Сегодня каждый учитель знает, где платят больше – это, конечно, в школе, а где времени и свободы больше – это, конечно, в профобразовании. Решая вопрос, куда пойти работать, они делают выбор, что важнее, время или деньги.
Сколько?Отчетные цифры о средней заработной плате педагогов России в системе НПО и СПО в первом полугодии 2013 года – 24,8 тысячи рублей в месяц (86,3 % от средней зарплаты по стране). Из тех профессиональных учебных заведений Свердловской области, ситуацию в которых мне удалось оценить, ни одно не показывало эту цифру. Даже планы на конец года не столь радужные. Екатеринбургский машиностроительный колледж – в среднем преподаватели получают 15,3 тысячи рублей в месяц. Политехнический колледж – заработок в районе 18-20 тысяч в месяц. Свердловский мужской хоровой колледж – средний педагогический заработок около 18 тысяч рублей в месяц. Свердловский колледж искусств и культуры – 21,3 тысячи рублей в месяц. Источники финансирования у разных учреждений профобразования различаются: машиностроительный колледж получает средства из федерального бюджета, «училище культуры», если называть по старинке, – из местного Министерства культуры, политехнический колледж – от Министерства общего и профессионального образования области, – но результат примерно одинаков.Динамика, безусловно, присутствует. С 1 января нынешнего года произошло повышение ставок на 40%: там, где по тарифному плану «цена вопроса» равнялась примерно 7 тысячам рублей, сейчас около 10 тысяч рублей. С одной стороны, ощутимо. С другой стороны, реакция педагогов единодушна: «Разве это деньги?»Почему?Подобная фраза рождает следующий вопрос, каким бы кощунственным он ни казался: «Если вас не устраивает уровень зарплаты, почему вы выбираете работу именно здесь?» «Контингент учащихся совсем не такой, как в школе, – отвечает заместитель директора Екатеринбургского машиностроительного колледжа Мария Камалетдинова. – Существует отбор при поступлении, дети мотивированы на учебу. Так что работать, в сравнении со средним учебным заведением, у нас приятнее и легче».О позитивном контингенте говорят и в мужском хоровом колледже. «В образовании исключительно мальчиков есть, конечно, и свои трудности, девочки, как известно, более старательные, а мальчишки – хулиганистые, но однородный, несмешанный коллектив учеников позволяет применять определенные методы, настраиваться на ребят. Плюс музыка: она облагораживает человека, мы не сталкиваемся со многими социальными проблемами, активно присутствующими в обычных учебных заведениях, а ведь в нашем колледже образование, как в школах, ведется с первого класса, – рассказывает заместитель директора СМХК по учебной работе Евгений Лядов. – Хотя сказать, что всегда все гладко, тоже неверно. Вот сегодня мальчишки вели себя очень беспокойно. Но в сравнении с тем, что происходит в школах, а я десять лет проработал в СОШ, это цветочки. Большим плюсом называют удобный, без «окон», график, экономящий силы, раннее окончание работы: после 13-14 часов педагог обычно свободен и получает возможность посвятить время себе, семье, либо дополнительному заработку. Репетиторство же, все знают, оценивается отнюдь не в 103 рубля за час, а раз в пять дороже. Впрочем, помимо частных уроков, есть и другие способы подработать. Преподаватели колледжа искусств, например, ведут кружки в центрах культуры, в спортивных школах (в колледже действует специальность «цирковое искусство»), музыкальных школах, готовят проекты для хореографических коллективов, выступают театральными режиссерами, ведущими досуговых программ. Работа в колледже оставляет человеку простор для творчества и посторонней деятельности, школа же склонна «поглощать», захватывать человека целиком. Как?Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов поставил задачу достичь среди педагогов профобразования уровня средней зарплаты по стране к 2018 году. Удастся ли это? А может быть, это произойдет раньше? Насчет «раньше» в Свердловской области оптимистов не нашлось. Но чиновники, вооружившись Указом Президента РФ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», уже предпринимают активные действия по приближению заветных цифр. Директорам учебных заведений поставлена задача к концу нынешнего года довести зарплату педагогов где до 21 тысячи рублей, где до 24 тысяч. Из каких источников?Во-первых, выделено дополнительное финансирование для подъема уровня заработной платы. Наиболее эффективно это происходит там, где в процесс включаются отраслевые министерства. В Уральском институте противопожарной службы МЧС подготовлен ряд собственных нормативных документов, «дорожная карта» мероприятий по увеличению зарплаты. От министерства поступила значительная сумма – 2,9 миллиона рублей – для премирования сотрудников. Разработана балльная система надбавок, подобная стимулирующему фонду в школах.Во-вторых, рекомендовано продолжать процесс «оптимизации»: сокращение штатов, увеличение нагрузки. Естественно, рост учебной нагрузки педагогов приведет к росту заработка – правда, за счет переработки. По мнению «живых» участников процесса, этот путь не совсем честный, ведь на самом деле увеличивается не плата за труд, а количество самого труда.- Верю ли я в повышение зарплаты педагогов профобразования, как намечено, к 2018 году? Скорее да, время еще есть. Но при условии общего улучшения экономической ситуации в России. Система образования не существует сама по себе, она отражает реальные экономические и социальные процессы, – подводит итог директор колледжа искусств и культуры Тамара Бутузова.Свердловская область
Комментарии