search
main
0

Время определять приоритеты. В Москве состоялись Международные Рождественские образовательные чтения «Традиционные ценности и современный мир»

​Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных Рождественских образовательных чтений и обратился к участникам форума с докладом.

Тема нынешних Чтений – «Традиционные ценности и современный мир» – дает нам повод поразмышлять о важнейшей составляющей, важнейшей цели церковной миссии и миссии каждого христианина в жизни современного мира.Люди всегда ощущают потребность расставить ценностные приоритеты в своей жизни. Такие приоритеты дают человеку ориентиры, определяют векторы личностного развития, побуждают стремиться к чему-то, достигать определенных целей. Поэтому от того, какие мировоззренческие принципы ставились во главу угла того или иного общества, зависело благополучие и личное, и общественное, зависел культурный и духовный потенциал целых наций и цивилизаций.Словосочетание «традиционные ценности» стало техническим термином. Краткие формулировки, технические термины необходимы для передачи понятий, которые нуждаются в достаточно пространных определениях; отсутствие технических терминов затрудняет коммуникацию, то есть передачу смысла этих понятий другим людям. Но краткая формулировка таит в себе и некую опасность – возможно выхолащивание смысла, использование одной и той же формулировки для весьма отличающихся друг от друга понятий. Именно это происходит сегодня и с понятием «традиционные ценности»: общественный дискурс нередко отталкивается от ложных представлений о самом понятии «традиционные ценности», из-за чего проистекают дискуссии между людьми более консервативного настроения и людьми иных взглядов  не потому, что они расходятся в принципах, а чаще всего потому, что под словосочетанием «традиционные ценности» понимают разные вещи. Мне кажется, что ценности традиционные – это те, что создаются традицией, и те, которые традицией сохраняются, это не одно и то же. К ценностям, которые создаются традицией, несомненно, относятся национальная культура, фольклор, обряды, обычаи, которые возникают в недрах народной жизни под влиянием множества факторов, начиная с факторов мировоззренческих, включая опыт человека, и кончая влияниями внешней среды, такими как ландшафт, климат. Вот такие ценности обретают статус ценностей именно потому, что они включаются в традицию. Традиция придает им смысл и значение в первую очередь для следующих поколений. Она их авторизует и адресует следующим поколениям, она их сохраняет, но она же их и создает в том смысле, о котором я только что сейчас сказал. Но есть ценности, которые традиция создать не может, потому что они не проистекают напрямую из человеческого опыта. Более того, они нередко этому опыту противостоят, но, с другой стороны, заключая в себе требования к человеку, эти ценности воспринимаются как нечто, находящееся в согласии с человеческой совестью. Речь идет о нравственных ценностях, источник которых Бог, а не человек. На нас, христианах, лежит особая ответственность за сохранение и передачу духовных, нравственных ценностей будущим поколениям, чтобы не разрушилось человеческое общество, чтобы не исчезла гармоническая красота человеческого бытия и всего космоса.Огромную роль в этом процессе играет образование, тесным образом связанное с воспитанием. Школа не может быть отделена от духовной культуры народа. Это общеизвестная педагогическая аксиома. Именно так говорил об этом классик отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. Подразделяя школьные знания на приятные, полезные и необходимые, он писал: «Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины» («О необходимости сделать русские школы русскими»).За прошедший год в развитии православного образования в Российской Федерации сделан важный шаг: во всех школах, пока, правда, только в четвертых классах, родители получили возможность избирать для изучения их детьми предмет «Основы православной культуры». И хотя значение  этого события переоценить сложно, все еще остается ряд проблем, которые нам предстоит решать в наступившем году совместно с органами власти, педагогами, представителями других религиозных общин России.Сегодня государственные и церковные учреждения ведут активную совместную работу в данном направлении. Созданы специальные органы: Межведомственный совет при Министерстве образования и науки РФ, Центральное методическое объединение по ОРКСЭ, а также соответствующие советы в регионах. В настоящее время в Министерстве образования и науки  РФ на рассмотрении находится Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования, разработанная в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии представителей Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Эта концепция предполагает поэтапное расширение преподавания курса религиозных культур и этики: вводный курс в младших классах, систематический курс в средних классах и обобщающий курс в заключительном классе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте