search
main
0

Время. Поиск. Открытие

Не оскудела земля Русская талантами

В школе №1569 «Созвездие» уже в 27‑й раз состоялась ежегодная междисциплинарная конференция проектных и исследовательских работ старшеклассников «Время. Поиск. Открытие», в которой традиционно представляют свои работы как ученики из любых округов Москвы, так и из других городов России.

И все-таки эта, казалось бы, традиционная конференция исследовательских работ старшеклассников, на наш взгляд, оказалась весьма необычной и заслуживающей особого внимания. Дело в том, что она состоялась в очень сложный период после пандемии, когда старшеклассники учились преимущественно дистанционно, вне привычных способов общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. Да и сама конференция проводилась в несколько усеченном формате, что, по-видимому, и определило уникальный состав ее участников.

В конференции приняли участие самые заинтересованные, самые пытливые и неравнодушные старшеклассники, те, для кого важны были не дипломы, награды и бонусы для поступления в вуз, а научная истина, справедливость, поиск своего профессионального и личностного предназначения, смысла жизни. Это хорошо прослеживается в тех проблемах, которые были подняты старшеклассниками на конференции: «Гуманизация искусственного интеллекта в современной кинофантастике», «Какие мы читатели?», «Перспективы развития графического романа как новой формы художественной литературы эпохи постмодернизма», «Влияние энергетических напитков на организм подростков», «Волонтерство, как новый вид социальной активности молодежи» и др.

Важно отметить, что дух и содержание этой конференции, как никогда, соответствовали ее исходному замыслу и философии – создать площадку для обсуждения и представления итогов самостоятельного поиска старшеклассниками в целях стимулирования их личностного развития и творческого самоопределения. Именно для этого в школе №1569 «Созвездие» – инновационной площадке РАО – реализуется образовательно-развивающая программа обучения «Одаренный ребенок», основанная на применении междисциплинарного подхода и модели творческого развития школьников (научный руководитель д. п. н. Н.Б.Шумакова, Психологический институт РАО).

На каждой ступени обучения программа направлена на решение определенного круга задач. Учащиеся постепенно знакомятся с основными этапами самостоятельной исследовательской деятельности, учатся вести наблюдения, проводить опыты, ставить эксперименты, использовать различные методы для проверки своих гипотез. Они вовлекаются в решение проблем разного характера и уровня сложности, учатся формулировать проблемные вопросы, рассматривать их в разных плоскостях и с разных точек зрения, искать ответы, используя различные источники информации. В итоге к старшему школьному возрасту программа помогает школьникам выйти на уровень проведения самостоятельной исследовательской работы, и своеобразной вершиной такого обучения становится ежегодная конференция.

Конференции всегда посвящены широким междисциплинарным проблемам (например, «Время. Поиск. Открытие»), которые изучаются в 10‑11‑х классах. Широкий и междисциплинарный характер темы служит катализатором для постановки проблем в разных плоскостях, их нестандартного видения учащимися. К тому же проблематика, которую позволяет открыть тема, соответствует устремлениям юношеского ума, так как учащиеся этого возраста интересуются вопросами системы и устройства мира, для них характерен напряженный поиск смысла жизни, нравственного и профессионального самоопределения. Это позволяет каждому старшекласснику выбрать действительно интересующую его проблему и почувствовать себя не только в роли ученика, но и ученого-исследователя, который может сам поставить интересную проблему, предложить различные пути ее решения и обосновать правомерность своей точки зрения в дискуссии со сверстниками и учеными-экспертами, специалистами в данной области.

Подготовка учащихся к конференции и научно-исследовательской работе – это необходимая и очень важная часть учебного процесса на завершающей ступени обучения в школе. При этом школа открыта для всех старшеклассников, желающих присоединиться к исследовательскому поиску, творчеству и обсуждению проблем, волнующих их сверстников… Думаю, что эта конференция была важна не только старшеклас­сникам, но и нам, взрослым, для которых она стала тем увеличительным стеклом, которое помогает увидеть подлинные возможности, потребности, стремления и проблемы подрастающего поколения, которые важно решать в самом ближайшем будущем.

Победителями в этом интеллектуальном состязании стали ученики школы София Климентьева из 10‑го класса («Дискуссии о клонировании человека в современном мире»), Светлана Максимова из 11‑го («Геологическая история Московской области»), одиннадцатиклассники Даниил Романовский («Влияние компьютерных игр на подростков») и Лев Тарабрин («Операторское искусство как средство манипуляции зрительским восприятием»).

Более 30 работ были отмечены в номинациях и списках призеров. Очень важно, что материалы конференции из года в год публикуются. Факт такого внимания к ученической работе для ребят очень важен. Мы видим, что темы работ определяют диапазон исследовательских интересов учащихся – от биологии и этики до геологии. Во многом в успехах учеников заслуга школы, которая много лет последовательно вместе с РАО проводит конференцию, формирует устойчивый интерес к исследовательской работе у школьников. Для многих ребят это становится основой выбора будущей профессии.

Лада ЖУРАВЛЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1569 «Созвездие», заслуженный учитель РФ

 

Комментарии

София КЛИМЕНТЬЕВА, ученица 10‑го класса школы №1569 «Созвездие», победитель междисциплинарной конференции проектных и исследовательских работ старшеклассников «Время. Поиск. Открытие» («Дискуссии о клонировании человека в современном мире»):

– Достижения в области клонирования породили немало вопросов. С одной стороны, появились новые возможности: вывести на рынок генетически модифицированные продукты, создать принципиально новые лекарства, трансплантировать органы, решить проблему бесплодия и избавить человечество от некоторых наследственных заболеваний. А с другой стороны, возникает нравственный вопрос, связанный с аморальностью клонирования человека…

Большую часть реферата занимает рассмотрение клонирования человека и отношения общества к этой планируемой методологии.

 

Алена ГОВОРОВА, ученица 10‑го класса школы №1569 «Созвездие», призер междисциплинарной конференции проектных и исследовательских работ старшеклассников «Время. Поиск. Открытие» («Наше понимание справедливости»):

– Древние философы ставили перед собой такие вопросы, как «Используется ли правосудие для защиты людей?», «Кто творит справедливость» или «Следует лечить преступника или наказать его?». Единого ответа на большинство вопросов нет. Не существует и общей системы оценивания данного понятия, такого, чтобы решение было справедливо в равной мере для всех. Сама концепция справедливости зависит от общества, в котором этот термин рассматривают. А это как раз является одним из важных критериев, от которых зависит понимание справедливости. Все работы свидетельствуют об очень важном обстоятельстве: ученики серьезно работают с понятийным аппаратом, терминологией, исследуют первоисточники, осваивают огромный пласт дополнительной литературы по теме.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте