search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Время подъема и энтузиазма

В 1986 году мне было 25 лет, и это было самое начало моей педагогической деятельности. Я и мои друзья – молодые педагоги – только-только начинали осваивать азы преподавания в школе и каждый раз очень волновались, проводя урок.

Все время казалось, что мы что-то делаем не так, что-то не успеваем, подготовка к каждому уроку растягивалась на долгие часы… Как же было для нас всех важно услышать девиз Симона Львовича Соловейчика: «Вы блестящий учитель. У вас блестящие ученики»!

А потом настало время останкинских педагогических вечеров, всесоюзных стажировок учителей в авторских школах Тубельского, Щетинина, Караковского; знакомство с методиками преподавания Шаталова, Лысенковой, системой Никитиных… Все это задавало такое удивительное чувство педагогической свободы и желания придумывать что-то новое, интересное, творческое, что это время в моей памяти никак не ассоциируется с трудными годами перестройки и материальными сложностями. Наоборот, это было время необыкновенного подъема и педагогического энтузиазма.
Этим мы «заражали» и родителей, которые тогда, не очень даже понимая наши новые взгляды на образование, бесконечно доверяли нам, соглашались на освоение их детьми начальной школы в системе Монтессори, в вальдорфской школе, в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова и сами учились вместе со своими детьми, изучая новые способы формирования школьного знания.

Спустя 35 лет ситуация, на мой взгляд, изменилась. Сегодня я наблюдаю растерянных, даже испуганных (бесконечными проверками, подготовкой к ЕГЭ и т. д.) учителей, но и большое количество родителей, уверенных в возможности своего влияния на образование собственных детей. И мне кажется это очень ресурсным. Действительно, в экосистеме существует сильная, хотя часто и невидимая, взаимосвязь разных элементов, и когда ослабевает одна позиция, то она удерживается за счет усиления другой. Вот и в экосистеме современного образования мне видится этот же эффект: усталость педагогического сообщества сегодня может поддерживаться и усиливаться ресурсами семейного образования, использованием различных альтернативных форм открытого образования. Важно только уметь разглядеть эту ресурсность и отнестись к ней экосистемно!

Татьяна КОВАЛЕВА, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте