Система среднего профессионального образования Москвы в настоящее время испытывает серьезное воздействие со стороны коренных структурных изменений рынка труда. А гостиничная и туристическая сферы являются теми отраслями экономики, которые практически мгновенно откликаются на происходящее в жизни общества. Работодатель хочет получить выпускников, способных критически мыслить. Поэтому мы должны готовить специалистов, с одной стороны, хорошо подготовленных теоретически, а с другой – обладающих высокими профессиональными компетенциями, которые востребованы на данный момент индустрией.
Практика показывает, что решение вопросов подготовки кадров для индустрии гостеприимства не может зависеть только от усилий самих образовательных организаций. И многие профессиональные ассоциации и объединения все больше откликаются на эти вызовы и активно взаимодействуют с техникумами и колледжами.
Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23 один из старейших в Москве, нам уже более 100 лет. Но традиции без новаторства – ничто. А гостиничный сервис – это одно из наиболее разносторонних и быстро развивающихся направлений. Почему? Да потому что современный менеджер, работающий в отельной индустрии, должен знать все стороны работы предприятия, что подразумевает широкий круг получаемых знаний в области управления персоналом, обслуживания гостей и др.
Будущие профессионалы сферы гостеприимства для успешной работы должны развивать в себе лидерские качества, навыки администратора, знание схем работы этого бизнеса в различных регионах. Работа в межкультурной среде требует от менеджеров коммуникативной компетентности.
Мы поощряем студентов не только получать специальные знания, но и отрабатывать навыки коммуникации, быть внимательными к деталям, культурным особенностям разных стран, психологии клиентов. Но самое главное – мы стараемся научить наших ребят мыслить нестандартно, принимать решения в самых, казалось бы, неразрешимых ситуациях, и делать это так, чтобы посетитель, клиент отеля не ощутил никакого неудобства. А это значит, что в нашей программе обучения присутствуют различные психологические тренинги и мероприятия, потому что, только решая практические задачи, можно «потрогать профессию руками».
Именно поэтому – кстати, в этом отличительная особенность среднего профобразования – у нас большое внимание уделяется практике. Среди наших социальных партнеров такие без преувеличения ведущие гостиничные комплексы города, как Hilton («Хилтон»), «Лотте Отель Москва», Mövenpick Moscow Taganskaya, «Космос», «Азимут» и другие, наши ребята там постоянно проходят практику, многих выпускников с удовольствием берут на работу.
И самое главное – у колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента (наш колледж единственный в России такой!) есть собственная гостиница, где студенты отрабатывают практические навыки будущей специальности, и дом отдыха для педагогов-ветеранов Москвы, в котором наши ребята проходят практику без отрыва от учебы.
В КИГМ 23 также есть центр профессиональных квалификаций – структурное подразделение колледжа, которое предоставляет возможности для корпоративного обучения сотрудников для организаций различных отраслей сферы услуг – от клининговой индустрии до кадров для ЖКХ.
Программа развития колледжа предусматривает совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров и работу образовательно-производственного кластера. А для этого колледж оснащает новейшим технологическим оборудованием учебно-тренинговые лаборатории. В общем, для успешного обучения у нас есть многое: и материальная база, и проектная деятельность, и сотрудничество с ведущими компаниями и предприятиями. Так, например, нашим давним партнером является Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК), в которую входит более 70 современных предприятий клининговой отрасли России. Современный клининг – это целая индустрия со своими технологиями, специализированными химическими составами, квалифицированным персоналом. Также КИГМ 23 – единственная образовательная организация в Москве, которая готовит специалистов по такому направлению, как «Сервис по химической обработке изделий», персонал для предприятий профессиональной химчистки.
Развитие современного профессионального образования сегодня должно строиться на основе эффективного партнерства государства и бизнеса. Плюсами такого сотрудничества являются единые стандарты обучения и дополнительная финансовая поддержка, с одной стороны, и знания, максимально приближенные к запросам бизнеса, – с другой.
Таким образом, тесное сотрудничество образовательной организации СПО и промышленного предприятия должно обеспечить высокий уровень конкурентоспособности выпускников колледжа за счет постоянной ориентации образовательных программ на наивысшие критерии профессиональной квалификации работников, повысить их профессиональную гибкость и мобильность, а также позволит объединить интересы работодателей, организаций среднего профессионального образования и самих выпускников.
Существует определенная стандартизация индустрии гостеприимства и менеджмента. И это правильно. Потребитель должен быть уверен в безопасности продукции и услуг, и именно для этого существует стандарт – нормативы. Однако каждому человеку, например посетителю отеля, ресторана или предприятия обслуживания, интересна некая изюминка, которая привлечет его, даст возможность выбрать из огромного спектра заведений то самое, любимое. Этому мы стараемся научить своих студентов в теории и на практике.
Индустрия гостеприимства сама по себе предоставляет множество вариантов для развития, студент сам выбирает свою траекторию. Можно пойти по пути управления персоналом, маркетинга, финансов и многого другого, все зависит от навыков, желания и мотивации. Это мощная отрасль, в которой работает множество профессионалов, создавая лучшие условия для людей. Это только в официальных документах они именуются «потребители услуг», но мы-то с вами понимаем, что каждый потребитель индивидуален. И наша задача – сделать так, чтобы он проникся не просто благодарностью, но симпатией к тому, кто эти услуги предоставляет. Только это станет гарантией, что посетитель вернется к нам снова. Именно поэтому мы даем студентам не только специфические профессиональные знания.
Нашими учащимися и выпускниками мы можем гордиться. Качественное образование подтверждается не только количеством медалей и призов на различных конкурсах профессионального мастерства, хотя их, конечно, достаточно у наших конкурсантов, но в первую очередь востребованностью специалистов. После окончания колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 выпускник может быть уверен, что работа и доход у него будут. Конечно, никогда нельзя останавливаться на достигнутом, и тот выпускник, который хочет в дальнейшем двигаться по карьерной лестнице, будет учиться приобретать новые навыки, это и будет образование через всю жизнь.
Дмитрий БАБАКОВ, директор колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23
Комментарии