Школьники в стенах Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена частые гости. Вуз тесно взаимодействует с образовательными организациями как Петербурга, так и Ленинградской области. Однако ребята, посетившие один из старейших педагогических университетов России в рамках проекта «Университетские смены», особые. Этим летом в экскурсии по учебному кампусу вуза приняли участие дети из Донецкой Народной Республики.
Нужно отметить, что знакомство с историей Герценовского университета – одно из мероприятий насыщенной программы, реализуемой в рамках проекта «Университетские смены». О том, какие еще активности были подготовлены и предложены школьникам, рассказал проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике РГПУ имени А.И.Герцена Александр Низов:
– Проект «Университетские смены», в который включены ведущие вузы России, реализуется при поддержке Минпросвещения РФ с июля по август 2022 года. Наш университет организовал две образовательные смены для детей и подростков в возрасте 12-17 лет из Донецкой Народной Республики на базе агробиологической станции в поселке Вырица Ленинградской области. В первой смене приняли участие 74 ребенка из четырех городов ДНР, во вторую смену приехали 73 ребенка из трех городов ДНР. Школьники приезжают на 10 дней. С одной стороны, программа выстроена таким образом, чтобы выполнить все командообразующие задачи летнего лагеря, ведь ребята незнакомы между собой. С другой стороны, мы реализуем серьезную культурно-просветительскую, образовательную программу, поскольку часть ребят – старшеклассники, многие из них уже задумываются о выборе профессионального пути.
Как пояснил Александр Низов, в первые дни смены ребята находятся на базе загородной агробиологический станции и знакомятся друг с другом, а затем начинаются выезды. В рамках проекта дети знакомятся с историческими дворцами и парками Гатчины, Пушкина (Царского Села). Также им организовали поездку в Петербург, в ходе которой школьники не только увидели достопримечательности Северной столицы, но и побывали в университетском кампусе.
Помимо этого в Вырицу приезжали университетские преподаватели и студенты-старшекурсники, которые проводили театральные практикумы, игры, давали интерактивные мастер-классы. Очень интересными были образовательные мероприятия университетского Технопарка. Например, в рамках командного конкурса «МостЪ навстречу» ребята с наставниками конструировали из подручного материала инженерные сооружения. Это, по сути, был эмоциональный пик смены, большая игра, которая давала возможность ребятам работать как индивидуально, так и в команде. Также в игру была заложена инженерная составляющая, позволяющая поговорить о современных технологиях.
По словам Александра Низова, во время смен серьезное внимание было уделено психолого-педагогическому сопровождению ребят. На загородной базе постоянно дежурили психологи и медицинские работники. Каждую группу школьников сопровождали шесть педагогов из ДНР. Для них участие в проекте стало своеобразным курсом повышения квалификации. Педагоги-сопровождающие очень внимательно наблюдали за методиками, инструментами, технологиями, которые использовали преподаватели и студенты университета, и говорили, что охотно будут применять их впоследствии в своей педагогической практике.
Универсанты, которые были задействованы в рамках «Университетских смен», тоже получили новый опыт. Как рассказала воспитатель, студентка 3-го курса Института педагогики РГПУ имени А.И.Герцена Светлана Казина, очень многое в работе с ребятами из ДНР зависело от того, о чем они думают на данный момент, о чем говорят. Когда понимаешь, откуда дети приехали, куда им придется уехать, хочется подарить им как можно больше позитива. Поэтому по максимуму использовались новые подходы, методы, приемы, позволяющие детям раскрыться, подружиться, применить свои интеллектуальные, творческие способности.
– Сложности в работе для нас были скорее психологического плана, – признается Светлана Казина. – Когда слышишь, как дети разговаривают по телефону, первый вопрос, который они задают, тихо ли, нет ли обстрелов, шокирует. При этом ребята относятся к этому как к должному. Они вообще очень выдержанные, не паникеры. Какие-то экстренные бытовые моменты типа выключения электричества их не пугают. Дети совершенно спокойно ждут, когда все нормализуется.
Что касается самих школьников, то у ребят самые приятные воспоминания о смене. Например, Кате Гордеевой понравилось, что было много общения со сверстниками. Она обрела новых друзей и подруг. Полине Ключка запомнились поездка в город Пушкин (Царское Село), а также экскурсия по Петербургу. Девочка не ожидала увидеть так много старых зданий и архитектурных памятников. Диму Супруна поразил Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе). Красота города ему запомнилась навсегда. Кроме того, мальчик, гуляя по университетскому кампусу, задумался о педагогической профессии.
Еще один десятиклассник, Владислав Пугач, отметил, что ему понравился активный образ жизни, который вели ребята на базе агробиологической станции в Вырице. Большинство активностей проходило на свежем воздухе. Можно было участвовать как в спортивных состязаниях, так и в творческих спектаклях, играх, фестивалях и т. д. «Я отдохнул и многому научился», – сказал Владислав.
тдохнул и многому научился», – сказал Владислав.
Многие ребята, как заметила Светлана Казина, в конце смены признались, что хотели бы когда-нибудь вновь вернуться в Петербург.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии