы назвать образовательный процесс в Губернаторском Светленском лицее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте