Смелые идеи, воплощенные в реальность, приносят миру новые технические чудеса, двигают прогресс все дальше, все быстрее. То, что еще вчера казалось технически недостижимым, сегодня стало ширпотребом.
При сохранении нынешних темпов технико-экономического развития шестой технологический уклад вступит в фазу зрелости в 2040‑е годы. При этом в 2020-2025 годах произойдет новая научно-техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки в области нанотехнологий, энергетики, биоинженерии, искусственного интеллекта, робототехники, средств коммуникации.
Опережающая модернизация экономики – основная цель, достижение ее невозможно без соответствующего развития образования. Экономика остро нуждается в большом количестве высококвалифицированных специалистов, задача подготовки которых лежит на системе образования.
Основная проблема в том, что прежние модели уже не работают. Если тридцать лет назад из вуза выпускался инженер, который потом доучивался в КБ или на заводе, набирался опыта, то сегодня времени на это нет. Вуз должен выпускать специалиста, того самого двигателя прогресса, за которого должны конкурировать фирмы, но часто этого и не происходит. К сожалению, бывает так, что абитуриент поступает в вуз, не видя своего будущего, не имея четкой цели. Кто может ему в этом помочь? Школа – другого варианта нет. У школы стоит задача не просто вложить в ученика знания, но и помочь ему сориентироваться, разобраться в себе, проявить свой потенциал.
Система московского образования прилагает огромные усилия для решения задачи предпрофессиональной подготовки. На примере нашей школы можно увидеть постоянное развитие сотрудничества с ведущими вузами, на площадках которых учащиеся на практике знакомятся с передовыми технологиями, получают представление о востребованных специальностях.
Большую практическую пользу приносит взаимодействие с колледжами по проекту «Профессиональное обучение без границ», дающее практический опыт освоения различных специальностей.
Огромное значение имеет реализация проектов «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» «Академический (Научно-технологический) класс», «Московский предуниверсарий» «IT-класс в московской школе», «Новый педагогический класс в московской школе».
Наши школьники успешно участвуют в большинстве конкурсов, проводимых в рамках реализации этих проектов, которые являются мощными локомотивами развития современного образования.
Для успешной подготовки будущего специалиста, его своевременной ориентации происходит симбиоз двух систем – стандартизированной школьной и вариативной практико-ориентированной системы дополнительного образования – в одном образовательном процессе.
Для достижения поставленной задачи в рамках предпрофильного обучения реализуется двухуровневая комплексная программа, в которой каждый уровень имеет свои четкие задачи в рамках общей стратегии развития. Уровни делятся на подготовительный – 5-9‑е классы и исследовательский – 10-11‑е классы.
Занятия организуются по проектному принципу. Во время реализации проектов учащиеся помимо знаний, предусмотренных программой основного общего и среднего общего образования, получают навыки командной работы, осваивают исследовательскую и инженерно-конструкторскую деятельность, учатся проводить соответствующие маркетинговые исследования, делать экономические расчеты эффективности производства, создают бизнес-план реализации проекта.
Для наиболее полного знакомства каждого учащегося со всеми этапами проектной деятельности и максимально большим количеством смежных специальностей часто используется метод, впервые примененный и успешно внедренный в процесс разработки новых продуктов компанией Volvo. Суть метода состоит в формировании временных рабочих групп для решения конкретной задачи. Ротация привлекаемых специалистов-разработчиков и научных консультантов обогащает каждого из них новым опытом, а с другой стороны, позволяет внести новые подходы в устоявшиеся решения. Кроме того, данный метод позволяет всему коллективу разработчиков чувствовать себя единой сплоченной командой, в которой каждый отвечает за конечный результат.
Для социальной адаптации учащихся к условиям конкурентной среды современного бизнеса предполагается использовать партнерские программы, реализуемые с передовыми предприятиями Москвы, для организации стажировки учащихся и совместного решения научно-технических проектов, имеющих конкретное применение в экономике.
Для формирования навыков гражданской ответственности у обучающихся проводятся тематические встречи и мастер-классы с привлечением представителей вузов и колледжей, а также представителей предприятий – будущих работодателей. Направления программы реализуются обширно, позволяя учащемуся испытать себя в разных видах деятельности, найти свою цель, сделать свой выбор.
Профориентация школьника – задача огромной сложности, для решения которой объединены усилия педагогов школ, колледжей и вузов, специалистов-работодателей, и только так создается база для роста творцов прогресса. Нынешнее поколение школьников – наша линия обороны. Они будущее страны.
Владимир ЦВЕТОВ, учитель информатики школы №2010 имени Героя Советского Союза М.П.Судакова
Комментарии